Проект "Любимый край- Алтайский край"
проект (старшая группа)

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Любимый край- Алтайский край", включающий в себя презентацию об Алтайском крае

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Любимый край – Алтайский край!» Составила: Подлинова И.М. воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веселые звоночки» общеразвивающего вида г. Барнаул 2019 год

Слайд 2

Актуальность В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Слайд 3

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Решением проблемы воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине стала реализация проекта: «Любимый край – Алтай!». Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Слайд 4

Цель: способствовать развитию нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с культурным наследием родного края. Задачи: формировать знания о родном крае: истории, символике, достопримечательностях, промышленности; познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край; расширить знания о растительном и животном мире Алтайского края; формировать экологическую культуру, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; познакомить с культурой, традициями и обычаями народов Алтайского края; воспитывать любовь к малой Родине. Гипотеза: если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к жизнедеятельности родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Предполагаемые результаты У детей будут сформированы знания о родном крае. Педагоги и родители пополнят знания об Алтайском крае. Дети и взрослые примут активное участие в мероприятиях, направленных на нравственно-патриотическое воспитание.

Слайд 5

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители . Вид проекта: познавательно- творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение учебного года). Технологичность: данный проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении. Пути реализации проекта: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, взаимодействие с родителями.

Слайд 6

Этапы проекта: Подготовительный этап: изучение проблемы; определение цели и задач проекта; подбор материала по теме «Алтайский край»; планирование деятельности .

Слайд 7

Месяц Тема Мероприятия Взаимодействие с семьей ОО Речевое развитие ОО Познавательное развитие ОО Художественно- эстетическое развитие ОО Социально- коммуникативное развитие (итоговое мероприятие) Сентябрь «Из истории края» Чтение художественной литературы (по темам) Разучивание песен и стихов об Алтайском крае Литературный час «Мой родной край» Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий (по темам) Беседы, просмотр презентаций и видеофильмов (по темам) Рисование «Национальный костюм» Знакомство с творчеством детских писателей Алтайского края (сотрудничество с библиотекой) Участие в мероприятиях , посвященных «Дню города» Октябрь «Города Алтайского края» Рисование «Город, в котором я живу» Конструирование «Улицы нашего города» Ручной труд «макет нашего района» Викторина «Что? Где? Когда?» Консультации: «Из истории города», «Их именами названы улицы города», «Современный Барнаул» Ноябрь «Реки и озера Алтайского края» Аппликация «Пейзажи Алтайского края» Праздник «Волшебница - Осень» Ширма «Родной край» Декабрь «Растительный мир Алтайского края» Рисование «Родная природа» Конкурс «Знатоки Алтайского края» Консультация «Природа Алтайского края» Посещение краеведческого музея Январь «Животные Алтайского края и его заповедники» Лепка «Животные и птицы Алтайского края» Рисование «Редкие животные» Практический этап Календарно- тематический план

Слайд 8

Месяц Тема Мероприятия Взаимодействие с семьей ОО Речевое развитие ОО Познавательное развитие ОО Художественно- эстетическое развитие ОО Социально- коммуникативное развитие (итоговое мероприятие) Февраль «Богатство Алтайского края» Чтение художественной литературы (по темам) Разучивание песен и стихов об Алтайском крае Литературный час «Мой родной край» Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий (по темам) Беседы, просмотр презентаций и видеофильмов (по темам) Рисование «Хлеб- богатство нашего края» Лепка «Хлебобулочные изделия» Март «Русские народные праздники» (Масленица, Пасха) Рисование «Весна- красна» Лепка «Куличи» Ручной труд «Поделки из яичной скорлупы» Развлечение «Идет матушка - весна…» Консультация «Народные праздники» Апрель «Русские народные игрушки» Рисование «Веселая ярмарка» Лепка «Сестрицы- матрешки» Концерт «Родной свой край люби и знай!» Посещение художественной выставки Май «Традиции и обычаи народов Алтайского края» Ручной труд «Обереги» Ширма «Знаменитые люди Алтайского края» Экскурсия к памятнику В.М. Шукшина

Слайд 9

Заключительный этап: открытое мероприятие «Моя Родина – Алтайский край» .

Слайд 11

Площадь 169,1 тыс. км². Население 2654 тыс. человек. Городское население составляет 58%. 11 городов. 30 поселков городского типа . Центр - город Барнаул. Промышленность: машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая, горнодобывающая .

Слайд 12

Поверхность Алтайского края делится на равнины и горы, из которой большая часть территории является равниной. На востоке она окаймлена невысоким Салаирским кряжем, а на юге вплотную подступает к Алтайским горам. Высшая точка — 2490 метров пока не имеет официального названия на карте и находится в истоках реки Кумир на Коргонском хребте.

Слайд 13

Горы Алтайские горы состоят из хребтов, имеющих сложное расположение. Типы рельефа в горах Алтая разнообразные. Низкогорье поднимается над равнинами края на 500 метров и постепенно переходит в среднегорье с высотами до 2000 метров. Для низких гор характерны куполовидные вершины . Алтайские горы постепенно разрушаются под действием сил природы. Жара и мороз, снег и дождь, ветер и текучие воды размельчают и уносят верхние слои, обнажая плотные кристаллические породы — гранит, мрамор, порфиты . Вершины гор растрескиваются, по склонам спускаются осыпи, состоящие из мелкого обломочного материала.

Слайд 14

А неподалеку от села Комар (Алтайский район) на водоразделе Семинского хребта находится одна из глубочайших пещер Сибири — Алтайская пещера, глубиной 240 метров и протяженностью 2540 метров. Пещеры — это неповторимое творение природы, со своим микроклиматом, флорой и фауной, подземным рельефом, сталактитами и сталагмитами, длинными галереями и известковыми колоннами.

Слайд 15

Алтай называют краем голубых озер. Небольшие по размеру горные и степные озера придают природным ландшафтам своеобразное очарование и неповторимость. В пресных проточных озерах много рыбы, а в зарослях камышей по берегам — водоплавающей дичи. Очень живописны озера горной части Алтайского края. Одно из таких озер — озеро Ая , голубая жемчужина низкогорий, известно далеко за пределами края. На его берегах расположен оздоровительный комплекс, в теплых водах Аи можно купаться все лето.

Слайд 16

Нередки на Алтае и водопады, как водопад на реке Шинок, недалеко от Денисовой пещеры, высотой около 70 метров. В настоящее время на реке Шинок учтено восемь водопадов и один водоскат. В 2000г. заказник «Каскад водопадов на реке Шинок» приобрёл статус памятника природы.

Слайд 17

Полезные ископаемые включают полиметаллы, поваренную соль, соду, бурый уголь, никель, кобальт, железную руду и драгоценные металлы. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров, мраморов, гранитов, охры, минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями

Слайд 18

Леса покрывают большую часть Алтайского края. Здесь растут единственные на всей территории России ленточные сосновые боры — уникальное природообразование , подобного которому нет нигде на нашей планете . Образовались пять лент сосновых боров, которые тянутся параллельно друг другу от Оби у Барнаула в юго-западном направлении в сторону Иртыша и Кулундинской низменности.

Слайд 19

Очень распространено дерево — лиственница. Древесина ее твердая и прочная, прекрасно сохраняющая свои качества и в земле, и в воде. Лиственница является ценнейшим строительным материалом: из нее возводят дома, которые могут простоять столетия, делают плотины, сооружают мосты, причалы, используют для изготовления железнодорожных шпал и телеграфных столбов . Сибирская кедровая сосна, кедр — знаменитая древесная порода алтайских лесов. Это могучее дерево с темно-зеленой кроной, с колючей длинной хвоей.

Слайд 20

Кустарников в крае произрастает несколько десятков видов, многие из которых дают съедобную ягоду — малина, ежевика, смородина, жимолость, голубика, брусника. Красивы ранней весной склоны гор, покрытые цветущим ярким малиново-фиолетовым цветом вечнозеленым маральником. Часто встречаются заросли можжевельника, лапчатки, таволги. Славен край обильными зарослями полезного кустарника — облепихи.

Слайд 21

Из лекарственных растений на территории Алтайского края наиболее известны маралий и золотой корень, бадан и валериана, одуванчик и марьин корень, адонис весенний, солодка и др. Высоко на склонах гор Алтая встречается эдельвейс.

Слайд 22

В Алтайском крае встречаются : лось, бурый медведь; кабарга , марал, глухарь, каменная куропатка. Около 90 видов млекопитающих, более 250 видов птиц проживает на Алтае. Некоторые из них (кот манул, хорь перевязка, журавль красавка и др.) занесены в Красную книгу .

Слайд 23

В лесах Алтая встречаются рысь, барсук, росомаха, горностай, бурундук, белка. Наиболее ценным пушным зверем тайги является соболь. Этот небольшой хищник облюбовал для себя наиболее глухие буреломные места, устраивая гнезда в дуплах старых деревьев .

Слайд 24

Другой ценный пушной зверь — лиса. Обитает на равнинной местности. Здесь повсеместно водятся грызуны: хомяки, суслики различных видов , снежный барс, сурки, в засушливых районах степи встречаются тушканчики. Зайцы — русак и беляк — живут в степи и в лесных районах края. Там же можно встретить волка .

Слайд 25

Птицы, наиболее часто встречающиеся в лесной зоне края — сова, филин, ястреб. Промысловые виды представляют тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Для жизни в лесах хорошо приспособлены кедровки и сойки, клесты, мелкие певчие птички . В горах обтает хищная крупная птица — орел-беркут. Его добычей служат грызуны — мыши и суслики, сурки. Встречается всюду белая куропатка, она проживает на высотах до трех тысяч метров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук "Алтайский край – мой край родной"

Мастер-класс для педагогв по изготовлению лэпбука по ознакомлению с Алтайским краем....

Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»

Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый   край .»...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

«Алтайский край, мой край родной!»

Создать условия для формирования чувства патриотизма, через привитие любви к природе, родному краю, истории....

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...

Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»

Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...

Тема: "Алтайский край-наш родной край".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие. Тема: Алтайский край – наш...