Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»
проект

Старовойтова Елена Юрьевна

Проект

нравственно-патриотическое воспитание

у детей старшего дошкольного возраста

« Алтайский край –любимый   край .»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novyy_moy_avtosohranennyy.docx352.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение  «Озерский Детский сад »

        Проект

нравственно-патриотическое воспитание

у детей старшего дошкольного возраста

« Алтайский край –любимый   край .»

http://obj.altapress.ru/picture/width/728/206188.jpg

                                      Разработчик:

                                                                  Старовойтова Елена  Юрьевна

с .Озерки  2021 – 2022 года

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

 к своей семье, к своему жилищу, к своему

 детскому саду. Постепенно расширяясь,

 эта любовь переходит в любовь к родной

 стране, к ее истории, прошлому и

 настоящему, ко всему человечеству

Д. С. Лихачев

Актуальность темы:

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины  ребёнка  связывается с местом, где он родился и живёт.  Задача воспитателя  — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с  его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, какой он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остается, как приятное воспоминание  детства. Задача педагога и родителей – сделать так, чтобы таких воспоминаний у ребёнка было больше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок чувствовал себя комфортно. Очень важно, чтобы ребёнок любил свой детский сад. Поэтому жизнь ребёнка в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.

Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (села, края). Это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине – России.

Проблема:

Каким образом можно способствовать возникновению интереса у детей к истории, традициям, достопримечательностям, природе  родного края в образовательном процессе ДОУ.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному краю.  Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил край, начнут проявлять интерес к событиям, происходящих в крае  и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, будут оберегать природу своего края, что будет способствовать становлению гражданско-патриотического поведения. А накопленные знания  будут использовать в жизненных ситуациях, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта:

Создать условия для развития нравственно-патриотического  поведения, через ознакомление с историей,  культурой, природой  родного края, систематизировать имеющиеся знания.

Задачи проекта:

  • Дать понятие «Родина»- месте, где мы живем.
  • Познакомить с историей появления села Озерки, его традициями, ремеслами, достопримечательностями.
  • Рассказать детям о замечательных людях, прославивших родное село.
  • Знакомить с культурными объектами села.
  • Организовать экскурсии к культурным объектам, достопримечательностям и памятникам села.
  • Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей села; с результатами их труда (картинами, книгами, предметами декоративного искусства).
  • Знакомить с районом в котором живут, ввести в активный словарь название района –Тальменский, рассказать, чем славен район.
  • Расширять знания о флоре и фауне родного края.
  • Знакомить детей с историями, легендами о родном крае.
  • Продолжать знакомить детей с предметами крестьянского  быта, его особенностями в прошлом и настоящем, осваивать навыки домашнего труда впрактической деятельности.
  • Знакомить с историей южнорусского костюма, его отличительными особенностями.
  • Продолжать знакомить с сельскохозяйственным трудом, орудиями труда.
  • Знакомить с народной кухней.
  • Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей; любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Направления проектной деятельности:

.Информационный блок: Переработка теоретических материалов, подготовка познавательных рассказов.

. Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.

. Организационный блок: Создание предметно- развивающей среды .

Вид проекта:

познавательный, групповой.

Участники:

дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации:в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта

  • Подбор исторической литературы
  • Подбор произведений русского народного творчества
  • Подбор наглядного материала
  • Подбор изобразительного материала для продуктивной деятельности
  • Выставки книг, рисунков, поделок, семейных альбомов и семейного древа рода
  • Создание условий для проведения различных мероприятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Цель: установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап. Исследовательский.

Цель: расширить представления об объектах ближайшего окружения.

способствовать развитию поисково – исследовательской деятельности.

разработать проблемные ситуации, побуждающие к проявлению  гражданско – патриотического поведения.

Поиск  ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализации самого проекта, в рамках которого проведение работы по трём направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.

3 этап. Обобщающий.

Цель: систематизировать и оформить накопленный материал, презентовать продукт деятельности.

Анкетирование родителей.  Анализ  и подведение итогов работы.

 Обобщающий этап включает в себя:

  • Презентацию проекта.
  • Открытое мероприятие « Алтайский край - любимый край .»
  • Творческие выставки и фотовыставки по теме проекта

Методы проекта:

. Наблюдение.

. Совместные игры.

. Анкетирование родителей.

. Познавательные игровые НОД.

. Беседы.

  Перспективный план реализации проекта.

Сентябрь «Мой любимый детский сад»

 1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. 2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. 3.Пение песен и чтение стихов о детском саде. Цель: развивать речь детей 4. Беседа «Наш детский сад» Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. 5.Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность» Цель: закрепить знания и умения детей об этикете. 6. Беседа «Будем дружно мы играть» Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. 6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

Анкетированиеродителей  « Будем знакомы»,Информационный час "Начало пути в страну знаний!",

Консультация для родителей  «Режим дня и его значение для ребёнка», информация в уголке для родителей «Здоровье детей осенью»

 Октябрь «Моя семья»

 1.Беседа «Моя семья». Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. 2. Беседа «Наша Родина-Россия». Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык). 3. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду. 5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 5. Рисование на тему «Моя семья» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 6. Занятие «Пеку, пеку хлебушек». Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. 7.Занятие «Государственный флаг РФ». Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. 8.Занятие «Государственный гимн России» Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

Создание фотоальбома с родителями  «Моя семья»

Поздравительная информация в родительском уголке «Наши любимые бабушки».

Семейная академия(«Воспитание бабушками: за и против»)

 Совместное  составление фотоальбома « куда не пойдешь – красивее улицы не найдешь ».

Ноябрь «Наша Родина-Россия».

  1. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях 2. Экскурсия по  родному селу  на «автобусе»- по фотографиям. Цель: знакомить детей с

достопримечательностями   родного села, воспитывать любовь к родному краю. 3. Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает» Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. 4. Конкурс чтецов «Стихи о маме». Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. 5. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!» Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

Творческая выставка совместных работ «Моя Родина - Россия»

Поздравительная информация в родительском уголке ко Дню матери

Совместные работы с родителями  «Семейное древо»

Праздник, посвящённый Дню матери.

Творческая выставка совместных работ с родителями  «Моя Родина - Россия

Декабрь «По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».) 1.Занятие: «Что за праздник Новый год?» Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. 2. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. 3. Занятие «Страна моя родная!». Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России. 4. Изготовление альбома «Родная сторонушка». Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае. 5.Беседа «Животный мир нашего края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. 7.Праздник «Новогодняя сказка». Цель: создать у детей радостное настроение. 8.Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

мастерская Деда Мороза – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.

Январь «Народные праздники»

 1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество» Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. 2. Развлечение «Зимние забавы со Снеговиком». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам. 3. Беседа «История моего посёлка». Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». 4.Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе. Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району. 5.Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. 6.Беседа «Мои друзья». Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

Совместная с родителями экскурсия в Историко-краеведческий музей.Детско-родительская выставка творческих работ из природного материала «Загадки природы».        

 Февраль «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).

 1.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Цель: расширение кругозора. 2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, МикитеСеляниновиче, Никите Кожемяке. Цель: познакомить с подвигами богатырей. 3. Экскурсия в зимний п лес. Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке. 4.Праздник «Масленица». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. 5. Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных. 6.Развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить». Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание. 8.Народные игры.

Экскурсия к памятнику совместно с родителями  «Воин – защитник»

Фотографии пап и дедушек, служивших в армии.Книги, энциклопедии, открытки и журналы с военной тематикой.Альбомы «Мой папа –  самый ,самый …»

  1.  Март «Моя мама»

 1.Беседа «О мамах родных и очень важных». Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. 2. Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек. 3. Праздник «Праздник для любимых мам». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них. 4. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери». Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. 5.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Творческая выставка «Мамины  руки незнают скуки» (рисунки, фото, коллажи и поделки)

Апрель «Наши космонавты»

1.Беседа «Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать 2. Изготовление коллажа «Если очень захотеть, можно в космос полететь». Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну. 3.Беседа «Весёлые истории в нашей группе». Развлечение «День смеха». Цель: подведение детей к пониманию того, над чем можно смеяться, а над чем нет. 4. Занятие «Праздник Пасхи». Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

Фотовыставка ко Дню Земли «Лучше нет красивей  края

Выставка «Весенние чудеса»

(зарисовки, этюды, фотографии о разных периодах весны)

Творческие работы «Символы могучей  России» (фото, рисунки, коллажи и т.д.)

 Май «Праздник Весны»

1.Развлечение «Веснянка». Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. 2. Праздник «День Победы». Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен. 3. Занятие «Этот день Победы». Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. 4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат. Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. 5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. 6.Развлечение «Семейный клуб бабушек и внуков». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Тематический праздник посвященный Дню Победы – совместный родители, дети, педагоги, ветераны. Экскурсия к памятнику Солдату Победителю в селе Озерки с возложением цветов.

.

http://festival.1september.ru/articles/598235/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста « Мой любимый Сурский край»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста « Мой любимый Сурский край»Вид  непрерывная-образовательной деятельности: интегрированный.Интеграция образователь...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"

Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....

ООД нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Наш родной Алтайский край»

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи:- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край,...

Проект по формированию патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Родной край в наших сердцах»

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику ...