Тема: "Алтайский край-наш родной край".
план-конспект занятия (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

 

Тема: Алтайский край – наш родной край.

Цель: продолжать формировать представление об Алтайском крае, его природном многообразии и о главном богатстве – хлебе.

 

Задачи:

Обучающие  познакомить детей с расположением Алтайского края на карте ,формировать у детей понимание официальной символики Алтайского края-герба и флага познакомить с понятием главного богатства Алтая- хлебе.

 

 

Развивающие: развивать познавательную мотивацию, мышление, связную речь , навыки  и приемы продуктивной деятельности , развивать интерес к культуре родного края.

 

 

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к родному краю ,своей Родине, воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей и чувство гордости за родной край.

 

 

 

Предварительная работа: просмотр видео и фотоматериалов об Алтайском крае, тематические  беседы ,чтение детской литературы о крае, знакомство с пословицами о хлебе, знакомство с профессиями , рассматривание демонстрационного материала « Хлеб –всему голова» , заучивание стихотворений , пальчиковой гимнастики,  физминутки , знакомство  с гербом и флагом  Алтайского края, рассматривание тематических  альбомов Природа Алтая ,Животный мир нашего края, Знаменитые люди нашего края, и открыток Барнаул, Зеленая аптека .

 

Словарная работа: герб, флаг, щит, Родина, Рубцовск, Алтайский край, Барнаул,  золото, хлеб, пшеница, баранки, комбайнер, хлебороб, пекарь, Алтай, Алтын.

 

Материалы: карта Алтайского края, иллюстрации с изображением герба и флага, презентация слайдов «Откуда хлеб пришел» (профессии), колосок пшеницы или муляжи хлебных изделий, аудиозапись песни М.Евдокимова Моя Родина-это Алтай, соленое тесто, образец  баранки, готовая выпечка- баранки, разнос для выпечки, влажные салфетки, клеенка на стол, доски для лепки, шкатулка деревянная, наклейки с изображением достопримечательностей Рубцовска.

 

Методы и приемы: беседа, рассматривание, дидактическая игра, заучивание наизусть стихов, физминутка, пальчиковая  гимнастика, продуктивная деятельность (лепка), артикуляционная пауза.

 

Взаимодействие с педагогами и родителями: картотека пословиц и поговорок  о хлебе и труде, ширма  «Откуда хлеб пришел».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon altayskiy_kray_-nash_rodnoy_kray.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г. Рубцовска Алтайского края

658213,  г.Рубцовск, пр.Ленина, 37

тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru

сайт: ds36.educrub.ru

                                                                                                Конспект

образовательной  деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему «Алтайский край - наш родной край»

в старшей группе

Подготовила:

воспитатель

Бобко О.В.

Пильникова Е.В.

                                                                                            2021г

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Тема: Алтайский край – наш родной край.

Цель: продолжать формировать представление об Алтайском крае, его природном многообразии и о главном богатстве – хлебе.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с расположением Алтайского края на карте ,формировать у детей понимание официальной символики Алтайского края-герба и флага познакомить с понятием главного богатства Алтая- хлебе.

Развивающие:

развивать познавательную мотивацию, мышление, связную речь , навыки  и приемы продуктивной деятельности , развивать интерес к культуре родного края.

Воспитательные: 

воспитывать чувство уважения к родному краю ,своей Родине, воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей и чувство гордости за родной край.

Предварительная работа: просмотр видео и фотоматериалов об Алтайском крае, тематические  беседы ,чтение детской литературы о крае, знакомство с пословицами о хлебе, знакомство с профессиями , рассматривание демонстрационного материала « Хлеб –всему голова» , заучивание стихотворений , пальчиковой гимнастики,  физминутки , знакомство  с гербом и флагом  Алтайского края, рассматривание тематических  альбомов Природа Алтая ,Животный мир нашего края, Знаменитые люди нашего края, и открыток Барнаул, Зеленая аптека .

Словарная работа: герб, флаг, щит, Родина, Рубцовск, Алтайский край, Барнаул,  золото, хлеб, пшеница, баранки, комбайнер, хлебороб, пекарь, Алтай, Алтын.

Материалы: карта Алтайского края, иллюстрации с изображением герба и флага, презентация слайдов «Откуда хлеб пришел» (профессии), колосок пшеницы или муляжи хлебных изделий, аудиозапись песни М.Евдокимова Моя Родина-это Алтай, соленое тесто, образец  баранки, готовая выпечка- баранки, разнос для выпечки, влажные салфетки, клеенка на стол, доски для лепки, шкатулка деревянная, наклейки с изображением достопримечательностей Рубцовска.

Методы и приемы: беседа, рассматривание, дидактическая игра, заучивание наизусть стихов, физминутка, пальчиковая  гимнастика, продуктивная деятельность (лепка), артикуляционная пауза.

Взаимодействие с педагогами и родителями: картотека пословиц и поговорок  о хлебе и труде, ширма  «Откуда хлеб пришел».


Организационная часть

Цель: создание положительной эмоциональной мотивации на образовательную деятельность, привлечение интереса.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети  проходят, приветствуют друг друга, выполняя движения по тексту.

Ребенок читает стих.

Дети : «Россия».

Дети: « Алтайский край».

Дети высказывают свое мнение.

Дети: Барнаул».

Дети: Рубцовск».

-Ребята, проходите и давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнышко родное! (идут по кругу, поднимая руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (машут руками)

Здравствуй, матушка-земля! (поклонились)

Здравствуй, ты и здравствуй, я! (подают руки друг другу)

-Ребята, сегодня мы побеседуем о нашей Родине.

-Послушайте, пожалуйста ,стихотворение.

«У каждого листочка

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки, опушки нет родней.

Есть ветки у листочка, овражек у ручья.

У каждого на свете есть Родина своя.

-Спасибо.

-Ребята, а как называется наша Родина?

-Верно, Россия- это наша большая Родина, большая страна, в которой много различных краев и областей Но есть один край, который дорог нашему сердцу больше всего, тот, где мы с вами живём.

-А как называется наш родной край?

-Правильно, Алтайский край - наша малая Родина.

Ребята, проходите и рассмотрите карту Алтайского края. Край наш находится на юге Сибири.

-Как вы думаете, можно по карте узнать большой наш край или нет?

-Верно, можно сказать, что наш край большой,  т.к. на карте много кружочков- это города и сёла.

-Ребята, а какой город в нашем крае главный и его называют столицей?

-Молодцы, конечно Барнаул. Но есть и другие крупные города в крае-

Бийск, Алейск, Заринск, Новоалтайск.

-А как называется город, в котором мы живём?

-Верно, Рубцовск-это самая малая наша Родина.

        

Педагог организует детей.

Педагог обращает внимание на доску, где размещена карта.

Педагог указывает на столицу и показывает города.

        

Основная часть

Цель: формировать понимание символики Алтайского края – герба, флага; познакомить с понятием главного богатства Алтая – хлеб; развивать навыки продуктивной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Да».

Дети проходят  и рассаживаются.

Индивидуальные ответы детей.

Дети рассматривают герб и

флаг края.

Дети: колос пшеницы.

Ребенок читает стих.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети проходят и присаживаются на стулья.

Дети рассматривают слайды и составляют связный рассказ по  

очереди.

Дети встают полукругом, проговаривают слова, согласуя с движениями.

Дети рассматривают каравай и баранки.

Дети встают в круг, берут колосок и индивидуально отвечают.

        

Дети проходят за стол и рассаживаются.

Дети рассматривают образец и схему лепки.

Дети выполняют  пальчиковую

гимнастику «Я пеку…»

Ответы детей.

Дети  расставляют свои работы и протирают руки.

-Действительно, наш край большой. А как ещё его называют?

-Верно, золотой.

-А вы хотите узнать легенду о создании Алтая?

-Тогда проходите и рассаживайтесь.

-«Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..»

-Ребята, а почему наш край называют золотой ? Чем  он славится?

-Молодцы, правильно.

-Давайте посмотрим на символы края- герб и флаг и вспомним о его богатствах.

«Герб края- это щит с выступающим в нижней его части остриём. Щит разделён на две равные части. В верхней части герба на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь — как напоминание прошлого края. В нижней части герба на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз». Щит герба обрамлён венком золотых колосьев пшеницы — это указывает на то, что в нашем крае выращивают много хлеба.

-Ребята, а на другом символе края - на флаге, что указывает на то, что на край славится хлебом?

-Умницы, колос пшеницы на синей полосе у древка и колосья на гербе,

который изображен в центре флага указывает на то, что наш край больше всего славен хлебом.

-Ребята, послушайте стихотворение об Алтайском крае.

«Раскинулись степи Алтая и вширь, и в длину далеко,

И вширь, и в длину далеко,

Посмотришь, как будто нет края

Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,

Любуюсь – какая земля!

Покрытые новым убором

В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,

Любимый, цветущий мой край

Ты – житница Родины нашей,

Ты – золото наше, Алтай.

-Спасибо. А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Вставайте  в круг.

Физ.минутка «Алтайский край»

Цель: снятие мышечного напряжения.

«В Алтайском крае горы высокие (показывают гору над головой),

 Реки глубокие (руками внизу показывают глубину),

 Степи  широкие (руки разводят в стороны),

 Леса большие (руки вытягивают вверх),

 А  мы ребята  вот такие !  (руки вытягивают перед собой)

-Отдохнули, а сейчас продолжаем нашу беседу.

-Ребята, наш хлеб везут по всей стране, и мы с вами каждый день его едим.

-Ребята, а давайте узнаем,  как же хлеб попадает на наш стол.

-Проходите и присаживайтесь на стульчики.

-Рассмотрите внимательно слайды и расскажите поочередно о людях,

профессии которых помогают нам всегда быть с хлебом.

-Что именно делают люди этих профессий?

-Правильно, молодцы! Итак, тракторист пашет землю на полях, сеет зерно, комбайнер  убирает урожай, водитель перевозит урожай на мельницу, мельник мелет из зерна муку, пекарь печет из муки хлеб, продавец продает хлеб.

-Предлагаю вам показать, какой бывает хлеб.

-Вставайте у стульчиков, ребята.

Динамическая пауза.

Цель: развитие интонационной выразительности и звукопроизношения.

«Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)

  Экий он широконький, (руки разводят в стороны)

  Экий он мягонький, (руками скатывают шарик)

  Экий он вкусненький. (руками гладят живот)

-Умницы!

-Ребята, у русского народа есть традиция – встречать гостей хлебом-солью. Это когда гостям предлагают попробовать испеченный  хозяевами хлеб. Можно угощать не только караваем, но и другой выпечкой .Например , баранками .Я предлагаю вам сегодня приготовить угощение своими руками –баранки.

-Но прежде чем поставить хлеб в печь, чтобы он получился вкусным,  у русского  народа  считается, что ему надо доброе слово сказать.

-Поэтому сейчас предлагаю поиграть в игру «Доскажи пословицу о хлебе».

Цель: обогащение словарного запаса с использованием устного народного творчества.

-Ребята, вставайте в круг. Я буду передавать вам колосок по очереди

и начинать пословицу, а вам нужно её закончить.

«Хлеб - всему…(голова)»

«Без хлеба нет…(обеда)»

«Хочешь есть калачи -…(не сиди на печи)»

«Без соли не вкусно - …(а без хлеба грустно)»

«Не шуба греет, а…(хлеб)»

«Вода – матушка, а …(хлеб- батюшка)»

«Если хлеба ни куска…(так и в тереме тоска)»

«Пот на спине ,...(зато хлеб на столе)»

«Хлеб да вода -…(здоровая еда)»

-Умницы, отлично потрудились!

Практическая часть (лепка).

-Ребята, вы сказали много добрых слов о хлебе.

-Сейчас я приглашаю вас за стол для изготовления баранок из соленого теста. Проходите и рассаживайтесь. Сядьте правильно, спина прямая.

-Ребята, обратите внимание на готовый образец баранки и на схему лепки. Сначала давайте разомнем пальчики перед лепкой.

Пальчиковая гимнастика  «Я пеку».

Цель: развитие мелкой моторики.

-Перед каждым из вас на столе лежит часть соленого теста, как и у меня. Берем   тесто, размягчаем его, скатываем шарик на клеенке или между ладонями, затем делаем колбаску. Потом соединяем края и прищипываем, придавая форму круглой баранки. Приступайте к работе, но помните о правилах, что ничего не пробуем на вкус и будьте аккуратны.

-Молодцы, справляетесь. Кому нужна помощь, скажите.

-Ребята, какие приёмы лепки вы используете?

-Умницы, отлично потрудились, у вас получились замечательные баранки.

-Ребята положите их на разнос и мы отдадим на кухню для запекания. Теперь протрите руки влажными салфетками. Наша работа закончена.

 Педагог следит за осанкой детей.

Педагог обращает внимание на мольберт, где прикреплен флаг и герб.

 Педагог указывает на флаг края.

Педагог  показывает иллюстрации (слайды).

Педагог  организует детей.

 Педагог демонстрирует «каравай» и «баранки»

  Педагог передаёт колосок и произносит пословицы.

 Педагог следит за осанкой детей.

Педагог показывает образец и схему лепки.

 Педагог показывает способы и примеры лепки баранки.

Педагог предлагает салфетки.

Заключительная часть. Рефлексия.

Цель: Подведение итогов образовательной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети подходят к педагогу.

Индивидуальные ответы детей.

-Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали?

-В каком крае мы живем? Почему его называют золотой?

-Ребята, что вам больше всего запомнилось в рассказе о нашей с вами малой родине?

-А вы бы хотели узнать о природе и её обитателях в нашем родном крае в другой раз?

-Спасибо вам за работу. Обязательно побеседуем об этом.

  Педагог организует детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....