Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
материал (средняя группа)

Соколова Наталия Викторовна

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелином»

Ш.А.Амонашвили

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы.

Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

Подготовила воспитатель:

Соколова Наталия Викторовна

2019г.

Поддержка детской инициативы в мини центрах у детей средней группы 4-5 лет.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелином»

Ш.А.Амонашвили

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Цель: создание условий для развития самостоятельности, инициативы и активности дошкольника через создание центров активности и организации

свободной деятельности.

Задача взрослых: помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате

его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

Задача каждого ребенка: стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные

выборы и строить свою жизнь.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в группе. В форме самостоятельной инициативной деятельности в группе могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Условия, необходимые для развития инициативы детей.

1. Развивающая предметно-пространственная среда.

2. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

3. В группе должен преобладать демократический стиль общения воспитателей с детьми.

4. Воспитатели должны развивать умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

Дети 3-5 лет «Я сам», «Любознательные почемучки» проявляют инициативность в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросов и предложений, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога. 

Дети выбрали сами для театрализованной деятельности атрибуты. Дети вовлеклись в этюдную работу в процессе драматизации сказки, сами выбирали персонажей. Дети сами придумали сказку и показали детям второй младшей группе.

Я привлекла внимание детей плачем куклы, задала вопросы, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигали свои версии ответов: кукла проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для куклы, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего», кто строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.

Девочки в группе играли в кукол, укладывали спать, я запела потешки и девочки стали сами подпевать.

Для становления инициативности необходимо создание предметно - пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую).

В группе развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступна для детей. Дети самостоятельно по своему желанию могут занять себя, чем либо. Которые дети не знают чем заняться, мы им предлагаем

что – нибудь по их интересам.

4—5 ЛЕТ. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
  • при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
  • привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку

Проявление инициативности:

все виды деятельности ярче всего

  • в общении
  • в предметной деятельности
  • игре
  • экспериментировании
  • познавательной деятельности
  • творческой деятельности

Инициативу ребенка поощрять, нельзя наказывать!

Используемые источники:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Выступление на районном методическом объединении педагогов МДОУ Майнского детского сада №5 «Теремок» по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности»

Одна из актуальных проблем современной педагогики общества-развитие творческих способностей детей. Цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающег...