Главные вкладки

    Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики»
    рабочая программа (младшая группа)

    Колмакова Оксана Викторовна

    «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

    В. А. Сухомлинский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx30.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Радуга»

    Рассмотрена на заседании                                                                                   «Утверждаю»

    Педагогического совета №1                                                                          Заведующий МБДОУ

    от     30.08.2019 № 5 «Радуга»      

    протокол №1                                                                                                _______Е. В. Куртасова              

                                                                                                                       приказ № 73 от 02.09.2019

    Рабочая программа кружка

    «Говорящие пальчики»

    возраст 2-3 года

    срок реализации 1 год

    Автор – составитель: О.В.  Колмакова

    воспитатель

    Г. Жердевка 2019год.

    Список детей

    1. Целевой раздел

    Пояснительная записка

    «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

    В. А. Сухомлинский

       Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

    Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

    Дети 2-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

    Актуальность - программы кружковой деятельности «Говорящие  пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться, задолго до поступления ребёнка в школу.

    Отличительная особенность кружковой деятельности в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

    Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

    Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности .

    Принципы организации образовательного процесса:

    • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

    • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

    • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

    • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

    • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

    1.2.Цель и задачи программы :

    Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.

    Задачи:

    - развитие тонкой моторики пальцев;

    - развитие движений кистей рук;

    - развитие понимание речи;

    Формы работы:

    - пальчиковые игры;

    - игры с предметами и материалами;

    - массаж рук.

    - рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

    - использование пластилин и соленого теста

    1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

    Массаж кистей рук.

    Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

    Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  

    Рисование,  лепка.

    Раскрашивание рисунка.

    Игры и действия с мелкими предметами.

    Узнавать предметы на ощупь.

    Работа с крупой, фасолью, горохом.

    Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

    Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

    Планируемые результаты освоения программы

    После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование  специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

    Формы проведения итогов реализации программы:

    выставки детских работ в детском саду;

    реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей

    дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,

    Описание планируемых результатов

    К концу курса дети должны овладеть:

    приемы самомассажа рук;

    владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

    выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

    работать с трафаретами;

    застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

    завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

    применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

    выполнять шнуровку.

     способность синхронно выполнять движения обеими руками.

    Организация работы кружка:

    Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года

    Курс занятий рассчитан на 5 месяцев (с января по май). В мае проводится мониторинг усвоенных знаний детей.

    Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

    Формы организации образовательной деятельности  -занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

    Индивидуальные беседы.

    Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков – машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

    Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

    Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика».

    Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

    Изготовила книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляю по мере разучивания.

    Перспективное планирование кружка

    Дата

    Самомассаж

    Пальчиковая игра

    Игры с предметами

    Продуктивная деятельность

    Январь 2-я неделя

    Массаж пальчиков карандашами

    «Ёлочка»

    Пластилин «Украшение ёлочки»

    Цель: закрепление приёмов отщипывания. Учить лепить

    Формировать интерес к рисованию. Развивать мелкую моторику рук

    3-я неделя

    Массаж плодами каштанов

    «Мышки»

    «Помоги мышатам» (сортировка семян тыквы и подсолнечника). Цель: развивать умение классифицировать предметы по различным признакам (цвет, форма). Развивать мелкую моторику и координацию движения рук; активизировать словарь; развивать зрительное внимание.

    4-я неделя

    Массаж зубной щеткой

    «Пальчики»

    «Рисование пальчиками «Снегопад в лесу». Цель: Учить детей рисовать пальчиками. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова и красоты окружающей природы и активизировать словарный запас детей»

    Февраль 1-я неделя

    Массаж мячиками

    «Встали наши пальчики»

    «Кто спрятался» (Разворачивание бумаги и нахождение кто нарисован) Цель: развитие тактильных ощущений и чувства объёма. Расширение словаря

    2-я неделя

    Массаж бусинами

    «Повстречались»

    «Помоги мишкам добраться до мамы» (Рисование дорожек) Цель: Учить детей проводить линии с лева на право, не отрывая кисти от бумаги. Учить располагать рисунок по всему листу. Развивать интерес к рисованию.

    3-я неделя

    Массаж карандашами

    «Зимняя прогулка»

    Чудесный мешочек» (какая игрушка). Цель: учить детей определять предметы на ощупь, развивать тактильные ощущения. Развивать речь детей

    4-я неделя

    Массаж «покати шарик»

    «Цветочек для мамочки»

    Рисование пальчиками «Бусы для мамы». Цель: Учить детей рисовать гуашью круги одного размера на горизонтально проведенной линии, с помощью тампонов Воспитывать интерес к рисованию, аккуратность, самостоятельность.

    Март 1-я неделя

    Растирание пальчиков рук.

    «Мы делили апельсин»

    «Выложи дорожки для медведя, из фасоли и гречки» Цель: Развивать у детей внимание зрительный анализ и синтез, координацию движений пальцев рук. Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышлекние; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, развивает аккуратность.

    2-я неделя

    Массаж косточками от фруктов  (кофе)

    «Кулачок»

    Рисование ватными палочками «Разукрасим кукле платье». Цель: учить детей рисовать ватными палочками, правильно держать её тремя пальчиками, набирать краску на кончик, лишнюю убирать о край баночки, делать тычкообразные движения. Развивать чувство цвета и ритма

    3-я неделя

    Массаж грецкими орехами

    «Ёжик»

    «Помоги ежатам» (иголки из сечек подсолнуха) Цель: учить детей вставлять семечки в пластилиновый комочек. Развивает аккуратность усидчивость; способствует развитию речи; стимулируют способность к творчеству

    4-я неделя

    Массаж зубной щеткой

    «Дождик, дождик»

    Рисование «Звери купаются». Цель: формирования умения различать цвет карандашей (синий), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные Формирование умения держать карандаш свободно: карандаш тремя пальцами выше отточенного конца.)

    Апрель 1-я неделя

    Массаж прищепками

    «Цветочки»

    Пластилинография «На дереве распускаются листочки». Цель: развивать ручную умелость у детей посредством пластилинографии. Учить детей приёмом надавливания и размазывания. Развивать мелкую момторику, глазомер.

    2-я неделя

    Массаж карандашами

    «Ладушки-ладошки»

    «сделай лучики» (Из прищепок или счетных палочек) Цель: Развивать способность концентрировать внимание. Стимулировать тактильные ощущения. Закреплять цвета.

    3-я неделя

    Массаж мячиками

    «яблоки2

    Пластилинография «украсим бабочке крылышки». Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение бабочки. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать небольшие шарики круговыми движениями пальцев. Развивать образное восприятие

    4-я неделя

    Массаж бусинами

    «Пряничек»

    «Ищем предметы в воде». Цель:  Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, желание узнавать новое. Развивать тактильные и кинетические ощущения.

    Диагностические материалы

    Все упражнения выполняются после показа воспитателя. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

    Оценка

    1-й показатель – управление руками (плавность движений).

    Низкий уровень – ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.

    Средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.

    Высокий уровень – ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.

    2- показатель – управление пальцами рук «Зайчик».

    Низкий уровень –ребенок не включается в ситуацию и не сможет сложить пальцы рук  (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.

    Средний уровень – ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

    Высокий уровень- ребенок сразу включается  в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих руках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.

    3- показатель – управление пальцами рук «Семейка»

    Низкий уровень- ребенок синхронно выполняет движения  не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе со взрослыми.

    Высокий уровень – ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проваривая стишок.

    Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики.

    Ф.И.О.

    «Управление руками»

    «Зайчик»

    «Семейка»

    Список литературы.

    1. Картушина М.Ю. Конспекты логометрических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
    2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144с.
    3. Смирнова Е.А. система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М. Изд-во: Детство-пресс, 2013.
    4. Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет/ И.В. Тышкевич. – Минск: «Попури», 2010.
    5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М .: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010.
    6. Шмелёва Е.Б. пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет.- М.: издательство «Ювента», 2008. – 48с.
    7. Янушенко Е.А. развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. -  М.: Мозаика-синтез, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка "Говорящие пальчики"

    Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет , направленная на развитие мелкой моторики и творческих способностей....

    Программа кружка "Говорящие пальчики" для младшей группы.

    Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравн...

    Программа кружка «Говорящие пальчики»

    Для детей первой младшей группы....

    Рабочая программа кружка ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ 2 МЛ гр

    Рабочая программа кружка  ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ 2 МЛ гр...

    Программа кружка "Говорящие пальчики"

    Программа предназначена для детей младшей группы, для развития мелкой моторики....

    Программа кружка "Говорящие пальчики"

    Материал для воспитателей...

    Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики» (пальчиковая гимнастика) для детей второй группы раннего возраста 1-2 года

    Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи ...