Программа кружка «Говорящие пальчики»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Радуга»
Программа кружка «Говорящие пальчики»
для детей первой младшей группы
Руководитель кружка:
воспитатель Трубицына Н.С.
ЗАТО п.Солнечный
2018 - 2019 год
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Организация работы кружка.
- Необходимые материалы и оборудования.
- Прогнозируемый результат.
- Перспективное планирование кружка.
- Используемая литература.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка:
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Цель кружка:
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
Обучающие:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- самомассаж рук.
Организация работы кружка:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (продолжительностью по 8-10 минут).
Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики (ежи)
- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
- бумага, карандаши, клей, кисточки;
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Прогнозируемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Перспективное планирование кружка:
Октябрь:
- Первая неделя:
- Массаж пальчиков колючим мячиком «Ежик» (Компл.упр-ий с массажным мячом)
- Пальчиковая игра: «Ути -ути» («Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук)
- Вторая неделя:
- Пальчиковая игра: «Ладушки» («Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук)
- Рисование на песке.
Ноябрь:
- Первая неделя:
- Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
- Пальчиковая игра: Игра «Как у нашего котика» («Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова)
- Вторая неделя:
- Пальчиковая игра: «Улитка» («Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова)
- «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями домашних животных.
Декабрь:
- Первая неделя:
- Пальчиковая игра: «Сорока-ворона» («Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук)
- Игра «Кто там спрятался» (сухой бассейн)
- Вторая неделя:
- Массаж пальчиков колючим мячиком «Испечем мы каравай» (Компл.упр-ий с массажным мячом)
- Пальчиковая игра: «Мальчик с пальчик» («Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук)
Январь:
- Первая неделя:
- Упражнение: «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
- Пальчиковая игра: «Тук-тук» («Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук)
- Вторая неделя:
- Пальчиковая игра: «Водичка-водичка» («Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова)
- Игра «Чтоб Мишке было теплее» (Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку в берлоге)
Февраль:
- Первая неделя:
- Пальчиковая игра: «Большие ноги шли по дороге» («Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова)
- Массаж с колючим мячиком «Мячик» (Компл.упр-ий с массажным мячом)
- Вторая неделя:
- Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Март:
- Первая неделя:
- Игра «Бусы для мамы» (Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром)
- Вторая неделя:
- Упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
- Рисование на песке (солнышко)
Апрель:
- Первая неделя:
- Массаж пальчиков «Катание бусинок» (Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком)
- Вторая неделя:
- Пальчиковая игра: «Шла ворона через поле» («Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова)
- Массаж пальчиков колючим мячиком «Игра с ёжиком» (Компл.упр-ий с массажным мячом)
Май:
- Первая неделя:
- Пальчиковая игра: «Вот как пальчики шагают» («Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова)
- Игра «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка)
- Вторая неделя:
- Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Используемая литература:
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Расскажи стихи руками. Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова
- Развиваем речь малыша. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина
- «Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Говорящие пальчики"
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет , направленная на развитие мелкой моторики и творческих способностей....
Программа кружка "Говорящие пальчики" для младшей группы.
Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравн...
Рабочая программа кружка ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ 2 МЛ гр
Рабочая программа кружка ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ 2 МЛ гр...
Программа кружка "Говорящие пальчики"
Программа предназначена для детей младшей группы, для развития мелкой моторики....
Программа кружка "Говорящие пальчики"
Материал для воспитателей...
Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики»
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. А. Сухомл...
Программа кружка «Говорящие пальчики» в 1 младшей группе
Программа кружка «Говорящие пальчики» в 1 младшей группеЦель кружка:способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, ...