Исследовательская работа "Использование окказионализмов в речи на примере стихотворения А. Усачева "Летаалка"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Матюнина Анастасия Сергеевна

Исследование слов –  окказионализмов.

Тема: «Использование окказионализмов в речи, на примере произведения А. Усачева «Леталка»

Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.

Исследование проводит: Бровкина Наталья, 6 лет

Цель: проследить закономерность использования окказионализмов на примере стихотворения С. Усачева «Леталка»

Задачи:

  • Познакомить с особенностями образования новых слов по существующим законам словообразования
  • Знакомить с творчеством С. Усачева
  • Развивать воображение, память, мышление

Ход исследования:

1) Разбор понятия

2)Чтение и анализ произведений, где используются окказионализмы.

3) Выбор стихотворения для конкретного анализа

4) Разбор окказионализмов, анализ примеров использованных автором

5) Детское словотворчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_slov.docx16.01 КБ
Файл okkazionnalizmy_1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Исследование слов –  окказионализмов.

Тема: «Использование окказионализмов в речи, на примере произведения А. Усачева «Леталка»

Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.

Исследование проводит: Бровкина Наталья, 6 лет

Цель: проследить закономерность использования окказионализмов на примере стихотворения С. Усачева «Леталка»

Задачи:

  • Познакомить с особенностями образования новых слов по существующим законам словообразования
  • Знакомить с творчеством С. Усачева
  • Развивать воображение, память, мышление

Ход исследования:

1) Разбор понятия

2)Чтение и анализ произведений, где используются окказионализмы.

3) Выбор стихотворения для конкретного анализа

4) Разбор окказионализмов, анализ примеров использованных автором

5) Детское словотворчество

   Русский язык богат и разнообразен, однако случается так, что поэту недостаточно существующих слов, чтобы во всей полноте передать свои замыслы и эмоции. В этом случае художник слова может самостоятельно изобрести новую лексему (слово, единица языка). Результаты такого словотворчества называются окказионализмами, и они в большом количестве встречаются в отечественной литературе. Рассмотрим это явление подробнее и проиллюстрируем его примерами.

Термин «окказионализм» происходит от латинского «occasionalis», что переводится как «случайный», и определяется как индивидуально-авторский неологизм (новоизобретённое слово), образованный писателем или поэтом и использующийся как одно из средств художественной выразительности. Окказионализмы создаются по традиционным для языка словообразовательным моделям и возникают по тем же причинам, что и неологизмы. Существующие слова могут не устраивать автора своим звучанием, значением, неточностью. Случается, что в языке просто не существует слова для какого-то нового предмета, процесса или явления.

2) Нами были подобраны и прочитаны следующие произведения:

Андрей Усачев «Февраль», «Леталка»

М.А. Хаткина «Чудовища»

Льюис Кэррол «Флиса в страе чудес»

Н. Кончаловская «Про овощи».

Для более подробного анализа нами было выбрано стихотворение Андрея Усачева «Леталка»

Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки,
И глядели в небосвод…
Вдpуг, глядим — летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолёт!

Мы pешили сбить Летатку,
Запустили в воздух палку…
Может,
палка попадет
В неизвестную леталку,
То ли в муху,то ли в галку,
То ли в целый самолет!

Hе попали мы в леталку,
И ни в муху,и ни в галку…
А навстpечу из воpот
Выезжала Пpоезжалка,
И попала наша палка
С жутким гpохотом в капот:
БАХ!

Мы бежать во все Бежалки,
А водитель Пpоезжалки
Как в Оpалку заоpет,
Что откpутит нам Бежалки,
Отоpвет Сообpажалки,
И Сиделки надеpет!

Укатила пpоезжалка.
Улетела вдаль Летатка.
Гpелка по небу плывет…

Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки:
Может, Гавкалка пpойдет?!

Анализ

Что необычного  в этом стихотворении?

Как получились данные слова?

Существуют ли такие слова в нашей жизни?

Назови придуманные тобой слова?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование окказионализмов в речи, на примере произведения А. Усачева « Леталка » Подготовила: воспитатель Матюнина А. С. Исследование проводит: Бровкина Наталья, 6 лет Опыт Исследование

Слайд 2

Задачи: Познакомить с особенностями образования новых слов по существующим законам словообразования Знакомить с творчеством С. Усачева Развивать воображение, память, мышление Цель: проследить закономерность использования окказионализмов на примере стихотворения С. Усачева « Леталка »

Слайд 8

Что необычного в этом стихотворении? Как получились данные слова? Существуют ли такие слова в нашей жизни? Назови придуманные тобой слова? Анализ

Слайд 9

Сиделка Свистелка Леталка Проезжалка Бежалки Оралка Соображалки Гавкалка Отглагольные существительные? Предмет, обозначающий действие

Слайд 10

Как я вижу эти слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме " Обсуждение и решение проблемных ситуаций на примере стихотворения А. Барто " Мячик"

Страшный дефецит нашего времени - дефицит Доброты!На мой взглял, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целеноправленно и систематично, начиная с дошкольного периода,...

Консультация "Речь взрослого пример для формирования речи ребенка"подготовительная группа

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал формирования речи ребенка .Это сложная функция, и правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Для раз...

Консультация "Речь взрослого пример для формирование речи"

Любой родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребёнок...

Консультация "Речь взрослого пример для формирования речи ребенка 6-7 лет" 2022г

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

Открытое занятие по чтению художественной литературы на примере стихотворения И.Бунина "Первый снег"

Открытое занятие с детьми подготовительной группы по стихотворению И.Бунина "Первый снег"....

Конспект НОД по развитию речи для детей второй младшей группы с помощью приема мнемотехники (на примере стихотворения В. Бирюкова «Под листочком жук проснулся…»)

Ватлина Е.А., Маркелова В.М.Материал имеет практическую значимость для воспитателей младших групп, а также для родителей. Метод заучивания стихотворений с помощью опорных картинок (мнемотехника) позво...