Исследовательская работа "Использование окказионализмов в речи на примере стихотворения А. Усачева "Летаалка"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Исследование слов – окказионализмов.
Тема: «Использование окказионализмов в речи, на примере произведения А. Усачева «Леталка»
Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.
Исследование проводит: Бровкина Наталья, 6 лет
Цель: проследить закономерность использования окказионализмов на примере стихотворения С. Усачева «Леталка»
Задачи:
- Познакомить с особенностями образования новых слов по существующим законам словообразования
- Знакомить с творчеством С. Усачева
- Развивать воображение, память, мышление
Ход исследования:
1) Разбор понятия
2)Чтение и анализ произведений, где используются окказионализмы.
3) Выбор стихотворения для конкретного анализа
4) Разбор окказионализмов, анализ примеров использованных автором
5) Детское словотворчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_slov.docx | 16.01 КБ |
okkazionnalizmy_1.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследование слов – окказионализмов.
Тема: «Использование окказионализмов в речи, на примере произведения А. Усачева «Леталка»
Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.
Исследование проводит: Бровкина Наталья, 6 лет
Цель: проследить закономерность использования окказионализмов на примере стихотворения С. Усачева «Леталка»
Задачи:
- Познакомить с особенностями образования новых слов по существующим законам словообразования
- Знакомить с творчеством С. Усачева
- Развивать воображение, память, мышление
Ход исследования:
1) Разбор понятия
2)Чтение и анализ произведений, где используются окказионализмы.
3) Выбор стихотворения для конкретного анализа
4) Разбор окказионализмов, анализ примеров использованных автором
5) Детское словотворчество
Русский язык богат и разнообразен, однако случается так, что поэту недостаточно существующих слов, чтобы во всей полноте передать свои замыслы и эмоции. В этом случае художник слова может самостоятельно изобрести новую лексему (слово, единица языка). Результаты такого словотворчества называются окказионализмами, и они в большом количестве встречаются в отечественной литературе. Рассмотрим это явление подробнее и проиллюстрируем его примерами.
Термин «окказионализм» происходит от латинского «occasionalis», что переводится как «случайный», и определяется как индивидуально-авторский неологизм (новоизобретённое слово), образованный писателем или поэтом и использующийся как одно из средств художественной выразительности. Окказионализмы создаются по традиционным для языка словообразовательным моделям и возникают по тем же причинам, что и неологизмы. Существующие слова могут не устраивать автора своим звучанием, значением, неточностью. Случается, что в языке просто не существует слова для какого-то нового предмета, процесса или явления.
2) Нами были подобраны и прочитаны следующие произведения:
Андрей Усачев «Февраль», «Леталка»
М.А. Хаткина «Чудовища»
Льюис Кэррол «Флиса в страе чудес»
Н. Кончаловская «Про овощи».
Для более подробного анализа нами было выбрано стихотворение Андрея Усачева «Леталка»
Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки,
И глядели в небосвод…
Вдpуг, глядим — летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолёт!
Мы pешили сбить Летатку,
Запустили в воздух палку…
Может,
палка попадет
В неизвестную леталку,
То ли в муху,то ли в галку,
То ли в целый самолет!
Hе попали мы в леталку,
И ни в муху,и ни в галку…
А навстpечу из воpот
Выезжала Пpоезжалка,
И попала наша палка
С жутким гpохотом в капот:
БАХ!
Мы бежать во все Бежалки,
А водитель Пpоезжалки
Как в Оpалку заоpет,
Что откpутит нам Бежалки,
Отоpвет Сообpажалки,
И Сиделки надеpет!
Укатила пpоезжалка.
Улетела вдаль Летатка.
Гpелка по небу плывет…
Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки:
Может, Гавкалка пpойдет?!
Анализ
Что необычного в этом стихотворении?
Как получились данные слова?
Существуют ли такие слова в нашей жизни?
Назови придуманные тобой слова?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Познакомить с особенностями образования новых слов по существующим законам словообразования Знакомить с творчеством С. Усачева Развивать воображение, память, мышление Цель: проследить закономерность использования окказионализмов на примере стихотворения С. Усачева « Леталка »
Что необычного в этом стихотворении? Как получились данные слова? Существуют ли такие слова в нашей жизни? Назови придуманные тобой слова? Анализ
Сиделка Свистелка Леталка Проезжалка Бежалки Оралка Соображалки Гавкалка Отглагольные существительные? Предмет, обозначающий действие
Как я вижу эти слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь воспитателя - пример для ребенка. Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей....
Конспект по теме " Обсуждение и решение проблемных ситуаций на примере стихотворения А. Барто " Мячик"
Страшный дефецит нашего времени - дефицит Доброты!На мой взглял, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целеноправленно и систематично, начиная с дошкольного периода,...
Консультация "Речь взрослого пример для формирования речи ребенка"подготовительная группа
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал формирования речи ребенка .Это сложная функция, и правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Для раз...
Консультация "Речь взрослого пример для формирование речи"
Любой родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребёнок...
Консультация "Речь взрослого пример для формирования речи ребенка 6-7 лет" 2022г
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...
Открытое занятие по чтению художественной литературы на примере стихотворения И.Бунина "Первый снег"
Открытое занятие с детьми подготовительной группы по стихотворению И.Бунина "Первый снег"....
Конспект НОД по развитию речи для детей второй младшей группы с помощью приема мнемотехники (на примере стихотворения В. Бирюкова «Под листочком жук проснулся…»)
Ватлина Е.А., Маркелова В.М.Материал имеет практическую значимость для воспитателей младших групп, а также для родителей. Метод заучивания стихотворений с помощью опорных картинок (мнемотехника) позво...