Целевая прогулка как эффективное средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа)

Губанова Елена Николаевна

Материал предназначен для старших воспитателей,   педагогов старшего дошкольного возраста ,учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Целевая прогулка151.3 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

  1. ГБОУ СОШ №21им.Э.П.Шаффе, отделение дошкольного образования детей, Василеостровский район
  2. Губанова Е.Н., старший воспитатель
  3. Сапунова И.В., учитель – логопед
  4. Целевая прогулка как эффективная форма нравственно- патриотического воспитания дошкольников
  5. Направление:
  6. +7921-639-94-36
  7. E- mail: irvis15@mail.ru, gubanova.en@mail.ru

Целевая прогулка как эффективная форма нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Если хочешь по- настоящему узнать город, надо ходить пешком.

Андре Моруа «Сентябрьские розы».

Востребованность комплексной и всесторонней работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов [2; 3; 4].

Стратегическая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493

включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества. Одной из задач государственной программы является «выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания» [1]

Дошкольное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации», является начальной ступенью образовательной архитектуры. [5]

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. От того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувство любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут.

Дошкольная организация , в которой мы работаем, находится в Санкт- Петербурге, в центре Васильевского острова..Дата основания детского сада-11 декабря 1868 года,таким образом организация дошкольного образования является одной из первых в Санкт—Петербурге и в России.  Именно месторасположение и история, традиции, сформированные за многие годы внутри организации, дают конкурентное преимущество и являются ресурсом в формировании нравственно- патриотических качеств у дошкольников.Приоритетным направлением в образовательной работе всегда было петербурговедение. Учреждение ни один год успешно работает по дополнительной программе «Маленький петербуржец», составленной на основе учебно - методического пособия «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» под редакцией О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой – Леонтьевой [7], опыта педагогов учреждения.

          

С целью выявления запросов родителей детей старшего дошкольного возраста в направлении патриотического воспитания, ознакомления с историческими и культурными традициями города было проведено анкетирование (в 2017/2018 учебном году). Участие в опросе приняли всего 83 родителя/законных представителя детей старшего дошкольного возраста (62 родителя детей с тяжёлым нарушением речи, 21 родитель детей без особенностей развития).

Результаты анкетирования показали, что 100% (83 человека) опрошенных родителей считают важным воспитание патриотических чувств у своих детей.

 83,13% (69 человек) считают, что начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте.

На вопрос «Какие формы работы с детьми по ознакомлению с городом Вы считаете наиболее эффективными?» ответы распределились следующим образом (таб.1).

Таблица №1

Эффективные формы работы по ознакомлению с городом

(по мнению родителей)

Формы работы

Просмотр кинофильмов

67,46% (56 человек)

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

51,80% (43 человека)

Беседы со взрослыми, обсуждение городских событий

35,9% (29 человек)

Пешеходные экскурсии по району, рассказы взрослых

86,74% (72 человека)

20,48% (17 человек из 83) опрошенных родителей считают, что совершают частые пешие прогулки с ребёнком, при этом 14,45% (12 человек) отмечают, что хорошо знают историю и культурные традиции города.

37,34% (31 человек) родителей признают, что плохо знакомы с историей города, так как недавно в нём живут.

48,19% (40 человек) считают, что знают историю и культурные традиции города, но недостаточно хорошо.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

  • Опрошенные родители считают важным воспитание патриотических чувств у своих детей, но не достаточно информированы о том, в каком возрасте необходимо начинать эту работу.
  • Наиболее эффективной формой работы по ознакомлению с городом 86,74% респондентов считают пешеходные экскурсии; обсуждение городских событий с ребёнком называют наименее эффективной формой работы (35,9%). Более половины опрошенных родителей отмечают просмотр кинофильмов и чтение книг.
  • Лишь 12 человек отмечают, что хорошо знают историю города, а, следовательно, смогут что- либо рассказать ребёнку во время пеших прогулок.
  • Наблюдается противоречие: с одной стороны, родители хотят знакомить детей с традициями города, его историей, с другой стороны, сами не владеют или недостаточно владеют необходимыми знаниями.

С целью установления объёма базовых, имеющихся знаний о городе с детьми старшего дошкольного возраста были проведены беседы.

Выяснилось, что большинство детей правильно называют город, район (Санкт- Петербург, Васильевский остров). Знают некоторые достопримечательности города, такие как Петропавловская крепость, Медный всадник, Адмиралтейство, но не всегда могут назвать достопримечательности, памятники ближайшего окружения, на Васильевском острове.

На основании результатов анкетирования родителей и беседы с детьми (как ответ на запрос родителей, с учётом базовых знаний детей) были разработаны целевые прогулки по Васильевскому острову и включены в дополнительную программу «Маленький петербуржец».

Целевая прогулка представляет собой особую форму постижения города, которая позволяет научить ребёнка смотреть и видеть, наблюдать и исследовать, сопоставлять и анализировать, самостоятельно делать открытия, приобретать представления о мире не с чужих слов, а в результате собственного эмоционального и культурного опыта.

Для проведения целевых прогулок был определён список объектов, подобрана литература по тематике каждой целевой прогулки.

Так как данная форма работы практикуется в дошкольной образовательной организации третий год, то материалы постоянно дополняются, уточняются, приёмы подачи материала совершенствуются. В 2017-2018 учебном году их было девять, в 2019- 2020 учебном году -  тринадцать (Приложение №2).

Целевые прогулки связаны друг с другом, тексты, информация варьируется в зависимости от возраста (старшие и подготовительные группы), готовности к восприятию материала, от особенностей группы (в дошкольной образовательной организации в 2019-2020 учебном году пять групп старшего дошкольного возраста (две старшие группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи, две подготовительные группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи  и одна подготовительная группа общеразвивающей направленности). Целевые прогулки осуществляются в первой половине дня по специальному графику.

В ходе проведения целевых прогулок решаются следующие группы задач:

1.Образовательные

-Систематизировать, расширить представления старших дошкольников о Санкт- Петербурге, Васильевском острове, его достопримечательностях.

2 Воспитательные:

-Воспитывать чувство любви, интереса к родному городу, бережное отношение к городу, Васильевскому острову, уважения к историческому прошлому.

-Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к Санкт- Петербургу, Васильевскому острову.

-Формировать чувство гордости и гражданскую позицию: «Я- петербуржец».

3. Развивающие:

-Совершенствовать диалогическую речь детей.

-Активизировать и обогатить словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи.

-Развивать мышление, воображение.

На этапе подготовительной работы дошкольников знакомят с правилами петербуржца (Алифанова Г.Т.  «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»). [6]

Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на целевых прогулках, разработаны рабочие листы, способствующие так же развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, пространственного ориентирования. Содержание рабочих листов согласовано с учителями – логопедами групп. Задания могут выполняться во второй половине дня в совместной деятельности с педагогами или с родителями по желанию детей. (Приложение №4)

Составлены вопросники для использования педагогами и родителями в беседах с детьми. Цель вопросников - уточнение и закрепление полученных знаний об объектах. (Приложение №3)

В конце учебного года проводится два квеста - путешествия по Васильевскому острову. Это своеобразный тест на то, что узнали, запомнили воспитанники на целевых прогулках.

В результате проведённой работы по ознакомлению с этноисторией Васильевского острова можно сделать вывод:

-  У детей повысился интерес к истории города, расширились представления о Санкт- Петербурге, о Васильевском острове.

 95% правильно называют достопримечательности Васильевского острова, знают, где они расположены, могут рассказать о них.

 В ходе целевых прогулок можно было наблюдать, как меняется культура поведения, детей.  У воспитанников появилось желание бережно относиться к произведениям искусства и культуры, - улучшилась ориентация в городском пространстве, ближайшем окружении

- обогатился словарный запас дошкольников.

Кроме того, команда воспитанников учреждения заняла призовое место в районной игре по станциям: «Живу на Васильевском».

Совместно с родителями оформлен альбом «Блокадные места Васильевского острова» и выставка рисунков в учреждении ко Дню рождения Санкт- Петербурга. Некоторые родители выражали желание участвовать в проведении целевых прогулок.

Вывод:

Подобная системная работа (целевые прогулки, рабочие листы, вопросники, квесты - путешествия) по ознакомлению старших дошкольников с ближайшим окружением является эффективной формой нравственно- патриотического воспитания и может использоваться в работе дошкольных организаций в любом городе России.

Приложение № 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать предложенные варианты либо заполнить строку «Другое…».

  1. Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста?
  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить
  1. Как Вы думаете, стоит ли знакомить дошкольников с историей и культурными традициями родного города?
  • да, это необходимо
  • не обязательно в дошкольном возрасте, но надо начинать знакомить в школе
  • другое
  1. Какие формы работы с детьми по ознакомлению с городом Вы считаете наиболее эффективными?
  • просмотр кинофильмов
  • чтение книг, рассматривание иллюстраций
  • беседы взрослых, обсуждение городских событий прошлого и настоящего
  • пешеходные экскурсии по району, рассказы взрослых
  1. Как часто Вы совершаете с ребёнком пешие прогулки по городу?
  • часто (2-4 раза в неделю)
  • редко
  1. Что больше всего интересует Вашего ребёнка во время прогулок?
  • парки и сады города
  • улицы и площади
  • архитектура, красивые дома с интересной историей
  • памятники
  • другое
  1. Знаете ли Вы историю и культурные традиции нашего города?
  • да, хорошо
  • нет, живём в этом городе недавно
  • недостаточно
  1. Знаете ли Вы достопримечательности, памятники Васильевского острова, можете ли рассказать ребёнку о них?
  • да, я много знаю о достопримечательностях района и могу рассказать ребёнку
  • нет, я знаю недостаточно, в общих чертах
  • другое

Спасибо за участие в опросе!

Приложение №2

Перспективное планирование целевых прогулок на 2019- 2020 учебный год

месяц

Тема прогулки

сентябрь

Памятник Василию Корчмину

Академия художеств

Академический сад

октябрь

Румянцевский сад

Сфинксы на Университетской набережной

ноябрь

Отметка уровня воды на Большом проспекте, д.1

Благовещенский мост

декабрь

Памятник Трезини

январь

Солнечные часы и памятная доска Тани Савичевой

февраль

Памятник первой конке

Дом академиков

март

Аптека Пеля

апрель

Гимназия Майя

май

Квесты   № 1,2.

Приложение №3

Вопросник после целевой прогулки к памятнику Первой конке

  1. Что такое «конка»?

(Вагоны, запряжённые лошадьми, движущиеся по разным рельсам)

  1. Какие виды конок были? Что вы о них знаете?

(Одноэтажные и двухэтажные конки. Одноэтажную конку возила лошадь. Ею пользовались богатые, зажиточные люди. Двухэтажные вагоны возили две лошади, верхняя площадка была открытой. Проезд был дешёвым, поэтому на этой конке ездили простые, не богатые люди. В городе было 26 маршрутов)

  1. Кто управлял конкой?

(Вагоновожатый- кучер. Он правил лошадьми, сообщал об остановках и отправлении конки, подавая сигналы с помощью медного колокола)

  1. Кто ещё обслуживал конку?

(Кондуктор, который продавал билеты и помогал кучеру)

  1. Как вы думаете, почему кучерами были только мужчины?

(Это тяжёлый физический труд)

  1. Что было изображено на пуговицах сюртука кучера?

(Герб России)

  1. Что делал кучер на конечной остановке?

(Лошадей запрягали с другого конца вагона, перевешивали колокол и ручной тормроз)

  1. Какой вид транспорта пришёл на смену конке?

(Трамвай)

  1. Почему именно на Васильевском острове появился памятник Первой конке?

(На Васильевском острове впервые появился этот способ передвижения)

Приложение №4

Памятник первой конке

  1. Отгадай загадку, впиши отгадку в клетки:

В старину жил тот вагон, за лошадкой ездил он.

Ныне звать его трамвай, а как раньше, отгадай?

  1. Реши примеры и узнаешь, сколько стоил проезд в конке:

5 – 2=  

8 – 3=

Почему на втором этаже проезд стоил дешевле?

  1. Что было изображено на пуговицах кучера? Обведи изображение.

Расскажи, что ты обвёл/обвела. Где ещё ты можешь увидеть это изображение?

   

                                           

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: UPL: https://base.garant.ru/71296398/ (дата обращения 18.11.2019)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 18.11.2019)
  3. Указ Президента России от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс]: UPL:  https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения 18.11.2019)
  4. Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [Электронный ресурс]: UPL: https://base.garant.ru/70244894/ (дата обращения: 18.11.2019)
  5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ N273 от 29.12.2012, [Электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html  (дата обращения: 16.11.2019)
  6. Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», изд: Паритет, 2008 г
  7. Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В. «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» [Электронный ресурс]: URL: https://www.labirint.ru/books/370260/» (дата обращения: 18.11.2019)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

В данном сообщении раскрывается роль игры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Подвижные игры народов Севера, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательн...

«Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе детей с ОВЗ (с ТНР)....

Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к с...

Рукописные книги - эффективное средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушением зрения.

Использование рукописных книг в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи...

Мини музей «В гостях у сказки» - как эффективное средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Мини  музей «В гостях у сказки» - как эффективное средство  нравственно- патриотическоговоспитания дошкольников...

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...