«Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе детей с ОВЗ (с ТНР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Костылева Валентина Николаевна, воспитатель

ГБДОУ д/с №5  г.Ломоносов

В современном обществе у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому особенно актуальной становится проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы  является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие интересов детей к малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Одной из современных технологий является проектная деятельность дошкольников.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать "деятеля", а не "исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Это позволит ребенку "прожить" тему в разных видах деятельности, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проектный метод, используемый в патриотическом воспитании, предполагает развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность творческое воображение, умение планировать.

      Приоритетными направлениями воспитательного процесса в группе для детей с ОВЗ (с ТНР) являются:

  • нравственно-патриотическое воспитание детей;
  • воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своей страны.

Для реализации этих направлений были разработаны долгосрочные проекты  «Матрёшка», «Книголюб», «Память сердца».

   

 Цели проекта «Матрёшка»:

  1.  нравственно-патриотическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства;
  2.  развитие восприятия, образного мышления, воображения, мелкой моторики.

Воспитанники группы познакомились с историей возникновения глиняных игрушек (Дымково, Филимоново), а также научились изготавливать их самостоятельно. Были организованы выставки детских работ. В рамках этого проекта в детском саду был создан мини-музей «Русская изба», где воссоздана атмосфера древнерусского быта, включающая в себя: красный угол с иконами; русскую печь, прялку, светец, лавки с домоткаными дорожками, полки. Была собрана коллекция предметов народных промыслов: деревянная и глиняная посуда; самовары; утюги; корзины из лозы; народные игрушки из соломы, ткани, дерева и глины; костюмы; различные вязаные, домотканые вещи, вышивки.

К работе по проекту были привлечены родители, которые активно участвовали в сборе экспонатов музея, а также в досуговой деятельности.

В течение двух лет традиционными стали «Посиделки», во время которых происходит знакомство детей и взрослых с устным народным творчеством (пестушки, потешки, песни, загадки, скороговорки и т.д.),а также знакомство с ремёслами (изготовление дымковских и филимоновских игрушек, хохломская роспись ). Дети группы стали участниками экскурсий в русскую деревню Шуваловка, где проводились мастер- классы по росписи предметов быта.

      Результатами проекта стали:

  • повышение интереса к изучению истории и культуры России, народного декоративно-прикладного искусства;
  • развитие самостоятельных навыков и умений в изобразительной деятельности;
  • развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства;
  • умение выполнять работу коллективно;
  • использование полученных знаний и умений в индивидуальных творческих работах.

Цели проекта «Волшебное перо»:

  1.  способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа;
  2.  продолжать развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров;
  3.  способствовать развитию свободной творческой личности ребёнка, повышению его коммуникативных способностей;
  4.  создать условия для приобщения детей к театральной деятельности.

 

Воспитанники группы стали постоянными посетителями детской городской библиотеки. Темы творческих встреч были подобраны в соответствии с проектной деятельностью. Это - знакомство с народными промыслами России, Дымковской и Хохломской росписями, боевым прошлым нашего народа. В группе постоянно действует библиотека. Вместе с родителями они посещают библиотеку группы «Книголюб», в которой им предлагается художественная литература различных жанров. Воспитанники группы познакомились с творчеством русских и советских писателей и поэтов

(А.С. Пушкин, С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, Бианки, А. Барто и др.). Выставки детских рисунков по произведениям этих авторов стали регулярными. В результате реализации этого проекта были достигнуты положительные результаты в развитии речи детей посредством приобщения к художественной литературе, в развитии связной речи, интонационной выразительности, эмоциональной окраске речи (при рассказывании потешек, народных песенок, закличек, при описании предметов народного быта, составлении рассказов, загадок о фольклорных праздниках, традициях, проведении экскурсий). Дети научились устанавливать многообразные связи в тексте произведений, давать оценку поступкам и действиям героев.

      В рамках проекта дети приобщались к театральному искусству. Были поставлены различные драматические и кукольные спектакли: «Под грибом», «Маша и медведь», «Колобок». Родители приняли в театрализациях самое активное участие. Этот проект способствовал формированию детского коллектива и созданию доброжелательной атмосферы в группе.

 

Цели проекта «Память сердца»:

  1. способствовать формированию  патриотических чувств на основе ознакомления с историей Великой Отечественной войны;

           2) воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,   ветеранам ВОВ, защитникам блокадного Ленинграда;

           3) знакомиться  с боевым прошлым города Ораниенбаума-Ломоносова, его защитниками.

Для реализации этого проекта в группе действует мини-музей боевой славы «Странички нашей истории». Родители приняли активное участие в сборе экспонатов для музея. В течении года проходили тематические экскурсии с участием воспитанников и ветеранов Великой Отечественной войны. Идёт подготовка воспитанников- экскурсоводов. Была организована выставка рисунков к Дню прорыва Блокады.

В рамках проекта систематическими стали возложения цветов к памятникам погибших воинов в городе Ломоносове, а также выездные экскурсии к мемориалам «Ораниенбаумского пятачка» и «Зелёного пояса Славы», в форт «Красная горка».

Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива группы. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, блокадникам, ветеранам Великой Отечественной войны; сформировался устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства.

Проектная деятельность способствовала развитию у детей речемысли-тельной деятельности, воображения, развитию коммуникативных способ-ностей, помогла справляться с логофобиями, повысила самооценку детей. Анализируя всё выше сказанное, можно уверенно сказать, что проектная деятельность в детском саду, а тем более в группе детей с ОВЗ очень важна. Она даёт возможность детям почувствовать радость созидания и открытия, а педагогу радость сотрудничества. Реализация данных проектов способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия. Проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

в наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых....

Проектная деятельность как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Путешествие в историю родного края»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и орган...

Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 6 г. Южно- Сахалинска Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения никогда не теряла свое...

Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что  у людей и у вещей есть сво...

«Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет» (Из опыта работы).

Материал посвящен проблеме развития проектной деятельности в ДОУ; развитию навыков работы у детей в проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриота и гражданина России. Будет интересен пе...

Буклет для педагогов "Проектная деятельность как средство формирования трудового воспитания дошкольников"

Проектная деятельность в трудовом воспитании обеспечивает успешную социализацию дошкольников....