Мастер-класс для педагогов "Мышонок на сыре"
методическая разработка по аппликации, лепке

Афанасьева Светлана Владимировна

Мастер-класс для педагогов "Мышонок на сыре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx362.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по тестопластике для педагогов:

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ  КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: Представить возможности тестопластики  как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса  с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Мышонок на сыре», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме –  символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «Хлебосол».

Тесто  имеет ряд преимуществ:

•        Материал экологически безвредный, не аллергенный.

•        Удивительно пластичный материал.

•        Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

•        Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть  трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто.  Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше  и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи,  и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

 В игре «Узнай на ощупь»  предлагаем  детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика - это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка  (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям  развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок — получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать мышонка на сыре.

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и   неполного стакана воды.   

После этого можно приступаь к изготовлению.

Мышь вылепить не так сложно. Надо показать туловище и голову с мордочкой, носиком, глазками и усами, сделать лапки, крупные ушки и длинный хвотик.

Воспользуемся последовательным мастер-классом для изготовления мыши из соленого теста.

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Придаем продолговато-овальную форму, заостренную у мордочку с носиком. Носик прикладываем из небольшого кусочка шарика соленого теста. Чтобы скрепить вместе мордочку и носик, смачиваем водой:

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Теперь нужно показать уши, делаем их из двух кружков теста:

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Прилепим уши и хвостик. Чтобы хвостик не отпал от туловища, можно приложить и приклеить к туловищу. Также можно использовать вместо хвостика проволоку или вставить проволоку в туловище, а сверху замаскировать тестом:

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Готовую поделку можно раскрасить смесью из акриловой краски или гуаши с клеем ПВА, а также покрыть лаком. Сначала окрашиваем равномерно в один слой, далее прокрашиваем по очереди глаза, рот, нос, шерсть.

Смотрите еще один мастер-класс с мышью и кусочком сыра.

Сначала из готового теста вылепим пласт треугольной формы, это будет сыр.

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Твердым предметом на поверхности сыра вдавливаем разного размера и величины "дырочки", как в сыре.

Сверху помещаем кусочек теста для тела мыши.

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Приготовим два шарика, чтобы сделать из теста уши.

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Продавливаем ямочки в ушах, чтобы показать уши детально:

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Теперь сделаем глазки, приставим хвостик, чтобы тот прилегал:

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс   мышь из соленого теста своими руками мастер-класс

Далее покрываем краской изделие. Для этой детской мышки из теста были использованы акварельные краски.

Более сложные работы можно покрыть лаком, чтобы сохранились надолго.

Приятного творчества!

мышь из соленого теста своими руками мастер-класс   http://cdn01.ru/files/users/images/1c/21/1c21f713d374fc047fd3471dc43d5452.jpg

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.

Ну, вот, наш мышонок на сыре  из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

   

 

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер-класс "Мышка в сыре (в коробочке)"

Мастер-класс по аппликации для детей старшей, подготовительной группы и для совместных занятий родителей с детьми...

Мастер-класс по созданию творческой работы из вторичного сырья (яичных лотков): "Пингвины на льдине"

Интегрированное занятие по аппликации и рисованию в средней группе.Для поделки изпользовалось вторсырье - яичные лотки.Для того, чтобы детям было удобнее раскрашивать гуашь была немного разбавлена вод...

Техника рисования «по сырому». Мастер - класс по рисованию

Цель: знакомство воспитателей с техникой рисования «по сырому» и использование её в работе  с детьмиМатериал: бумага  для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисо...

Мастер -класс в технике рисования по-сырому через марлю "Осенний пейзаж"

Мастер класс по рисованию осеннего пейзажа в технике акварель по сырому через марлю....

Мастер-класс нетрадиционная техника рисования «по сырому» «Цветы»

Уровень обр. орг. АОУ детский сад №10 «Лучик», 27.09.2019г....