мастер-класс по ментальной арифметике
материал (старшая группа)

Винокурова Анастасия Артуровна

Знакомство с основами ментальной арифметики,масте-класс для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika_master-klass.docx86.33 КБ

Предварительный просмотр:

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах

Главной целью методики является развитие у детей: концентрации внимания, фотографической памяти, творческого мышления, слуха и наблюдательности, воображения, логики, аналитического мышления

Ментальная арифметика формирует инициативность и самостоятельность. Развитие лидерских качеств. Уверенность в себе. У детей, занимающихся ментальной арифметикой , нет проблем с успеваемостью по предметам школе.

С помощью ментальной арифметики у детей развивается

1.воображение формируется образ числа в виде изображения комбинаций косточек.

2 память

3.наблюдательность

4.слух,метод активного слушания, улучшает слуховые навыки

5.концентрация внимания, увеличивается распределение внимания

6. одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.

Заняться обучением ментальной арифметики можно в любом возрасте. Эта методика действенна в профилактике атеросклероза и развитии памяти. Она не зависит от того, есть ли у вас математические способности. Единственное, что необходимо для хорошего результата, это постоянные тренировки. Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятие состоит не только из счетов, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения. Если на занятиях дети будут только считать и представлять абакус в уме, то через месяц счеты перестанут их занимать. Поэтому, чтобы усилить эффект, требуется что - то новое и динамичное.

Так что же представляет из себя абакус ?Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус. Верхние косточки называют – небесные, нижние –земные. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т. е прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется крабик. Повторите вместе со мной. Давайте посчитаем: внизу находятся единички 1, 2, 3, 4 – косточки закончились. Как же нам набрать 5? Это верхняя косточка. Все верхние косточки это 5. Набираем 6, 7, 8, 9. Как же будет 10? Чем хорош абакус. На нем очень легко объяснить детям, как набираются многозначные числа. Дело в том, что как мы число записываем, так его и набираем на абакусе. Если для числа 10 нам нужны цифры 1 и 0. Мы так и делаем. 20, 30, 40.

Давайте попробуем потренироваться. Назовите какое число сейчас на абакусе. 62.

Усложним задачу 69.

Давайте еще одно число определим на абакусе 88. Молодцы.

Еще немного усложним 157

Предлагаю усложнить еще. Назовите число 893. Замечательно.

С набором чисел все понятно. Абакус это очень наглядно и ощутимо.

Как же происходит сложение и вычитание? Когда мы косточки придвигаем – мы складываем, когда опускаем – вычитаем. Предлагаю попробовать посчитать

774-113=661. 661+322=983. Молодцы.

Теперь понятно каким образом происходит сложение и вычитание на абакусе.

А теперь- практическая работа. Но для начала мы разомнем свои пальчики.

"Ожерелье"

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке- от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. В начале движения выполняется по поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

Перед вами лежат карточки с изображением абакуса. Посчитайте какое число записано на абакусе и запишите ответ в пустое окошко. Проверим у всех правильно получилось? Молодцы.

В дальнейшем абакус убирают и учатся представлять его в уме, ментально. Это очень удобно, вы будете независимы не от каких предметов. Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить визуально абакус. Поставьте правильно руки, и составте на абакусе число 3. У всех получилось? Хорошо.

А теперь, мы поиграем в игры, которые развивают мышление, воображение, память, логику.

Упражнение муха. Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп!" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.

"Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

С нее мы и начнем. Кто из вас справился с заданием? Молодцы.

Еще одна игра: назови цвет. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Хорошо. Молодцы.

https://heaclub.ru/tim/b3db42529760b2a9dac79ee0b72c64c9/uprazhnenie-dlya-razvitiya-mozga.jpg

 А сейчас мы с вами будем заштриховывать рисунок сразу двумя руками. -Возьмите карандаши в обе руки и заштрихуйте картинки.

 -Обведите разные предметы двумя руками.

-Раскрасьте картинку двумя руками

Время на выполнение задания 2 минуты. Проверьте друг друга, как у вас получилось. Отлично.

А теперь мы с вами  выполним кинезиологические упражнения. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в себе.

Лезгинка”

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

 "Ухо-нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

"Симметричные рисунки"

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, смотреть во время "рисования" на свою руку).

9.«Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Упражнение «перекрестные шаги»

И закончим мы наш мастер-класс работой с ментальными картами.

Я буду показывать вам ментальные карты- а вы называть изображенные на них числа.

Спасибо за участие. Мастер – класс подошел к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Ментальная арифметика в детском саду"

Мастер-класс для педагогов "Ментальная арифметика в детском саду"...

Мастер - класс на тему: Ментальная карта по составлению утренней гимнастики по сказке "Колобок".

Мастер - классна тему:  Ментальная карта по составлению утренней гимнастики по   сказке « Колобок».В мир дошкольных технологий,  ментальная – карты пришли благода...

Мастер-класс «Обучение элементам ментальной арифметики»

Использование некоторых элементов ментальной арифметики в образовательном процессе ДОУ...

Мастер-класс «Ментальная арифметика в детском саду»

Уникальность методики – в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Развивая оба полушария, ребёнок становится уверенней в себе, с лёгкостью изучает иностранные языки и успешно реализовывает с...

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (мастер-класс в рамках проведения общего родительского собрания в образовательном объединении «Школа эстетического воспитания»)

В статье  рассказывается  о истории развития ментальной арифметики. Какие способности развивает ментальная арифметика. В каких сферах жизни  они помогают ребенку, а также их родителям. ...

Мастер-класс для педагогов «Ментальная арифметика в детском саду»

В одной китайской деревушке жил старик и было у него семь сыновей. Жили они в бедности, но зато в дружбе и согласии. Однажды старик собрал сыновей своих и сказал: « У меня есть  ...

Мастер класс для педагогов "Ментальная Арифметика в детском саду"

Главными целями ментальной арифметики являются развитие концентрации внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подхо...