"Психологические особенности детей раннего возраста"
материал

Стародубцева Галина Викторовна

Материал к семинару "Психологические особенности детей раннего возраста"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_rannego_vozrasta.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Психологические особенности детей раннего возраста

от 1 года до 2 лет

Малыш - не маленькая копия взрослого. Он живет по своим возрастным законам. Поэтому нам педагогам необходимо знать о важнейших ступенях в развитии и особенностях психологии детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина

0 - 1 год - младенчество

1 год - 3 года – ранний возраст

3 года-7 лет – дошкольный возраст

Остановимся на возрастном периоде от 1 года до 2 лет.

Слайд 3

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Это связано с тем, что происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий.

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего детства — профессора Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская — считают: чем моложе и беспомощнее ребенок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.

Слайд 4

Обычно к году ребенок научается ходить, что заметно расширяет его возможности в  изучении окружающего мира. Малыш, умеющий ходить, уже не хочет сидеть на руках! Окружающие предметы так и тянут его к себе – вокруг столько интересного и неизведанного.

Слайд 5

Отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый - это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает предметное окружение. 

Слайд 6

Овладение речью  является  важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления воображения, овладения собственным поведением.

Слайд 7

В раннем возрасте формируются навыки самообслуживания: малыш сам одевается,  пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки.

Слайд 8

На втором году жизни ребенка благодаря педагогическому воздействию совершенствуется его физическое и психическое развитие. Но при воспитании детей второго года жизни следует учесть большую разницу в их поведении на первом и втором полугодиях.

Слайд 9

Дети до 1.5 года очень импульсивны. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Поэтому они неуверенно двигаются на участке, часто падают, затрудняются в преодолении препятствий.

Слайд 10

Понимание речи развито лучше, чем собственная речь. Эту особенность используют в двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счет названий игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия действий, что потом облегчит регулирование их поведения с помощью указаний, поручений.

Слайд 11

Учитывая, что дети в возрасте до 1.5 года не могут договариваться, во избежание во время игр их учат играть в разных местах игровой комнаты, а при возможных контактах пользоваться обращениями «дай», «сядь» и т. д.

Слайд 12

Второе полугодие, характеризуется значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на различение цвета, формы, размера предметов) и формировать способность обобщения.  

Слайд 13

Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление 
куклы или катание мишки на машинке.

Слайд 14

Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее.

Слайд 15

Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.

Сайд 16

Умственное развитие

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

Слайд 17

5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

Слайд 18

6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Слайд 19

Поэтому необходимо создать развивающую среду и правильно подобрать соответствующие игрушки. Игрушки для детей

1 год – 1,5 года

1. Пирамидка с кольцами равной величины.

2. Пирамида с кольцами двух контрастных размеров.

4. Матрешка одноместная, двуместная неокрашенная и окрашенная.

5. Шароброс с шарами двух размеров.

6. Столик одноцветный с втулочками соответствующего цвета.

7. Кубы-вкладыши (2-3 местные).

8. Столики двуцветные, трехцветные, четырехцветные с втулочками.

9. Лоток с шарами 4 основных цветов.

10. Специальные легкие мобили для выработки речевого дыхания.

11. Крупные деревянные пазлы из 4-5 частей.

12. Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки).

13. Кукла с волосами.

14. Кукла-голыш

15. Кукольная кроватка.

16. Кукольные пастельные принадлежности.

17. Посуда: кухонная, столовая, чайная.

18. Утюг

19. Телефон.

20. Игрушки-животные.

21. Машина легковая, грузовая, автобус.

22. Лодочка.

23. Строительный набор: кубики, кирпичики, пластины из дерева, окрашенные в основные цвета.

24. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

25. Книжки с картинками.

26. Книжки с короткими стихотворениями для детей.

27. Составные игрушки из 2-3 частей.

Слайд 20

От 1,5 до 2 лет.

(добавляются к предыдущим)

1. Пирамидка трех и пяти контрастных размеров.

2. Мозаика геометрическая .

3. Пластмассовые или деревянные фигурки (людей и животных) для игр с мелким строительным материалом.

4. «Сложи квадрат» I уровень (игры Никитина)

5. Крупная мебель.

6. Коляска.

7. Качели.

8. Набор резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм.

9. Лото, парные картинки.

10. Разрезные картинки из 2-х частей.

11. Крупные деревянные бусы для нанизывания.

12. Различные шнуровки.

13. Наборы для ролевых игр («Инструменты», «Доктор», «Парикмахерская» и др.)

14. Игрушечный набор «Семья».

15. Кегли, городки детские.

16. Динамические игрушки игрушки отображающие различные виды движения: качание, вращение, хождение, кувыркание.

17. Крупные простые пазлы.

18. Кисти, нетоксичные краски.

19. Набор для игры с песком.

Слайд 21

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.

Слайд 22

Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что его любят.

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

  1. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до трех. – М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, - 432 с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд. Академия. 1998, - 456 с.
  3. Шалаева Г.П. Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет. – М.: Издательство АСТ. 2010, - 320 с.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия. 2008, - 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей раннего возраста

Представлено краткое описание возрастных особенностей детей 1-3 лет и рекомендации  к поступлению ребенка в десткий сад...

Рекомендации для родителей "Психологические особенности детей раннего возраста"

Данное сообщение можно использовать на родительских собраниях, как наглядные рекомендации....

"Психологические особенности детей раннего возраста"

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

"Психологические особенности детей раннего возраста".

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.Важно...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...