Секрет детского успеха.
статья

Груздева Юлия Ивановна

Мелкая моторика и её значение в развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мелкая моторика рук – путь к детскому успеху.

Для взрослых людей, а для педагога в большей степени, не секрет, что развитие ребёнка идёт быстрее, насыщеннее и продуктивнее, если развитию его мелкой моторики уделяется самое пристальное внимание. Мелкая моторика оказывает колоссальное влияние на такие важные процессы в развитии ребёнка, как: внимание, мышление, речь, память (двигательную и зрительную), координация в пространстве, наблюдательность, воображение и другие. Центры головного мозга, отвечающие за это, непосредственно связаны с пальчиками и нервными окончаниями в них, поэтому так важно их развивать.                                                                                                                         Что же такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук. Исходя из этого мы можем сделать вполне логичный вывод: когда кисть ребёнка развита хорошо, то и придя в школу, справляться с нагрузкой  на кисть руки он будет легко, и наоборот, когда пальчики оказываются слабыми, простые упражнения могут вызвать серьёзные затруднения в выполнении. Поэтому развивать мелкую моторику дошкольника необходимо – сама по себе она этого не сделает.  Но и здесь важно помнить, что каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Родителям нужно знать, что существует огромное количество упражнений и видов деятельности, способных активизировать работу мышц кисти и развивать в детских пальчиках силу движений.                                                     К этим занятиям относятся: лепка из пластилина, глины, массы для лепки;  рисование и раскрашивание; изготовлений аппликаций из бумаги,                                                                                                   ткани; конструирование; застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, липучек;   завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узлов на верёвке;                                                         нанизывание бусин на нитку; плетение венков, косичек;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            игры с мозаикой; закручивание и раскручивание крышек;                                                                          перебирание круп; игры в мяч, кубики и др.                                                                                                                                                          

Всем перечисленным необходимо заниматься ежедневно, чередуя виды упражнений и меняя их одно на другое по желанию ребёнка. Такая всесторонняя тренировка мышц кисти отлично развивает мелкую моторику, и способна сделать школьные задания не очень утомительными. Поскольку трудности письма, с которыми сталкивается дошкольник, а позднее и школьник, заключаются не в самом написании элементов букв, а в неподготовленности ребёнка к этому виду деятельности, то очень важно в старшей и подготовительной группе детского сада уделить пристальное внимание совершенствованию навыка письма. Для этого можно использовать  книжки – раскраски, естественно, используя вместо фломастеров карандаши, поскольку время работы с карандашом больше, чем время работы с фломастером, то и тренировка мышц будет более интенсивной. Так же можно использовать так называемые «переводилки», то есть нанесение рисунка по образцу. Можно использовать и различные орнаменты, так как в техническом плане они очень схожи с техникой написания элементов букв, а, следовательно, превосходно справляются с задачей подготовки детской руки к письму. Ещё один эффективный способ развития мелкой моторики – ощипывание. Этот метод используется в изготовлении рваной аппликации, когда изображение составляется не из отдельной вырезанных деталей, а из таких вот «отщипанных» или оторванных кусочков бумаги. Аналог данного способа в работе с пластилином – пластилинография. Отщипывая кусочки пластилина, ребёнок скатывает их, тем самым тренируя практически все мышцы кисти рук.  У многих родителей возникает закономерный вопрос: когда же можно начинать тренировать детские пальчики? Ответ прост: в течение всего дошкольного периода. Мелкая моторика начинает свой путь с самого рождения: в 5 -7 месяцев ребенок начинает брать игрушки, затем учится ими манипулировать, ближе к году предпринимает первые попытки рисовать! В 3-4 года учится резать, к 5-6 годам овладевает навыком обвода клеток в тетради. Поэтому необходимость развивать мелкую моторику возникает в достаточно раннем возрасте. Грудному ребёнку можно делать пальчиковую гимнастику, с детьми ясельного возраста можно делать простейшие пальчиковые упражнения, усложняя и дополняя элементы по мере потребностей мелкой моторики. Воздействие на пальчики ребёнка, на их нервные окончания, оказывается и воздействие на работу коры головного мозга, что в дальнейшем очень благоприятно сказывается на подготовке к письму.  Процесс развития мелкой моторики уникален тем, что для его реализации не требуются специальные тренажеры или оборудование. Можно использовать всё.  Прищепки для белья, камешки, орешки, крупа, веревочки и шнурки, всё, что можно перебирать, бросать, подкидывать, сжимать, рвать и мять. Но важно помнить, что развитие мелкой моторики должно следовать принципу постепенности. То есть идти от простого к сложному. Упражнения должны быть понятны ребёнку, разнообразны и должны чередоваться. Только так детские пальчики достигнут успеха в овладении «взрослого» навыка письма, а малыш будет с удовольствием и радостью выполнять школьные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты "детского языка": говорить так, чтобы ребенок понял...

Довольно часто родители сталкиваются с проблемой: вроде бы объяснили все малышу много раз, но раз за разом возникает ощущение, что ребенок не слышит слов, не воспринимает их. ...

Маленькие секреты большого успеха или 10 заповедей успешного воспитания

Консультация психолога  в рамках родительской гостиной о том, как важно еще в детстве заложить прочный фундамент позитивного самоотношения.Вашему вниманию предстанут 10 заповедений успешного восп...

Консультация для родителей «Секреты детского рисунка»

Консультация для родителей«Секреты детского рисунка»...

Детские успехи 2

В данном документе представлены  награды и достижения воспитаников и их родителей...

Папка-передвижка "Секреты детского проекта"

Наглядный материал для воспитателей, специалистов и родителей....