Читательский уголок
методическая разработка

Оксана Александровна Семёнова

Работа в читательском уголке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_dnevnik_vazhno.docx94.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63

Приморского района Санкт-Петербурга.

Перспективное планирование

Чтение художественной литературы

старший и подготовительный возраст

Воспитатель: Семенова О.А.

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое,  спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка– удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Но главное условие - это удобство и целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке младшей группы?

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки
  • Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.)
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками

  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)
  • Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)

  • Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое,  спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

Условия оформления уголка - удобство и целесообразность, кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке средней группы?

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -  в шкафу).

  • Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)
  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка»  иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым);
  • Тематические альбомы: «Российская армия»,  «Труд  взрослых», «Цветы», «Времена года» и др.;
  • Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки  (можно оформить в виде картотеки)
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А.Барто» и др. (1 раз в квартал);
  • Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.
  • Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра.

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое,  спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с изучаемой детьми темой недели.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене или подставке можно повесить (поставить) репродукции картин, портреты писателей, художников - иллюстраторов

- удобство и целесообразность

 - соответствие возрастным особенностям и потребностям детей

Содержание книжного уголка в старших и подготовительных группах детского сада и педагогическая работа в них определяется изменениями в литературном развитии детей: для старшего дошкольника чтение становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Что должно быть в книжном уголке?

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12  разных книг:

  • учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
  • в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • книги, отражающие тематику недели;
  • 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок
  • художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);
  • юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность -  чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;
  • энциклопедии, подборки научно-популярных журналов
  • интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки
  • книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми
  • тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.
  • тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
  • речевые игры
  • наборы предметных и сюжетных картинок

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгахЦель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

Ø изложение должно быть образным, интересным;

Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК.

Содержание ППРС

(д. пособия, портреты, биография, книги, оборудование).

Условия

Виды и содержание деятельности детей.

  • Детские книги: произведение русского фольклора: частушки ,потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки.
  • Иллюстрации к детским произведениям, игрушки изображающие сказочных )персонажей.
  • Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы…
  • Выставка  книг одного автора (или одного произведения) в разных иллюстрациях разных художников.
  • Портреты писателей и поэтов.
  • Книжки-раскраски.
  • Столики для рассматривания и зарисовывания иллюстраций.
  • Цветные карандаши, бумага.

1.Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников, календарных дат изучаемых на данный момент.

2.Размещается напротив источника света.

3.Вечерои обеспечивается дополнительное освещение.

4.Распологается рядом с «Уголком Театрализации»

5.Пополняемость книгами согласно читательскому дневнику .(еженедельно, сезонно, по датам).

  • Игры – инсценировки по сюжетам прочитанных произведений.

  • Рассматривание иллюстраций в книгах.

  • Деятельность по ремонту книг.

  • Деятельность по иллюстрированию литературных произведений.

Даты рождения детских писателей и поэтов 

Январь

4 января 1785 г. - Якоб Гримм

 5 января 1920 г. - Николай Иванович Сладков

6 января 1928 г. - Лев Иванович Кузьмин

10 января 1929 г. - Татьяна Ивановна Александрова

12 января 1628 г. - Шарль Перро

28 января 1897 г. - Валентин Петрович Катаев

 29 января - Антон Павлович Чехов

Февраль

4 февраля 1873 г. - Михаил Михайлович Пришвин

11 февраля 1894 г. - Виталий Валентинович Бианки

10 февраля 1837 г.-День памяти А.С. Пушкина

 13 февраля 1769 г. - Иван Андреевич Крылов

14 февраля 1855 - Всеволод Михайлович Гаршин

17 февраля 1906 г.- Агния Львовна Барто

  24 февраля 1786 г. - Вильгельм Гримм

Март

1 марта 1929-Ирина Петровна Токмакова

2 марта 1824 - Константин Дмитриевич Ушинский

 6 марта 1815 г. - Петр Павлович Ершов  

31 марта 1882 г. - Корней Иванович Чуковский

Апрель

1 апреля1922г.- Сергей Петрович  Алексеев

1 апреля1928 г. Валентин Дмитриевич Берестов

2 апреля 1805 г. - Ханс Кристиан Андерсен

24 апреля 1908 г. - Вера Васильевна Чаплина

28 апреля 1902 г.- Валентина Александровна Осеева

Май

1 мая 1924 г. – Виктор Петрович Астафьев

27 мая 1903 г. - Елена Александровна Благинина

 31 мая 1892 г. - Константин Георгиевич Паустовский

Июнь

6 июня 1799 г. - Александр Сергеевич Пушкин

14 июня 1891 г. - Александр Мелентьевич Волков

11 июня 1811 г. – Виссарион Григорьевич Белинский

17 июня 1911 г. – Виктор Платонович Некрасов

Июль

5 июля 1903 г. – Владимир Григорьевич Сутеев.

19 июля 1893 - Владимир Владимирович Маяковский

20 июля 1903 г. - Георгий Александрович Скребицкий

9 августа 1895 г. - Михаил Михайлович Зощенко

Август

22 августа 1908 г. - Леонид Пантелеев

 31 августа 1929 г. - Виктор Владимирович Голявкин

Сентябрь

5 сентября 1817 г.- Алексей Константинович Толстой

9 сентября 1828 г. – Лев Николаевич Толстой

9 сентября 1918 г. – Борис Владимирович Заходер

11 сентября 1882 г. - Борис Степанович Житков

30 сентября 1906 г. – Любовь Федоровна Воронкова

Октябрь

3 октября 1895 г.- Сергей Александрович Есенин

15 октября 1814 г.- Михаил Юрьевич Лермонтов

31 октября 1902 г. - Евгений Александрович Пермяк

Ноябрь

3 ноября 1887 г. - Самуил Яковлевич Маршак

11 ноября 1901 г. – Евгений Иванович Чарушин

 23 ноября 1908 - Николай Николаевич Носов

27 ноября 1947 г.- Григорий Бенцианович Остер

30 ноября 1913 г. - Виктор Юзефович Драгунский

Декабрь

4 декабря 1825 г. – Алексей Николаевич Плещеев

5 декабря1803 г. – Федор Иванович Тютчев

5 декабря 1820 г.- Афанасий Афанасьевич Фет

 22 декабря 1937 г- Эдуард Николаевич Драгунский  

29 декабря 1882 г. -  Алексей Николаевич Толстой

30 декабря 1839 г. - Марк Твен

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63

Приморского района Санкт-Петербурга.

Перспективное планирование

Чтение художественной литературы

старший и подготовительный возраст

Воспитатель: Семенова О.А.

        

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дата.

Тема.

Программные задачи.

Знакомство с авторами

ПОРТРЕТ (недели)

Отметка

о прочтении.

 Сентябрь

1. «Вот и лето прошло. День знаний»

В. Драгунский

«Заколдованная буква»

 Анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь  фразеологизмами.

А. Барто.

Краткое знакомство с биографией.

А. Барто «Веревочка»

В. Бианки «Приключение муравьишки»

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Ушинский «Капустница»

Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране»

К. Ушинский «Четыре желания»

А. Плещеев «Старик»

Е. Благинина «Одуванчик»

Д. Хармс «Уж я бегом бегал»

2. «Безопасная улица»

Чтение произведения

Н. Лешкевича «Светофор»        

Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения.

3. «Краски осени в России»

 

«Унылая пора!..» Стихи об осени. Заучивание наизусть стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Закрепить знания детей о признаках осени в процессе чтения стихов и рассматривания иллюстраций; вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, на прослушивание музыки; познакомить с пейзажной лирикой А. Пушкина.

А. Плещеев.

Краткое знакомство биографии.

Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад»

И. Токмакова «Деревья»

К. Ушинский «Спор деревьев»

А. Плещеев «Ель»

А. Фет «Осень».

Г. Скребицкий «Осень»

К. Ушинский «Четыре желания»

А. Пушкин «Осень»

А. Толстой «Осень»

4. «Путешествие в хлебную страну – урожай нашего края

(овощи, фрукты, хлебные культуры)

«Вот лежит каравай у меня на столе». Рассказывание белорусской народной сказки «Легкий хлеб»

Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; продолжать понимать переносное значение пословиц; воспитывать отрицательное отношение к лени; обогащать словарный запас.

А.С Пушкин

Краткое чтение биографии.

А Прокофьев «Огород» Шутка «Баба сеяла горох»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю. Круторогов «Дождь из семян»

Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»)

Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»

М. Глинская «Хлеб»

Украинская народная сказка «Колосок»

Я. Тайц «Все здесь».

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

М. Исаковский «Вишня»

Ю. Тувим «Овощи»

Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

З. Александрова «Сарафанчик».

Е. Благинина «Яблонька»

В. Сутеев «Мешок яблок»

Я. Аким «Яблоко»

 Октябрь

1.«Витамины из кладовой природ»

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения

 Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Народная песенка «Я по лесу по зелёному бреду

О. Высоцкая «Грибок».

Е. Трутнева «Грибы».

В. Катаев «Грибы».

А. Прокофьев «Боровик».

Я. Тайц «По ягоды».

 2. «В осеннем лесу»

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Л.Н. Толстой.

Краткая биография.

Знакомство с портретом.

Г. Скребицкий  «Осень».

Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Д. М. Сибиряк «Серая шейка».

 3. «Книжкина неделя»

Веселые рассказы

Н. Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Н.Носов.

Краткая биография.

С. Маршак «Как печатали книгу?»

В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк». «Что такое хорошо и что такое плохо».

4. «Мой дом. Быт современного человека»

Чтение рассказа  

В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. словарь детей.

В.Драгунский.

Краткая биография.

Англ. нар. песенка «Дом, который построил Джек».

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

М. Пожарова «Маляры».

Г. Люшнин «Строители».

Е. Пермяк «Мамина работа».

Ю. Тувим «Стол».

С. Маршак «Откуда стол пришел?»

З. Александрова «Большая ложка».

Ноябрь

1. «Моя большая семья»

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

А.Н.Толстой.

Знакомство с портретом.

Краткая биография.

«Крыловский вечер в детском саду». Знакомство с детством И.Крылова и его творчеством.

Познакомить детей с жизнью и творчеством И. Крылова.

Познакомить с жанровыми особенностями басни; подвести к пониманию аллегории и морали басен; обогащать словарный запас детей; воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

И.А. Крылов

Знакомство с портретом.

Краткая биография.

А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…» (чтение).        

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

В. Осеева «Просто старушка».

Я. Сегель «Как я был мамой».

П. Воронько «Мальчик Помогай».

Д. Габе «Моя семья».

Английская песенка «Старушка».

М. Цветаева «У кроватки».

Л. Толстой «Отец и сыновья».

Китайская сказка «Умный сын».

Е. Благинина «Посидим в тишине».

2. «Моя Родина – Россия»

«Москва – сердце России. Русские поэты и писатели о Москве».

Расширять представления детей о Москве, ее истории; познакомить детей с творчеством писателей и поэтов о Москве; воспитывать чувство восхищения, гордости за свою Родину, народ, любимый город.

З. Александрова «Родина» «Мышка- вострохвостик» чувашская народная сказка.

3. «Что было до…В мире игрушек»

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».        

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова "Как я ловил человечков".

Б. Житков.

Краткая биография.

Потешка «Ванька-встанька».

Дж. Родари «Волшебный барабан».

Барто «Игрушки».

Б. Житков «Что я видел».

С Маршак «Мяч».

В. Катаев «Цветик – семицветик».

Е. Серова «Нехорошая история».

4. «Мы исследователи»

Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка».

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка»

 (в обработке М. Булатова).

С Маршак «Откуда стол пришёл?»

К. Ушинский «Стол и стул».

Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшочках».

М. Пришвин «Золотой луг».

О. Высоцкая «Одуванчик».

Декабрь

1. «Путешествуем вокруг света (едем, плывем, летим).

В мире профессий.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

К.Чуковский «Айболит».

М. Пожаров «Маляры» С. Я. Маршак «Багаж».

Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

Н. Саконская «Песенка о метро».

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?»

Я Аким «Неумейка».

А. Шибарев «Почтовый ящик».

2. «Зимушка зима. Приметы времени года»

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение (в сокращении).

И.Суриков.

Знакомство с портретом.

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

И. Бунин «Первый снег», Пушкин «Зимний вечер» в сокращении,

И. Никитин «Встреча зимы»

 «Двенадцать месяцев»

С. Маршак. Чтение сказки

Н. Носов «На горке»

А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

И. С. Никитин «Встреча зимы»

3. «Животные и птицы России зимой»

Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

А. Береснев «Бычок» А.К. Толстой «Белка и волк».

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Г. Снегирев «След оленя»

Е. Чарушин «Что за зверь?»

Г. Остер «Котенок по имени Гав»

Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок»

В. Бианки «Купание медвежат»

С. Маршак «Пудель»

4. «Встреча Нового года»

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

П. Бажов.

Знакомство с портретом.

Краткая биография.

Русская народная сказка «Снегурочка».

Е. Трутнева «С Новым годом!»

Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

В. Одоевский «Мороз Иванович».

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год (декабрь).

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде».

Н. Носов «Фантазёры».

В. Бианки «Холодно в лесу, холодно».

Январь

1.

Каникулы.

– 3. Мониторинг

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

Братья Гримм «Бременские музыканты».

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

И. Соколов – Микитов «Год в лесу».

Русская народная сказка «Зимовье».

З. Александрова «Снежок».

К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

4. «Фольклор»

Чтение сказки

«Сивка-Бурка».

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой

«Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

В.П. Катаев

28.01.1897-

12.04.1986

А.П Гайдар «Мальчиш –Кибальчиш»

Песенки. «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».

П.П. Бажов «Серебрянное копытце»

В.П. Катаев « Дудочка и кувшинчик».

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка об

идела».

Считалка «Шла ворона на базар».

Считалка «Катилася торба».

Закличка «Божья коровка»

Февраль

1. «Безопасность – здоровьесбережение. Пожарная безопасность»

С. Маршак «Рассказ

о неизвестном герое».

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Вызвать желание детей быть похожим на скромного героя; воспитывать уверенность в своих действиях.

2. «Быть здоровыми хотим»

Чтение рассказа

К. Паустовского

«Кот - ворюга»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

К .Паустовский.

Знакомство с портретом.

Е. Пермяк «Про нос и язык»

Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы»

Потешка «Точка, точка, два крючочка»

Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу»

3. «Наши защитники Отечества»

«Богатырская сила».

Былины о русских богатырях.

Познакомить детей с новым жанром художественной литературы – былиной; помочь понять смысловую сторону пословицы; воспитывать доброту, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу.

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Чтение стихотворения «Мир»

А. Барто «На заставе».

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

З. Александрова «Дозор».

А. Гайдар «Голубая чашка»

4. «Прощай, Зимушка – зима»

Заучивание стихотворения

С. Маршака  «Тает месяц молодой»  

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

И. Тютчев.

Знакомство с портретом.

И. Тютчев «Зима недаром злится»

С. Маршак «Круглый год»

Г. Скребицкий «Апрель».

В. Бианки «Три весны».

Март

1.«Международный женский день»

О. Чусовитина

«Стихотворения о маме»

Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.

И.Токмакова

«Легенда о матерях»

М. Родина «Мамины руки

А. Митяев «Международный женский день»

Г. Виеру «Мамин день»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Пермяк «Мамина работа»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

И.Токмакова «к нам весна шгает, быстрыми шагами».

2. «Игры и забавы»

«Веселая ярмарка».

Инсценировка сказки

С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Продолжать знакомство детей с устным народным творчеством; развивать интонационную выразительность речи, умение вести диалог; побуждать детей участвовать в инсценировках; продолжать давать представления об особенностях малых фольклорных форм.

С. Михалков.

Знакомство с портретом.

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение)

Н. Носов «Заплатка»,  «Живая шляпа»

3. «Международный день птиц»

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

 Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

В. Бианки.

Знакомство с портретом.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».

А. Майков «Ласточка».

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка».

Л. Н. Толстой «Лебеди».

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» «Дикие лебеди».

А. Н. Толстой «Желтухин».

М. Горький «Воробьишко»

Л. Н. Толстой «Птичка»

Н. Гончаров «Синичка»

П. Воронько «Журавли»

Китайская сказка «Жёлтый аист»

4. «Уж тает снег, бегут ручьи»

Заучивание стихотворения

 С. Маршака «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Г. Ладонщикова «Весна».

И. Белоусов «Весенняя гостья»

Гомзяк «Как солнце ботинок нашло»

Апрель

1. «Мир театра»

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Г.Х. Андерсен.

02.04.

Краткая биография.

К. Чуковский «Чудо-дерево»

А. Барто «Хромая табуретка»

2. «Перелетные птицы».

 12 апреля – день космонавтики

Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ю.А. Гагарин.

портрет

Г. Виеру «Ракета»        

В. Бороздин «Первый в космосе»        

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

В. Степанов «Космонавт»

Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

В. Бианки «Синичкин календарь».

В. Даль «Старик – годовик».

С. Михалков «Зяблик».

Д.п « Космос»

Андреев « Как человек научился летать»

Черненко «Как человек полетел в космос»

Дет. Энциклопедия «Космос»

3. «Земля – наш общий дом»

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

Н. Сладков.

Знакомство с портретом.

А. Прокофьев «Родина».

З. Александрова «Родина».

М.Ю. Лермонтов «Родина»

С.Баруздин «За Родину».

А. Фет «Бабочка»

4. «Безопасность в быту, на улице, социуме. Правила дорожного движения, пожарная безопасность»

«Будь осторожен и внимателен».

Г. Георгиев «Светофор».

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; подвести детей к пониманию, что книга – это один из источников знаний; продолжать знакомить их с разными жанрами художественной литературы; воспитывать доброжелательность и взаимопомощь в процессе совместного труда (при создании книги).

М.Ю. Лермонтов.

Знакомство с портретом.

Краткая биография.

Май

1. «Праздник Весны и труда.

День Победы»

«Этот день победы»

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины, с содержанием сказки; воспитывать чувство патриотизма; осуществлять нравственно – патриотическое воспитание на примерах поступков героев произведения.

А.Твардовский.

Знакомство с портретом.

С. Алексеев «Дом».

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

А. Митяев «Мешок овсянки».

М. Исаковский «Навек запомни».

С. Баруздин «Слава».

К. Симонов «Сын артиллериста».

2. «Подводный мир водоемов»

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

И.Токмакова.

Краткая биография.

Е. Пермяк «Первая рыбка».        

И. Токмакова «Где спит рыбка».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Н. Носов «Карасик».

Русская народная сказка «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

 ЧИТАТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ  ВОЗРАСТ

Дата.

Тема.

Программные задачи.

Знакомство с авторами

ПОРТРЕТ (недели)

Отметка

о прочтении.

 Сентябрь

1. 

Я готовлюсь к школе

Блокада Ленинграда

Донести до сознания детей замысел автора, стремление узнать из книги много нового и интересного.

Б.В. Заходер

НДП «Осень»

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР Прибаутки «Ты пирог съел?

В. Александрова « В школу», «Света»

А. Барто « Буква «Р»

Б.Заходер «Про всех на Свете»

С. Михалков «Важный день»

А.Прейсена «Про козленка который умел считать до десяти»

А.Толстой «царевна –лягушка».

Т.А. Александрова «Домовенок Кузя»

И. Токмакова «Опустел скворечник».ХЭР (рисование)

2. 

Безопасная улица»

08.09 Начало Блокады в Ленинграде .

Вспомнить и закрепить правила дорожного движения

Оформление  книжного уголка

Книги о блокаде.

Картотека уголок ПДД

3. 

Я и моя семья

Вызвать у детей яркий эмоциональный отклик, интерес к себе и своей семье.

Б.С. Житков

Н. Носов « Вранье»

В. Драгунский «Сестра»

К. Драгунская « Лекарство от послушности»

Я. Аким «Моя родня»

М. Зощенко «Великие путешественники»

А. Пушкин «Осенняя пора»

Д.Хармс «Очень- очень вкусный пирог» Заучивание наизусть.

Б. Житков «Беспризорная кошка»

И. Такмакова «Береза»

Итальянская сказка «Как осел петь перестал» В.В. Гербова Р.р

4.

Беседа о А.С. Пушкне

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство гордости.

А.С Пушкин

Краткое чтение биографии.

Выставка книг А.С. Пушкина в уголке чтения.

НДП «Пушкин»

А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

И. Токмакова Береза.

 Октябрь

Разбросала осень краски

Обогащать читательский опыт детей за счет произведений ,воспитывать литературно-художественный вкус.

С. Есенин

Русский фольклор Прибаутки « Братцы, Братцы!»; «Глупый Иван»

С. Есенин «Отговорила роща золотая»; «Закружилась листва золотая»

А. Фет «Ласточки пропали» В.В Гербова Р.р

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Заучивание наизусть.

К. Ушинский « четыре желания»; «спор деревьев»

Л. Станчев « Осенняя гамма» перевод И. Токмаковой.

А.Ремизов «Гуси –Лебеди»

М. Волошин «Осенью»

 2. 

Русские народные сказки.

Выяснить знают ли дети русские народные сказки.

Выставка Русских народных сказок в книжном уголке.

Небылицы «Богатый Ермошка»

Лиса и журавль

Война грибов

По щучьему веленью

Каша из топора

 3

Хлеб

Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос»

Выставка детской литературы « Про хлеб» в книжном уголке

НДП «хлеб»

А. Ремизов «Хлебный голос»

И . Соколов-Микитов « Соль земли»

«Легкий хлеб» белорусская сказка

К. Паустовский «Теплый хлеб»

С. Тонелиус « Три ржаных колоска»

Г.Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»

В. Дацкевич « От зерна до каравая»

Ю. Крутогоров « Дождь из семян».

4. 

Подготовка зверей к зиме

Способствовать углублению восприятия литературного текста.

В. Бианки «Подготовка к зиме»

В. Сухомлинский « Как ежик к зиме готовился»

М. Пришвин «Жил был медведь»

«Зимовье зверей» Русская нар. сказка

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» «Гадкий утенок».

Доп.Лит. Л.Фадеев « Зеркало в ветрине»

М.Эме «Краски»

Ноябрь

Моя Родина Россия

Воспитывать чувство восхищения, гордости за свою Родину, народ, любимый город.

С.Я. Маршак

Лучше нет родного края.

Познакомить детей с творчеством писателей о Санкт-Петербурге

Выставка книг о Родине в книжном уголке.

Русский фольклор. Песенки « Лиса рожью шла»

Сказки и былины. «Волк и лиса»

П. Воронько « Лучше нет родного края» Заучивание наизусть.

А. Прокофьев « Родина»

З. Александрова «Родина»

М. Лермонтов «Родина»

С. Романовский «На танцах»

2

Птицы (перелетные, зимующие, водоплавающие)

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа

Е.И. Чарушин

Выставка книг про птиц в книжном уголке

Фольклор народов мира. Сказка. « Голубая птиц» турк.,пер. А. Александрова.

НДП «Перелетные птицы»

НДП «Зимующие птицы»

В. Сутеева « Что это за птица»

Е. Чарушин «Воробей»

Л.Н. Толстой « Лебеди»

Г. Снегирев « Про птиц»

М. Пришвин « Курица на столбах»

А. Афанасьева «Соловей – разбойник»

Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

В. Бианки « Сова»

3.

Вместе весело шагать

Воспитывать чувство юмора, радоваться ему, осмысливать значение образных выражений.

Н.Н. Носов

Поэзия Т. Сангир « Считалки, скороговорки»

Н.Н. Носов «Фантазеры» «Бобик в гостях у Барбоса»

В. Осеева «Сыновья»

Г. Ладонщиков « Про себя и про ребят»

В.Драгунский « Друг детства»

В. Сухомлинский «Яблоко и рассвет» В.В. Гербова Р.р

4.

Дом

В.Ю. Драгунский.

В. Драгунский « Сверху вниз, наискосок»

С Маршак « Кошкин дом» Чтение в лицах.

« Три поросенка» русская нар. Сказка

А.Фет « Мама! Глянь-ка из окошка»

Доп.лит. В. Берестов « Дракон»

А. Усанев « Про умную собаку Соню»

Декабрь

1.

Зима

Вспомнить с детьми признаки зимы.

А.Н. Плещеев

НДП «Зима»

Русский фольклор Песенки. «Чигарики-чок-чигарики», «Зима пришла»

Фольклор народов мира.  Песенки « Перчатки», Кораблик», «Мы пошли по ельнику».

С. Городецкий «Первый снег»

С.Есенин «Пороша»

А.Пушкин « Зима! Крестьянин торжествуя…»

И. суриков «Зима»

В.Даль « Старик –годовик»

Н.Некрасов « мороз –воевода»

2.

Легенды. Были

«Добрыня и змей» пересказ Н.Колпаковой

« Снегурочка» Русская нар. Сказка

«Садко» перевод П. Рыбникова

«Семь Симеонов- семь работников» И. Карноухова

« Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» К. Ушинский

Русские былины о богатырях  Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

3.

Красавица Зима

Развить у детей способность к целостному восприятию сказки. Углубить знания об особенностях природы в разные периоды зимы.

Э.Н. Драгунский

С. Есенин « Береза»

В.Бианки «Синичкин календарь»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Л.Толстой « Прыжок»

К. Ушинский « Слепая лошадь» Заучивание на изусть.

С. Маршак « Таят месяц молодой

В.Одоевский « Мороз Иванович

В. Осеева « На котке»

Пер.с япон. В.Маркова « Самый красивый наряд на свете».

4.

Новогодние чудеса

Закрепить знания об особенностях сказочного жанра

М. Твен

Оформление книжного уголка «Новый год»

З.Александрова « Дед Мороз»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

« Морозко» Русская нар. Сказка

В. Даль «Девочка Снегурочка»

М. Твен «Принц и нищий»

Б.Брехт « зимний разговор через Форточку»

Январь

1.

Каникулы

2.

Русский фольклор. Песенки «Коляда!Коляда! А бывает коляда…»

И.Суриков « Зима» Заучивание наизусть.

Небылицы. «Вы послушайте, ребята»

Ю.Коваль « Выстрел»

П.Ершов « Конек- Горбунок»

Ш.Перро « Мальчик с пальчик»

Э.Мошковская « какие бывают подарки»; «Хитрые старушки»

Н.Носов « Приключения Незнайки и его друзей»

П.Соловьева « День и ночь»

А.Пушкин «Птичка»

3.

Одежда

Тренировать воспринимать образное содержание произведения.

Ш.Перро

В. Катаев.

Ш.Перро « Золушка» « Красная Шапочка

Г.Х. Андерсен « Дикие лебеди»

Н. Носов « Живая шляпа»

К. Ушинский « Как рубашка в поле выросла"

Г.Скребецкий «Всяк по своему»

А.Лингред « Принцесса, не желающая играть в куклы»

И. Ткмакова « Мне не грустно»

Февраль

1.

«Безопасность – здоровьесбережение. Пожарная безопасность»

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Вызвать желание детей быть похожим на скромного героя; воспитывать уверенность в своих действиях.

М.М.Пришвин

2.

Русский фольклор. «Федул, что губы надул?, « Сбил- сколотил – вот колесо»

Ю. Владимиров «Оркестр»

Э.Мир «Лимерики», «Жил был старичок из Гонконга»

«Жил был старичок из «Винчестера

В.В. Бианки.

10 февраля День Памяти Пушкин.

(биография)

3

«Наши защитники Отечества»

Познакомить детей с новым жанром художественной литературы – былиной; помочь понять смысловую сторону пословицы; воспитывать доброту, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу.

А.Л. Барто

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Чтение стихотворения «Мир»

А. Барто «На заставе».

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

З. Александрова «Дозор».

А. Гайдар «Голубая чашка»

Е.Благина «Шинель» Заучивание.

А.Расмин « Как папа бросил мяч под автомобиль», «как папа укрощал собаку»

4

 «Прощай, Зимушка – зима»

Масленица!

В. Гримм

Ф.Тютчев «Зима недаром злится» Заучивание наизусть.

А. Фройнденберг «Великан и мышь»

Обрядовые песни «как на масленой недели». «Тик-тик-на», « Масленица, маслница».

Доп.лит. М.Валек «Мудрец»

Март

1

«Международный женский день»

И.Токмакова

Русский фольклор.Прибаутки « Где кисель- тут и сел»

«Легенда о матерях»

М. Родина «Мамины руки

А. Митяев «Международный женский день»

Г. Виеру «Мамин день»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Пермяк «Мамина работа»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

И.Токмакова «к нам весна шгает, быстрыми шагами».

2

Весна идет-весне дорогу.

П.П.Ершов

Оформление книжного уголка.

НДП « Весна»

Г.Скребецкий «Март»

Сказка « Айога» нанайская

«Беляночка и Роза» нем.

К. Аксаков «Лизочек» для чтения в лицах.

П. Соловьева « Подснежник» заучивание.

Доп. лит.

А.Пушкин «За весной, красой природы»

Д. Хармс « Веселый старичок»

П. Ершов Конек- Горбунок

3.

Н. Рубцов « Про зайца»

А Куприн «»Слон»

Н. Телешов « Уха»

Э. Мошковская «Хитрые старушки.

4. 

«Уж тает снег, бегут ручьи»

К. И чуковский

К.И.Чуковский «Чудо- дерево»; «Путаница»

М.Лермонтов «Звезда»

А.Плещеев « Дождь шумел»

Н.Некрасов « Перед дождем»

Апрель

1. 

Неделя детской книги.

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Г.Х. Андерсен.

Краткая биография.

Русский фольклор. Песенки « Идет матушка весна»

Фольклор народов мира « ой, зачем ты жаворонок!»

С. Городецкай « Весенняя песенка»

Ф. тютчев « Весенние воды»

Выставка книг Г.Х. Андерсена

Г.Х. андерсен «Принцесса на горошине»

2

3. 12 апреля – день космонавтики

Птицы

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ю.А. Гагарин.

портрет

Выставка книг «птицы»

НДП Птицы.

В. Жуковский « жаворонок»

В. Орлов « ты лети к нам скворушка» заучивание

Д.Мамин –Сибиряк « медведко»

Оформление книжного уголка «КОСМОС»

Г. Виеру «Ракета»        

В. Бороздин «Первый в космосе»        

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

В. Степанов «Космонавт»

Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

В. Бианки «Синичкин календарь».

В. Даль «Старик – годовик».

С. Михалков «Зяблик».

Д.п « Космос»

Андреев « Как человек научился летать»

Черненко «Как человек полетел в космос»

Дет. Энциклопедия «Космос»

4

 «Безопасность в быту, на улице, социуме. Правила дорожного движения, пожарная безопасность»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; подвести детей к пониманию, что книга – это один из источников знаний; продолжать знакомить их с разными жанрами художественной литературы; воспитывать доброжелательность и взаимопомощь в процессе совместного труда (при создании книги).

В.А.Осеева

В.А. Осеева

Фольклор народов мира « трое гуляк»

Ф. Зальтер « Бемби» нем.

Я Аким « апрель» заучивание.

К. коровин « белка»

Май

1. 2

 «Праздник Весны и труда.

День Победы»

Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины, с содержанием сказки; воспитывать чувство патриотизма; осуществлять нравственно – патриотическое воспитание на примерах поступков героев произведения.

В.П. астафьев.

.

Оформление книжного уголка ВОВ

НДП «Парад победы»

С. Алексеев «Стихи и рассказы о ВОВ».

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

А. Митяев «Мешок овсянки».

М. Исаковский «Навек запомни».

С. Баруздин «Слава».

К. Симонов «Сын артиллериста».

3. 4

Русский фольклор. Песенки « Когда солнце взойдет. Роса на землю падает»

Песенка « Улитка» молд.

Э. Успенский « Страшная история»

А.блок « На лугу»

Н.Заболоцкий « На рекек»

Э.машковская « добежали до вечера» заучивание наизусть.

Л.левин « Сундук» чтение в лицах

Ю. Коваль « «Русанок- травник», « Стожок»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных  уголков. Материал о смотре  со...

положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами.  В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также  содержатся цель, со...

Читательский уголок

Памятка для воспитателей " Читательский уголок"...

Читательский уголок

Викторина по сказкам...

Читательский уголок

Картотека фольклор...

Читательский уголок для родителей

Мы решили сделать читательский уголок для родителей. Обмениваться интересными, красочными книгами для чтения их детям. ...

5 УРОВНЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ _УМЕНИЙ_Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать_эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина_на ММСО_2022

Эксперт   Клевцова ЛюдмилаНаблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; уст...