Карта Учета индивидуальных способностей дошкольников по обучению финансовой грамотности
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Дежина Светлана Викторовна

Карта индивидуальнго развития по дополнительной программе "Финансовая грамотность дошшколят"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №368»

«Диагностика финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

(Карта индивидуального учета результатов развития обучающихся 5-7 лет по разделу (программе) «Обучение основам финансовой грамотности»)

                                                                                                                                 Выполнила: воспитатель 1 категории

                                                                                                                     МБДОУ «Детский сад №368»

                                                                                                 Ленинский район

                                                                                                                                          Дежина Светлана Викторовна

Нижний Новгород

2020 год

Пояснительная записка:

 Оценка результатов освоения раздела (программы) «Обучение дошкольников основам финансовой грамотности»).

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

            В ходе работы над разделом (программой) предусмотрена система оценки знаний и навыков, умений

            обучающихся, основанной на методе наблюдения. Результаты наблюдения отражаются в

          «Картах индивидуального учета результатов освоения обучающимися по разделу (программе)

           «Обучение основам финансовой грамотности» (далее - Карта), где также указываются рекомендации

    по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка 5-7 лет. Оценка результатов освоения  

           раздела (программы) проводится педагогами  ежегодно в конце года (май).

Процесс проведения оценки индивидуального развития обучающихся ДОО регламентируется «Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения » или «Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися программы дополнительного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения »

Карты хранятся на бумажном и электронном носителе в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО. При переходе ребенка в другую возрастную группу или ДОО карта передается вместе с ребенком.

 Сформированный  уровень знаний (С) : дети могут объяснить элементарный смысл экономических

понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о

 работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников

событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками,

задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют

поручения, способны контролировать свои  действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и

умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Частично-сформированный уровень знаний (Ч): дети имеют представление об экономических понятиях,

 но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи,

труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений

об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого

умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся

к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную

работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны,

но способны проявлять упорство в достижении цели.

Не сформированный уровень знаний (точка роста ) (Н): дети не могут объяснить смысла экономических

понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим

явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса

к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца,

 быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению

 результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

 Данный материал разработан на основе:

Программа экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»  

Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».


Карта индивидуального учета результатов развития обучающихся 5-7 лет по разделу (программе) «Обучение основам финансовой грамотности» (пример заполнения)

Труд

Товар

Деньги

Экономика

Потребности

Труд профессии

Бартер

Выгода и убыток

Деньги

Реклама

Бизнес и капитал

Оценка достижений, (ОД) Рекомендации (Р)

Различает виды потребностей материальные, духовные, социальные

Сформировано представление о труде   и селск.хоз, домашний труд и т.д

Выделяет последовательность трудовых действий

Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей.

Сформировано понятие об орудиях труда о роле машин и механизмов в труде человека

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

Может объяснить зависимость цены товара от качества и количества

Сформировано представление о формах сбыта продукции

Различает достоинства купюр, умеет считать в пределах 10

Может объяснить понятия  бюджет, и его составляющие (зарплата, пенсия, бюджет, стипендия)

Имеет представления о доходе и о его динамике, о расходах и их многообразие

Владеет понятием экономика

Умеет выделять, экономическое содержание из художественных произведений, потребности.

Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей

Умеет выделять цепочку трудовых действий

Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Владеет понятием бартер

Умеет определять выгодность бартера

Самостоятельно совершают обменные операции

Владеет понятиями «выгода и убыток»

Определяет выгодность сделки

Владеет понятия купюра. Банк

Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу

Владеет понятием реклама

Осознает взаимосвязь реклама-продажа

Владеет понятиями капитал, бизнес, купля, продажа

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

од

Р

Диагностические задания

старшая группа

1. Потребности

Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»

Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи.

Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях

Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи»,

«Заветное желание»

Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. Инструменты

 и т. д., социальных.

2. Труд

Цель: выявить знания детей о труде и его видах.

Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше

знает инструменты», «Чудесный мешочек»

Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий,

орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.

Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей

Беседа: «Труд в жизни людей»

Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.

3. Товар

Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров

Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».

Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.

Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества

Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»

Материал для изготовления книжек – малюток разными способами

Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.

Цель: выявить знания детей о сбыте товара

Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»

Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки

до       покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)

4. Деньги

Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.

Дидактические игры «Магазин», «сберкасса»

Материал: деньги различного достоинства.

Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

Модель «семейный бюджет»

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»

Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.

Диагностические задания

Подготовительная к школе группа

  1. Экономика

Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»

2. Потребности

Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»

Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

3. Труд, профессии

Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги»

Дидактическая игра «Необычайное путешествие».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.

4. Бартер

Цель: выявить знания детей о бартере

Игра – ситуация «Бартер»

Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «Интересный обмен»

Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «В стране Обмении»

Материал: карточки, фломастеры, карандаши.

5. Выгода и убыток

Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок»

Материал: товары, деньги

Беседа по худ. произведению «Как мужик гусей делил»

6. Деньги

Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.

Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»

Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги

Дидактические игры «Магазин «Катюша»

Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.

7. Реклама

Цель: выявить знания детей о рекламе

Дидактическая игра «Мир рекламы»

Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.

Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи

Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»

Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.

8. Бизнес и капитал

Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже

Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»

Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой грамотности старших дошкольников 5-6 лет

Тема: «Умная копилка»Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финанс...

«Обучение финансовой грамотности дошкольников»

АктуальностьФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественнос...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста....