Карта Учета индивидуальных способностей дошкольников по обучению финансовой грамотности
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Карта индивидуальнго развития по дополнительной программе "Финансовая грамотность дошшколят"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учет освоения дошкольниками основ \финансовой грамотности | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №368»
«Диагностика финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
(Карта индивидуального учета результатов развития обучающихся 5-7 лет по разделу (программе) «Обучение основам финансовой грамотности»)
Выполнила: воспитатель 1 категории
МБДОУ «Детский сад №368»
Ленинский район
Дежина Светлана Викторовна
Нижний Новгород
2020 год
Пояснительная записка:
Оценка результатов освоения раздела (программы) «Обучение дошкольников основам финансовой грамотности»).
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы над разделом (программой) предусмотрена система оценки знаний и навыков, умений
обучающихся, основанной на методе наблюдения. Результаты наблюдения отражаются в
«Картах индивидуального учета результатов освоения обучающимися по разделу (программе)
«Обучение основам финансовой грамотности» (далее - Карта), где также указываются рекомендации
по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка 5-7 лет. Оценка результатов освоения
раздела (программы) проводится педагогами ежегодно в конце года (май).
Процесс проведения оценки индивидуального развития обучающихся ДОО регламентируется «Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения » или «Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися программы дополнительного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения »
Карты хранятся на бумажном и электронном носителе в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО. При переходе ребенка в другую возрастную группу или ДОО карта передается вместе с ребенком.
Сформированный уровень знаний (С) : дети могут объяснить элементарный смысл экономических
понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о
работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников
событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками,
задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют
поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и
умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Частично-сформированный уровень знаний (Ч): дети имеют представление об экономических понятиях,
но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи,
труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений
об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого
умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся
к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную
работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны,
но способны проявлять упорство в достижении цели.
Не сформированный уровень знаний (точка роста ) (Н): дети не могут объяснить смысла экономических
понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим
явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса
к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца,
быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению
результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Данный материал разработан на основе:
Программа экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»
Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Карта индивидуального учета результатов развития обучающихся 5-7 лет по разделу (программе) «Обучение основам финансовой грамотности» (пример заполнения)
Труд | Товар | Деньги | Экономика | Потребности | Труд профессии | Бартер | Выгода и убыток | Деньги | Реклама | Бизнес и капитал | |||||||||||||||||||||
Оценка достижений, (ОД) Рекомендации (Р) | Различает виды потребностей материальные, духовные, социальные | Сформировано представление о труде и селск.хоз, домашний труд и т.д | Выделяет последовательность трудовых действий | Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей. | Сформировано понятие об орудиях труда о роле машин и механизмов в труде человека | Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров | Может объяснить зависимость цены товара от качества и количества | Сформировано представление о формах сбыта продукции | Различает достоинства купюр, умеет считать в пределах 10 | Может объяснить понятия бюджет, и его составляющие (зарплата, пенсия, бюджет, стипендия) | Имеет представления о доходе и о его динамике, о расходах и их многообразие | Владеет понятием экономика | Умеет выделять, экономическое содержание из художественных произведений, потребности. | Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей | Умеет выделять цепочку трудовых действий | Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» | Владеет понятием бартер | Умеет определять выгодность бартера | Самостоятельно совершают обменные операции | Владеет понятиями «выгода и убыток» | Определяет выгодность сделки | Владеет понятия купюра. Банк | Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу | Владеет понятием реклама | Осознает взаимосвязь реклама-продажа | Владеет понятиями капитал, бизнес, купля, продажа | Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений | ||||
од | |||||||||||||||||||||||||||||||
Р |
Диагностические задания
старшая группа
1. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.
Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи.
Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях
Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи»,
«Заветное желание»
Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. Инструменты
и т. д., социальных.
2. Труд
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше
знает инструменты», «Чудесный мешочек»
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий,
орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.
3. Товар
Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров
Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.
Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества
Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
Материал для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.
Цель: выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»
Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки
до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
4. Деньги
Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «сберкасса»
Материал: деньги различного достоинства.
Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Модель «семейный бюджет»
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.
Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»
Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.
Диагностические задания
Подготовительная к школе группа
- Экономика
Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).
Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
2. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека
Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»
Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.
3. Труд, профессии
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги»
Дидактическая игра «Необычайное путешествие».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.
4. Бартер
Цель: выявить знания детей о бартере
Игра – ситуация «Бартер»
Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.
Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «Интересный обмен»
Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.
Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «В стране Обмении»
Материал: карточки, фломастеры, карандаши.
5. Выгода и убыток
Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке
Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок»
Материал: товары, деньги
Беседа по худ. произведению «Как мужик гусей делил»
6. Деньги
Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.
Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»
Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги
Дидактические игры «Магазин «Катюша»
Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.
7. Реклама
Цель: выявить знания детей о рекламе
Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи
Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»
Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.
8. Бизнес и капитал
Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже
Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»
Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.
Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.
Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой грамотности старших дошкольников 5-6 лет
Тема: «Умная копилка»Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финанс...
«Обучение финансовой грамотности дошкольников»
АктуальностьФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественнос...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....