Научная статья
статья

Клинико-психолого-педагогическая классификация детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи [27, 303].

В этиологии общего недоразвития речи выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга впервые годы жизни ребенка и др.

Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Е.М. Мастюкова определяет три группы детей с общим недоразвитием речи [31; 236 – 250]:

1. Неосложненный вариант общего недоразвития речи – у детей отсутствует явно выраженные свидетельства поражение центральной нервной системы. У детей недоразвитие всех компонентов речи сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», например: недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных 14 дифференцировок. У детей этой группы наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и тому подобное.

2. Осложненный вариант общего недоразвития речи – у детей речевой дефект сочетается с неврологическими и психопатологическими синдромами, такими как: синдром повышенного черепного давления, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств и прочее. У детей отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость.

3. Грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловлено органическим поражением речевых зон коры головного мозга. В основном эту группу составляют дети с моторной алалией. В психолого-педагогическом подходе выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня были выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, а четвертый уровень был определен Т. Б. Филичевой [25; 41].

Третий уровень речевого развития с точки зрения Р.Е. Левиной определяется как «развернутая фразовая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития» [25].

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, истощаемость нервной системы), легкие двигательные расстройства и замедленное формирование высших корковых функций. Дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые дети склонны к истерикам [27, 309 – 311].

Для дошкольников с ОНР III уровня характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа и конструктивного праксиса. У детей наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Как уже было отмечено выше, у детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитые высших психических функций, особенно на уровне произвольности и осознанности. Из-за речевого недоразвития дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе, раздражительны, обидчивы, склонны к частому плачу, отмечается негативизм [41, 398 – 406]. Вследствие неточной артикуляции и искажения звучания звуков у детей вторично может наблюдаться нарушение слуховой дифференциации и фонематического анализа.

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечаются трудности при запоминании. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей наблюдается снижение вербальная памяти, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми [12, 14]. По словам Т.А. Ткаченко детям с общим недоразвитием речи третьего уровня затруднительно восстанавливать порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; они не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредоточить и удержать внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации.

У этой категории детей наблюдается недостаточность различных видов восприятия, в первую очередь слухового, зрительного и пространственного [29, 89]. Недостаточность базового слухового восприятия сказывается на формировании фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с общим недоразвитием речи.

Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи третьего уровня протекает гораздо лучше, чем развитие речи [28, 363 – 367]. Таких детей отличает критичность к речевой недостаточности. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. утверждают, что «первичная патология задерживает формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта».

У таких детей наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Очень часто дети не могут выбрать игру, что свидетельствует о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности, навыков сотрудничества. Если дети выполняют какую-либо коллективную работу по заданию взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с общим недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне их коммуникативных умений, навыков сотрудничества [10, 57; 11, 217].

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдаются особенности развития, как в речевом, так и в психическом и физическом плане. Именно поэтому, очень важно понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в основе его возникновения, а также понимание особенностей соотношения первичных и вторичных нарушений, оценка неречевых процессов, все это необходимо для выявления и коррекции атипичного развития детей с общим недоразвитием речи, выбора наиболее эффективных приемов коррекции с учётом их компенсаторного фона и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

научная статья

Ручной труд в умственном развитии дошкольника...

Научнная статья

здоровье сберегающие технологии...

научная статья

"Язык и рука"...