«Развитие восприятия ребёнка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»
материал (младшая группа)

Ноздрина Надежда Юрьевна

«Развитие восприятия ребёнка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие восприятия ребёнка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в младшем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Мы предлагаем вашему вниманию, несколько интересных игр для занятия с детьми дома самостоятельно.

  • Дома можно сделать ребенку «сенсорные ладошки»: вырезать из различных тканей (хлопка, бархата, кожи и др.), бумаги ладошки. Давая ребенку трогать каждую из  ладошек, и в тоже время называть предмет. Так ребенок будет запоминать материалы, но надо иметь в виду в этом возрасте ребенку следует давать 2-3 вида ткани и со временем добавлять по одному вида.
  • Из подручных материалов можно также самостоятельно сделать ребенку сенсорное панно. Для этого потребуются: косточки различных фруктов и ягод (абрикосовые, вишневые, арбузные), пуговицы разных размеров, крупы (гречка, рис, горох, манка) и картонная коробка. Используя клей ПВА и собственную фантазию, приклеиваем подготовленные материалы на дно коробки. Ребенку будет не только интересно прикасаться к различным материалам, но и полезно: развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь ребенка. Это связано с тем, что речевые центры головного мозга находятся с центром мелкой моторики.
  • При развитии зрительного восприятия основной упор следует сделать на различение цветов и формы. В этом вам помогут яркие картинки и детские раскраски. Например, если ребенок любит заниматься творчеством: делать аппликаций, лепить из пластилина или соленого теста, рисовать, то можно придумать вот такую игру. Для этого берем разноцветные баночки из под красок, например: синяя, желтая, зеленая и красная. И из соленого теста лепим маленькие фигурки. Для этого берем тесто разного цвета, соответствующие по цветам баночки. Из теста лепим фигуры: синий прямоугольник, желтые круги, зеленые квадраты и красные шарики. В отдельной чашке нужно смешать все получившиеся фигуры. Задача ребенка – разложить все фигуры по отдельным баночкам, соблюдая цвета: синие прямоугольники в синюю баночку, желтые круги – в желтую баночку и так далее. Можно еще перемешать крышки от баночек и дать ребенку самой подбирать каждой баночке свою крышку. Такая игра помогает ребенку выучит формы, цвета, а так же развивает мелкую моторику.
  • Так же можно вырезать из цветного картона прямоугольники, квадраты, кружочки, раскладывать их в кружок, в центре становиться ребенок и начинает говорить «Я кружусь, кружусь, кружусь и на красный (желтый, сини, зеленый…) цвет становлюсь». Можно говорить самой, где им остановиться, если ребенок плохо разговаривает, потом они сами начнут повторять и запоминать цвета. Сначала дети останавливаются, где хотят, потом они начинают запоминать цвета. Если сделать задание по сложнее, можно добавлять туда и геометрические фигуры «Я кружусь, кружусь, кружусь и на синий квадрат (круг, треугольник) становлюсь». Так ребенок будет запоминать цвета и геометрические фигуры.
  • Еще я придумала интересную сказку для своей девочки, в которой игрушки по ночам просыпаются и рисуют ее фломастерами, но так как они цветов не различают, все колпачки перепутали. Надо нам надеть правильно колпачки. Можно взять фломастеры 12 цветов, если будет больше, то там будут неверные оттенки.

  • Для развития обоняния и вкуса может помочь игра, при которой с завязанными глазами ребенку предлагается угадать, что он съел, или, что ему дают понюхать. Например, можно взять фрукты и овощи такие как: зеленый огурец, красный помидор, желтое яблоко. По вкусу ребенок определяет, что он съел и называет его свойства, форму, цвет и вкус.

Таким образом, можно сказать, что задача сенсорного воспитания заключается в том что:

  • продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, цвета;
  • формировать простейшие приемы установления тождества и различия;

учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький»,

«много», «один», «такой же» и т.д.;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек;

  • развивать тактильную чувствительность рук детей;
  • совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  • реализовать        единый        подход        к        воспитанию        и обучению детей в семье и детском саду;
  • установление        эмоционального        контакта, партнерских отношений с родителями;
  • развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Мы считаем, что оптимальным возрастом для сенсорного воспитания и развития сенсорного восприятия у ребенка является возраст после двух лет, поскольку ребенок уже достаточно неплохо понимает речь, и может давать однозначную вербальную обратную связь. Но для развития способностей к познанию мира не бывает слишком раннего возраста, или возраста, когда уже слишком поздно. Я думаю что, развивать сенсорные особенности вашего ребенка вы можете с самого его рождения. Да и для себя лично вы можете открыть много нового в мире, который вас окружает, прикоснувшись к нему, или попробовав его на вкус.

Будем рада если наши идеи кому – нибудь понравятся и принесут пользу в воспитаний вашего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

«Развитие восприятия ребенка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Существует 5 сенсор...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую, продуктивную и трудовую(самообслуживание) деятельность.

Помещаю опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. На мой взгляд, это хорошая помогалочка для начинающих воспитателей....

Презентация РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯРЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Презентация " Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС".

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Проблема развития ручной умелости и мелк...

Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы  «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...