Статья "Формирование ценностных ориентаций и оценочных отношений у детей дошкольного возраста"
статья

Статья "Формирование ценностных орентаций и оценочных отношений у детей дошкольного возратста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование ценностных ориентаций и оценочных отношений у детей дошкольного возраста

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Вместе с тем выявление характера динамичных изменений ценностные ориентации невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностные ориентации, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностные ориентации, характерных для предшествующего возраста.

Исходя из необходимости выявить уровень сформированности системы ценностные ориентации, определяющих направленность личности, Сайко В.Д, было проведено исследование детей в периоды перехода из дошкольного в младший школьный и из младшего школьного в подростковый возраст. При этом задача рассмотрения процесса развития ценностные ориентации ребенка на разных возрастных рубежах решалась в основном путем изучения уровня развития его социальной зрелости, так как личностнообразующая система ценностные ориентации (реально складывается лишь к подростковому периоду онтогенеза) неразрывно связана с определенным уровнем самосознания детей.

В этих целях не просто раскрывались их личные ценности, эмоциональное освоение и субъективное к ним отношение, понимание их смысла, но, главное, выявлялась степень развития ценностных ориентаций ребенка в системе отношений его со сверстниками и взрослыми, отношения к общему делу, а также уровень осознания отношений с широким кругом людей, обществом в целом и их оценка. В связи с тем, что все это достаточно трудно устанавливаемые компоненты ценностных ориентаций, исследование велось комплексным методом, что включало проведение качественного анализа материалов, полученных при непосредственном участии экспериментатора в повседневной жизни детей.

Наряду с наблюдением, анкетированием, проведением бесед, сочинений, использованием проективных методик (неоконченных фраз текстов) широко включалось создание разнообразных экспериментальных ситуаций, в основу которых были положены рассказы о реально имевших место случаях.

Рассмотрение данных относительно ценностные ориентации детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст показало, что на рубеже 5-6 лет выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в деятельности и постепенно находящее адекватно мотивированное выражение. Показательно, что качественное различие ценностных ориентаций детей (их компонентов) четко прослеживается именно в этот период, что находит выражение в отношении ребенка к другим людям, к различным видам деятельности, в понимании смысла социальных, нравственных ценностей, в частности в отношении к делам, полезным обществу.

У ребенка в 5 лет еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Пятилетние дети находятся в кругу интимно-личностных отношений, ориентируются в основном на знакомые окружающие их предметы и близких людей. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.

Анализ суждений, которые 5-летние дети выбирают из ряда предложенных, показал, что ни один ребенок не выбрал суждение, связанное с пониманием общей значимости ухода за цветами («за цветами ухаживают для того, чтобы во дворе детского сада было красиво»). Выбираются суждения: «чтобы они лучше росли», «чтобы цветы не завяли». Характерно, что в суждениях о других детях пятилетки указывают, что другие взялись ухаживать за цветами, «чтобы они росли», а в суждениях, почему «я» ухаживаю за цветами, 19 детей (из 56 изученных) назвали желание помочь взрослым и 21 ребенок - стремление помочь маме.

Благодаря включенному наблюдению удалось выявить своеобразный характер отношения 5-летних детей к педагогу-воспитателю детского сада: оно было сходно с отношением к няне - дети прижимались к педагогу, искали у него защиты. Шестилетние же дети совсем иначе вели себя с воспитателем или учителем. В их отношении прослеживалось не только доверие, но и приобщенность к деятельности, к общему делу.

Качественно отлична от 5-летних детей личностная значимость социальных, нравственных ценностей 6-летних, их понимание смысла этих ценностей: здесь появляется уже, условно говоря, дистанция социальных связей при оценке норм поведения детей и взрослых. В 6-летнем возрасте развивается определенная ориентация на коллектив, уже осознается своя принадлежность к коллективу, появляется умение на соответствующем уровне понять и оценить отношения в коллективе. В 6 лет ребенок уже начинает понимать важность общественно полезных дел. Например, если большинство 5-летних детей не понимают смысла учреждений общественного воспитания и не могут, в частности, объяснить, почему и зачем дети ходят в детский сад, в школу, то 6-летние в этом отношении четко социально ориентированы, отвечая, что «в детский сад дети ходят потому, что мама работает, куда она меня денет», «в детский сад дети ходят учиться, к школе готовиться». В школу дети идут, «чтобы все знать, стать большими и потом работать», «чтобы знать много, а то вырастешь - как будешь работать?».

Убедительные данные, характеризующие различия в уровне становления ценностные ориентации у 6-летних детей (по сравнению с 5-летними) содержат материалы вышеупомянутой экспериментальной ситуации «Цветы». Так, в своих суждениях 6-летние дети вычленяют: «я ухаживаю за цветами, так как хочу помочь взрослым» (39 детей из 60 изученных), «хочу, чтобы в детском саду было красиво» (18 детей), «чтобы они не завяли» (3 детей). Анализ данных, полученных в ходе исследования, показывает, что на рубеже 5—6 лет у ребенка формируются определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности.

При всех индивидуально-вариативных особенностях процесса становления ценностные ориентации именно в 6 лет этот процесс наиболее динамичен. Между 6-7 годами происходит значительное наращивание и развитие важнейших компонентов ценностных ориентаций, их адекватно мотивированное выражение. В целом в период перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст, когда объективно задаются эталоны поведения детей, ребята осознают социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. Но ребенок в этот период еще не воспринимает эталоны поведения как социальную необходимость, не осознает их социальной значимости. Они пока выступают для него как индивидуальные ценности, являясь лишь отдельными компонентами развивающихся ценностных ориентаций.

Анализ полученных Сайко В.Д. материалов показывает, что при отсутствии существенных различий в ценностных ориентациях 8- и 9-летних детей в 9—10 лет уже происходит качественный скачок в ценностных ориентациях ребенка как в системе взаимоотношений, отношений к другим людям, к общему делу, так и в различных видах деятельности, оценке явлений действительности.

Происходит не просто нарастание тех компонентов ценностные ориентации, которые сложились в младшем школьном возрасте, а принципиальное изменение ценностные ориентации во всех сферах отношений ребенка, активно приобщающегося к нормам общества и на новом уровне оценивающего общественно полезные дела.

Необходимо отметить, что не наблюдается существенных отличий в ценностных ориентациях мальчиков и девочек. Однако отмечаются определенные различия понимания нравственных ценностей у детей, проживающих в городской и сельской местности.

Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие отношения и качества наиболее популярны, можно судить о содержании и стиле этих отношений, о ценностях группы. В группе, как правило, преобладают социально одобряемые ценности – защищать слабых, помогать и т.д., но в группах, где ослаблено воспитательное влияние взрослых "вожаком" может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о пространственных отношениях у детей дошкольного возраста с использованием дидактических, развивающих игр и игровых упражнений»

Задачи ведущего направления:Закреплять умение отличать и называть правую и левую рукуРаскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направоУчить детей ориентироваться «на себе», от «себя»Учить дете...

Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Поэтому проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. Именно в дошкольные годы, как пок...

Инновационная методическая разработка «Развитие эмпатии в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста»

Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого?...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Методы и формы проведения занятий по физической культуре на развитие пространственной ориентации и координации движений у детей дошкольного возраста

Презентация на тему "Методы и формы проведения занятий по физической культуре на развитие пространственной ориентации и координации движений у детей дошкольного возраста"...