Проект экологический в средней/ младшей группе «Покормите птиц зимой». 2019-2020 г.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Правдина Наталья Алексеевна

Тема: «Покормите птиц зимой».

Исполнители: воспитатель Правдина Н.А., дети, родители.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Возраст: дети 3-5 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Период выполнения: с 16.12.2019 - по 20.01.2020 год.

Проблема: Охрана и защита птиц.

- Практическое содействие по защите и сохранению разнообразия и

численности птиц в зимний период.

- Экологическое воспитание дошкольников.

 

Актуальность проекта.

Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях имеет актуальное значение. В период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе. Учить детей беречь окружающий мир, ведь большинство современных детей редко обращают внимание на окружающую нас природу. В жизни человека и в природе очень велико значение птиц, которые окружают нас повсюду. Птицы радуют нас своим пением.  Поддерживая экологический баланс в природе, уничтожают бесчисленное количество насекомых. Но зимой птицам приходится трудно. Они часто голодают. Во время сильных морозов многие птицы погибают. Синички только за одну морозную ночь теряют до 10% своего веса. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Но если у них будет достаточно корма, птички могут выжить даже в самые лютые морозы. Поэтому летят птицы поближе к жилью людей. Перед взрослыми стоит задача вызвать интерес у детей к зимующим птицам. Научить помогать им. Воспитывать сострадание к нам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx280.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»                                   городского округа Ступино Московской области

Детский краткосрочный экологический проект

в средней/ младшей группе

«Покормите птиц зимой».

https://i2.wp.com/orechi.ru/wp-content/uploads/2017/12/SHeXWnmit9I.jpg

Воспитатель первой квалификационной категории

Правдина Наталья Алексеевна.

2019- 2020 учебный год

Тема: «Покормите птиц зимой».

Исполнители: воспитатель Правдина Н.А., дети, родители.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Возраст: дети 3-5 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Период выполнения: с 16.12.2019 - по 20.01.2020 год.

Проблема: Охрана и защита птиц.

- Практическое содействие по защите и сохранению разнообразия и

численности птиц в зимний период.

- Экологическое воспитание дошкольников.

Актуальность проекта.

Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях имеет актуальное значение. В период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе. Учить детей беречь окружающий мир, ведь большинство современных детей редко обращают внимание на окружающую нас природу. В жизни человека и в природе очень велико значение птиц, которые окружают нас повсюду. Птицы радуют нас своим пением.  Поддерживая экологический баланс в природе, уничтожают бесчисленное количество насекомых. Но зимой птицам приходится трудно. Они часто голодают. Во время сильных морозов многие птицы погибают. Синички только за одну морозную ночь теряют до 10% своего веса. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Но если у них будет достаточно корма, птички могут выжить даже в самые лютые морозы. Поэтому летят птицы поближе к жилью людей. Перед взрослыми стоит задача вызвать интерес у детей к зимующим птицам. Научить помогать им. Воспитывать сострадание к нам.

Методы и приемы.
     1. наблюдения;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

4. экскурсии по участку детского сада;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

7.конкурсы.

Цель: Формировать экологические знания о зимующих птицах.

Задачи: 

- Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

- Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

- Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

4. Проведение акции « Помоги птицам!».

Формы работы:

с родителями:

- оформление стенда «Зимующие птицы»,

- изготовление кормушек.

с детьми:

- наблюдение за птицами;

- беседы на тему;

- дидактические и подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- оформление выставки рисунков «Снегири»;

- конструирование «Серебряные птички».

- участие в конкурсах.

Этапы проведения проекта:

I этап: Подготовительная работа:

1. Определение темы проекта (проблемы проекта, постановка цели проектной

деятельности, формулировка задач).

2. Составление плана-схемы проекта.

3. Обсуждение проекта с родителями.

4. Подбор материала и оборудования для работы.

5. Сбор информации и литературы о зимующих птицах, подобрать фотографии

и картинки по теме.

6. Создание памяток и консультаций для родителей: «Делаем с детьми кормушку

своими руками».

7. Разработка и накопление методических материалов по теме.

II этап: Основной.

Работа с детьми:

Практическая деятельность по решению проблемы.

Мероприятия по реализации проекта:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие;

- ООД «Стайка снегирей на ветках рябины»;

- Беседа с детьми: «Зимующие птицы Подмосковья»;

- Рассматривание иллюстрации «Кормушка» и беседа «Покормите птиц зимой»;

- Наблюдения:

•        за птицами у кормушек;

•        сравнение голубя и воробья;

•        за птицами на территории детского сада;

•        наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.

- Презентация «Зимующие птицы нашего края».

- Загадки о зимующих птицах.

- Дидактические игры: «Угадай птиц по описанию», «Назови одним словом», «Какая птица лишняя», «Какая птица улетела», «Где находится эта птица».

- Конструирование «Серебряные птички».

- Изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями).

- Ежедневное кормление птиц.

Речевое развитие;

- Чтение художественной литературы

С. Алексеев «Снегирь», Е. Чарушин «Воробей», М. Пришвин «Синички».

- Заучивание стихотворения наизусть «Покормите птиц» А. Яшин.

Физическое развитие;

Подвижные игры: «Птички», «Воробышки и кот», «Птицелов».

Художественно-эстетическое развитие;

- Рисование «Снегири на ветке».

- Оформление выставки работ.

Работа с родителями:

- Консультации: Тема: «Зимующие птицы»

- Домашнее задание: Сделать кормушки для птиц.

 

III этап: заключительный

- Оформление результатов проекта.

- Выставка рисунков в группе «Снегири на ветке».

- Выставка поделок в группе «Серебряные птички».

- Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

- Участие в конкурсе «Подарок для пернатых друзей».

- Акция «Покормите птиц».

Результаты.

- Расширился кругозор детей о зимующих птицах;

- Улучшилась предметно–развивающая среда: литературой, фотографиями,

иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками,

презентациями о зимующих птицах;

- У детей сформировалась любознательность, творческие способности,

познавательная активность, коммуникативные навыки.

- Проявился интерес у детей к объектам живой природы (зимующим птицам);

- Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.

Список используемой литературы;

- О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» для занятий с детьми с 2 до 7 лет.

- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Средняя группа.

- "Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А.Вакуленко

- Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. И.А. Лыкова.

- Л.В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование» сценарий занятий с детьми 4-5 лет

- Картотека предметных картинок «Зимующие птицы».

- Интернет ресурсы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

                       Занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: Стайка снегирей на ветках рябины

Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц; Учить детей выделять характерные особенности снегиря, узнавать их; Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их; Развивать интерес к жизни зимующих птиц; Воспитывать дружелюбное отношение к птицам.

Материал: Картина с изображением птиц: воробья и снегиря. Картина с изображением снегиря на каждого ребенка.

Ход занятия

1.Воспитатель  – Ребята, я загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Пусть я птичка – невеличка

У меня друзья привычка

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. Кто это, ребята? (снегирь)

Воспитатель  – Правильно. Это снегирь. Дети, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на участке детского сада?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель - Сегодня мы  с вами поговорим еще об одной удивительно красивой птице. Она редко прилетает на наш участок, но не заметить ее нельзя. Посмотрите на картину, каких птиц  вы видите?

Да, это воробьи и снегири. Снегиря можно узнать по яркой окраске, грудка у снегирей - самцов ярко – красная, а у самочек темно – серая. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка?  

Стайка – это много птиц, которые летают вместе. Люди заметили: прилетят стайка снегирей, значит, скоро выпадет первый снег. Зимой снегири приближаются к жилью человека, поэтому за ними можно наблюдать. По земле снегири скачут короткими прыжками. Питаются семенами различных трав, деревьев, кустарников. Снегири очень любят ягоды рябины. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягоды только зернышки, поэтому  вокруг рябины часто разбросано  много мякоти от ягод.

        Физкультминутка

Птички прилетели,

Крыльями махали.                2 раза

Сели посидели

Дальше полетели.

Сейчас мы будем стайкой птиц. Встаньте в круг.

- Голуби ходят…

- Синички быстро и легко прыгают…

- Воробьи летают стайкой…

- Снегири скачут неуклюже, короткими прыжками…

Сядьте тихо.

- Ребята, как вы думаете, чем Снегири питаются семенами

питаются снегири? трав, деревьев.

Снегири любят ягоды рябины.

Верно, молодцы!

- Ребята, как нужно заботиться Нужно подкармливать птиц.

о птицах зимой? Делать кормушки и сыпать корм.

- Верно!

- Давайте и мы с вами подкормим

снегирей.

- Вы согласны? Да!

Сейчас мы нарисуем веточку

рябины с ягодами.

- Веточку нарисуйте кисточкой,

а ягоды с помощью пальчика. Показ образца.

- Каким цветом будете рисовать Коричневым цветом

веточку?

- Каким цветом будут ягоды? Красным.

  • Пальчиковая гимнастика

- Возьмите лист бумаги, разведите

краски и начинайте рисовать.

Сейчас мы составим картинку.

«Стайка снегирей на ветках рябины»

У нас получилась красивая картинка.

Посмотрите, ягод рябины стало много

и снегири могут ими полакомиться.

Итог занятия.

- Что мы делали на занятии? Ребята, вам понравилось занятие? (Да!) Почему?  (Потому что было интересно, увлекательно.)

- Ребята, мне тоже понравилось, Было интересно как вы сегодня занимались. Молодцы! Я рада!

- Встаньте, занятие окончено.

Итог занятия

Воспитатель - Вам понравилось на занятии? А рисовать ягоды рябины? Трудно ли было рисовать веточку рябины? О каких птиц мы с вами говорили на занятии? Сможете ли вы узнать этих птиц, если увидите?

Молодцы, у всех в рисунки очень красиво получилось, как настоящие ягоды рябины. Занятие окончено.

ПРИЛОЖЕНИЕ   №2

Беседа с детьми на тему:

«Зимующие птицы Подмосковья»

Цели: Расширить знания детей о зимующих птицах и вызвать сочувствие к ним.

Задачи: 

-формировать обобщенное представление о зимующих птицах,

- учить сочувствовать, сопереживать зимующим птицам,

- воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Оборудование:  иллюстрация с изображением птиц, аудиозаписи голосов птиц.

Ход беседы:

Послушайте стихотворение:

 «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

Вы догадались, о ком сейчас мы будем говорить? (О птицах)

Верно, сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Ближе к осени дни становятся короче. Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев. Трава увядает. Вода в водоёмах, реках замерзает. Почва покрывается снегом. Тепла становится все меньше и меньше. В это время многие птицы улетают в теплые края. Но не все птицы покидают нас. Послушайте загадки и отгадайте их. Отгадки подскажут нам птиц, которые живут с нами зимой и летом.

Игра «Отгадай загадку»

Воспитатель:

А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

(Синичка)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр! »

(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

(Голубь)

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Предлагаю вам рассмотреть иллюстрацию.

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, окраской).

-А для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания. Зимой птицам тяжело искать корм. Птицы погибают от холода и голода.

-Как мы можем помочь птицам зимой? (повесить кормушки и подкармливать птиц всю зиму).

 Предлагаю вам рассмотреть, чем можно кормить птиц.

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

Беседа с детьми по теме: «Покормите птиц зимой».

Цель: Формировать экологические знания о зимующих птицах.

Задачи:

-формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах;

-развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ход беседы:

Здравствуйте девчонки, добрый день мальчишки! Сегодня я приглашаю вас на прогулку в удивительный зимний лес, который подарит вам интересные встречи. Мы заходим с вами в лес, полон сказок и чудес, Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.

(Звучит запись «Голоса птиц»).

Присядем на полянку. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).

Зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,                                                                                                                                  Нос наружу – ой – ой – ой!                                                                                                                        Даже белые березы                                                                                                                                            В серой корке ледяной.                                                                                                                                      Даже белки – непоседки в ожидании тепла                                                                                                       Не снуют на ветку с ветки,                                                                                                                                   Не вылазят из дупла.                                                                                                                                    И голодная синица                                                                                                                                   Тихо плачет у окна:                                                                                                                          «Негде греться и кормиться,                                                                                                                                Ни козявки, не зерна.                                                                                                                               День дымит морозной далью,                                                                                                                      Ночи стылы и темны,                                                                                                                             Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!»

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!                                                                                                                                                                           - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Кормушка». Дети рассматривают и рассказывают что видят на картинке ребят, которые сделали кормушку и подвесили на дерево. Насыпали в нее корм. В кормушку прилетели птицы.

- А что вы можете сделать? (рассуждения детей).

Ребята, я предлагаю вам дома сделать дома с родителями такую кормушку для птиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Дидактические игры к проекту «Покормите птиц зимой»

в средней группе.

«Угодай птиц по описанию».

Цель:

- упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры:

Педагог предлагает детям отгадать загадки о зимующих птицах. Дети отгадывают. Если ответ правильный, картинку птицы размещают на кормушке.

 «Назови одним словом».

Цель:

- упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

- уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры:

Педагог показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, курица, гусь, голуби) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

 «Какая птица лишняя».

Цель:

- упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду;

- уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птицами; развивать внимание, память.

Ход игры:

Педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

  «Какая птица улетела».

Цель:

- формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть;

- развивать зрительное внимание, память.

Ход игры:

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подлетевших к кормушке птиц и запомнить их. Можно птиц назвать и показать. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну из птиц. Когда дети откроют глаза, педагог предлагает угадать, кто из птиц улетел. Можно убрать нескольких птиц.

 «Где находится эта птица».

Цель:

- формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть;

- развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

Ход игры:

Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Конструирование из фольги в средней группе «Серебряные птички».

Тема: «Серебряные птички».

Образовательная область:  познавательное развитие.

Цель: Вызвать интерес к конструированию из фольги.

Задачи:

- Развитие фантазии и творчества детей, умения создавать образ птички.  

- Формировать умения выполнять поделку, стараясь сделать ее как можно лучше.

 - Развивать мелкую моторику.

-  Воспитание усидчивость.

-  Пополнять словарный запас детей.

Предварительная работа:

Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций. Чтение сказок, рассказов и стихотворений.

Материал:

Фольга, вата. 

Ход занятия

Ребята, посмотрите на картинки. Что здесь изображено? (Птицы). Правильно, птицы. Рассмотрите их внимательно и назовите тех птиц, которых вы знаете.  

Посмотрите на мою птичку (показать образец детям и прочитать стихотворение В. А Шипуновой "Серебряная птичка").

Из фольги ее слепили,

И петельку прикрепили.

Эта сказочная птица

Вся искрится, серебрится

И качается-кружится, да глядит на нас глазком:

Что за детки, что за дом.

Где можно встретить мою серебряную птичку? (В сказке). 

Чем отличаются сказочные  птицы от обычных птиц? (Варианты ответов). А что у них общего? (Голова, туловище, хвост, крылья).

Посмотрите внимательно на мою птичку и скажите, из чего она сделана. (Варианты ответов). Что может находиться внутри поделки? (Вата,  шарики из салфеток).

 Ребята, а вы хотите, чтобы у вас были такие птички? (Да).

Предлагаю вам своими руками  сделать таких птичек, но для этого нам придётся немного потрудиться.

    Физминутка:                 

Птицы летят,

Крыльями шумят.

Прогнулись над землёй,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на место садятся.

Показ воспитателя изготовления птички.

- Прежде, чем приступить к работе, нам нужно размять пальчики.

 Пальчиковая гимнастика

Я зимой кормлю всех птиц:

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей — (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)

Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало, (загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)

Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Самостоятельная работа детей.

- Ребята, какие красивые птички у вас получились. Молодцы! Сегодня мы поработали на славу и теперь у каждого из нас есть серебряная птичка.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички».

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек, воробышки!

Поклюйте зернышек, воробышки!

Быстро летайте, крыльями махайте!

Раз-два, раз-два, крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воробышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Дети-воробышки должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки.

2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры.

3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

Подвижная игра «Птицелов».

Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет —

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, голосом изображает свою птицу. «Птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Конспект ООД по рисованию в средней группе

«Снегири на ветке»

Цель: совершенствовать технику рисования красками в процессе рисовании снегирей.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Учить детей рисовать снегирей на ветках.

2. Побуждать детей рисовать крупно, располагать рисунок на всей плоскости листа.

3. Побуждать детей к выбору цвета.

4. Учить располагать рисунок в соответствии с формой предмета (вертикально или горизонтально).

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к рисованию.

2. Развивать чувства цвета и формы.

3. Развивать творческое воображение, мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

2. Воспитывать нравственную культуру личности (доброжелательность к сверстникам и их работам).

3. Воспитывать потребность в достижении качественного результата, аккуратность.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц; дидактическая игра: «Узнай птицу описанию».

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательный областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги формата А4, гуашь, кисть № 3, подставки для кистей, салфетки, стаканчики с водой, фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей.

                                                   Ход ООД

Организационная часть

В. Ребята послушайте, какое стихотворение я сейчас вам прочитаю, которое написал З. Александровой:

На берёзках снегири

Ярче утренней зари,

Синие синички,

Снег за рукавички!

В: - Ребята, сегодня, идя в детский сад, я на рябине увидела какой-то красный клубок. Как вы думаете, что это могло бы быть?

Д: (снегирь)

В: - Точно! Он был такой красивый, что я его решила показать вам.

Демонстрирую рисунок снегиря.

В:- Посмотрите, какая красивая птица! Давайте опишем её.

В:- Какого цвета оперения у снегиря

Д: (черное, грудка красная)

В: - Молодцы ребята, а какой формы туловище у снегиря?

Д:- (круглое).

В: - Что еще есть у снегиря?

Д: (черная головка, глазки, клюв, лапки, крылышки).

В: - Правильно, молодцы!

- Ребята, а все ли мы назвали, что есть у снегиря?

Д: (нет, мы забыли про хвост).

В: Ребята, а снегирь какая птица?

Д: Зимующая

В: Правильно А какие еще зимующие птицы вы знаете?

Д: Ответы детей

В:- Молодцы ребята, снегири появляются у нас зимой, питаются семенами ягод, зернами. У снегиря есть круглое туловище, маленькая головка, глаза, клюв, крылышки, лапки и хвост. А окраска у него серо- синяя, головка черная, грудка красная.

Физкультминутка

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны

Распушили перышки - частое потряхивание руками

Греются на солнышке - хлопки по бокам

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

Основной этап.

В: -Ребята садитесь за столы.

В: - Ребята, мы рассмотрели с вами птицу снегиря, а сейчас я вам покажу, как её рисовать.

В: - Берём лист бумаги, размещаем его горизонтально. Посмотрите на ваши листочки. Для того чтобы нарисовать снегиря нам понадобится красная краска. Мы осторожно кончиком кисточки набираем краску и рисуем красный круг.

Дальше делим его на две части – нижняя красная это будет грудка нашего снегиря.

Потом моем кисточку и вытираем о тряпочку. Затем на кончик кисточки берем черную краску и раскрашиваем спинку нашему снегирю.

Затем решаем: в какую сторону смотрит наш снегирь и рисуем маленький клювик, с другой стороны - хвостик.

Осталось нарисовать крылышки.

Промываем нашу кисточку. Белой краской рисуем глазик и узор на крыле. Вот и получился у нас замечательный снегирь.

Посмотрите, снегирь уже готов, осталось нарисовать веточку.

Набираю коричневую краску и рисую веточку кончиком кисти.

Заключительный этап

В: - Какие вы молодцы. Давайте полюбуемся нашими рисунками и поговорим о них.

- Ребята, как вы думаете, какая работа получилась самая аккуратная?

- Почему именно эта работа?

-Ребята, какие вы все молодцы!

Вы сегодня очень старались, рисовали увлеченно, с желанием. У всех получились красивые снегири. Большое спасибо за занятие!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:

  • пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
  • обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
  • рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)

Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

  1. «Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

  1. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

  1. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

  1. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

  1. «Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

  1. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...
Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…

  1. «Кто как голос подает»

Ворона – каркает, воробей -…

  1.  «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?    (Снегирь)

  1. Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке

  1. "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...

Выполните с ребенком следующие упражнения:

  1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

  1. Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

  1. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
    Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся  и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками,  семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

  1. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

  1. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?

Выучите стихотворения

Снегирь

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть.    
А.Барто

*** 

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.  
 А.Барто

***

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Н. Рубцов

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.   
 А.Барто

Упражнения для пальчиков:

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели

Два больших пальца обхватывают друг друга,

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать

Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать

Соединяем пальчики вместе, изображая голову

птицы и делаем наклоны кистями рук

«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. 
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на экологической тропе II младшая группа «Покормите птиц зимой.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в на...

Экологический проект в первой младшей группе "Покормите птиц зимой"

Экологический краткосрочный проект в первой младшей группе "Покормите птиц зимой"...

Экологический проект для 2-й младшей группы «Покормите птиц зимой»

В современных условиях проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал э...

Экологическая акция в младшей группе "Покормите птиц зимой!

Экологической акции в первой младшей группе «Смешарики»«Покормите птиц зимой!»«Покормите птиц зимой,Пусть со всех концов,К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.&raqu...

Экологический проект для 2-й младшей группы «Покормите птиц зимой»

Экологический проект для 2-й младшей группы «Покормите птиц зимой»Паспорт проектаВид проекта: познавательно-исследовательскийПродолжительность: краткосрочный (06.02.23 &nda...

Экологическая акция в младшей группе «Покормите птиц зимой».

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей....

Экологическая акция в младшей группе "Покормите птиц зимой!"

Доброта начинается с малого и в нашей младшей группе  в январе месяце прошла акция «Покормите птиц зимой». Цель акции: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь ...