Главные вкладки

    Доклад на МО по теме: "Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки"
    консультация

    Доклад на МО по теме: "Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mo.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя образовательная Косиновская школа»

    (группы дошкольного образования)

    «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки»

    Подготовила:

    воспитатель

    Асеева Ольга Геннадьевна

    Курск 2017 г.

    Основные задачи прогулки

    Прогулка имеет большое значение для развития детей.

    - развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

    - дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

    - удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

    - дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

    - у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

    - на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

    Интеграция образовательных областей при проведении прогулки

    В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд». Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

    Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»:

    1) Развитие физических качеств;

    2) Накопление и обогащение двигательного опыта детей;

    3) Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

    Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»:

    1) Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

    2) Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

    3) Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

    4) Развитие игровой деятельности детей:

    5) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

    6) Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

    7) Развитие трудовой деятельности;

    8) Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

    9) Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

    Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:

    1) Сенсорное развитие;

    2) Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

    (конструктивной) деятельности;

    3) Формирование элементарных математических представлений;

    4) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

    5) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    6) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

    7) Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

    Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

    Например, опыты и поисковые действия:

    1)«Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;

    2)«Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;

    3) «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;

    Структурные компоненты прогулки с детьми дошкольного возраста

    Структурными компонентами прогулки являются:

    1) Разнообразные наблюдения.

    2) Основные движения и подвижные игры.

    3) Индивидуальная работа. /Дидактические игры.

    4) Трудовая деятельность.

    5) Самостоятельная игровая деятельность детей.

    Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка. Не проводятся: наблюдение и трудовая деятельность

    Объектами наблюдений могут быть:

    1)Живая природа: растения и животные;

    2) Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи);

    3) Труд взрослых.

    Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

    Виды наблюдения:

    · 1) Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

    · 2)Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

    Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

    1. устанавливаются факты;

    2. формируются связи между частями объекта;

    3. идет накопление представлений у детей;

    4. проводятся сопоставления;

    5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

      Дидактические игры и упражнения.

    Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

    Каждая дидактическая игра состоит:

    из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

    При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

    1)опираться на уже имеющиеся у детей знания;

    2)задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

    3)постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

    4) конкретно и четко объяснять правила.

      Трудовые поручения.

    Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности - не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

    Формами организации труда детей являются:

    1) Индивидуальные трудовые поручения;

    2) Работа в группах;

    3) Коллективный труд.

    - Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

    - Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

     Самостоятельная игровая деятельность.

    Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

    Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т.д.

    Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми.

    Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

    Условия для организации прогулки

    Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

    Здоровьесберегающие режимные моменты занимают особое место в дошкольном образовании. К ним относятся физкультурные занятия, закаливающие процедуры, физ. минутки, различные виды гимнастик, прогулки и др.

    Структура и содержание прогулки

    Подготовка к прогулке.

    Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

    Структура прогулки:

    1. Наблюдение

    2. Труд детей на участке.

    3. Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

    4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

    5. Самостоятельная игровая деятельность.

    Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).

    Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

    Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт,, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

    Методика проведения прогулки

    Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4-4, 5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере. Стихийность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в современном детском саду. Прогулки проводятся без учета возрастных закономерностей физического и психического развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие нередко подменяется присмотром за детьми.

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

    Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

    Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление - познавательно-речевое развитие. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

    Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач:

    . Оздоровление детей.

    . Физическое развитие.

    . Развитие самостоятельности.

    . Расширение кругозора.

    Ознакомление с окружающим миром.

    . Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

    В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т. д.

    Составные части прогулки:

    . Наблюдение, рассматривание;

    . Трудовая деятельность детей;

    Подвижные игры;

    . Индивидуальная работа с детьми;

    Самостоятельная деятельность детей.

    Разновидности прогулок:

    . Типовая - максимально свободная деятельность детей.

    Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

    Прогулка - экскурсия - поход.

    . Спортивные эстафеты.

    Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, -- это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

    Таким образом, основной метод обучения -- это наблюдение. Но у младшего дошкольника оно развито недостаточно, наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что-то осталось незамеченным. Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили -- привлечь внимание, не оставлять что-то на потом. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: пролетела бабочка, шум проезжающей машины и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7--10 минут, яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый также должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное -- не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью -- жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

    Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности - не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

    Формами организации труда детей являются:

    Индивидуальные трудовые поручения;

    Работа в группах;

    Коллективный труд.

    Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

    Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

    Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

    При организации работы с детьми на прогулке играет роль эмоционального отношения к делу, которое задает воспитатель. Важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки. 

     Значение подвижных игр во время прогулки

      «В игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В    игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу». К.Д Ушинский

    Подвижные игры - важнейшее средство и метод физического воспитания детей. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений. Прогулки, содержащие подвижные игры, более целесообразны и интересны.

    Необходимо уделять внимание воспитанию у детей выдержки, настойчивости, умения проявлять волевые и физические усилия. С этой целью следует организовывать подвижные игры, в которых от результата каждого участника зависит результат команды. Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях, предусматривая такое сочетание с физическими упражнениями, чтобы не было перегрузки одних и тех же групп мышц. В знакомой им игре дети сами вспоминают основные правила, ее ход.

    Подвижные игры во время прогулки создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

    Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

    Во время прогулки игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

    При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексы.

    В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т.д.

    Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

    Игры свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды- другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так, подвижные игры способствуют самопознанию.

    Кроме того, занятия играми вырабатывают у детей координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни

    Игры на воздухе отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды.  

    Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми.

    Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством физического воспитания младших школьников.

    В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Подвижные игры справедливо рассматриваются как действенное средство физического воспитания.

    Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале, в середине прогулки. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки, учитывая различные игры:

    - малоподвижные;

    - игры средней активности;

    - игры с высокой двигательной активностью.

    Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 - 15 новых игр.

    Кроме этого организуются игры:

    * забавы

    * аттракционы

    * игры-эстафеты

    * сюжетные подвижные игры

    * игры с элементами спорта

    * сюжетные подвижные игры

    * бессюжетные подвижные игры

    * народные игры

    * хороводные

    * спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах») .

    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). Рекомендуется тщательно продумывать содержание прогулки. Во время прогулок могут быть использованы: подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами: «Серсо», «Кольцеброс», «Кегли»; в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

    Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры. Решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, но чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности, проявлении творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Не значительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Задача создания всех необходимых условий для того, что дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

    Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких - либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

    Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т. д.

    Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

    В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей. При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.

    Вывод - обобщение

    При организации прогулке следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

    Главное -- сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка -- это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.

    Литература

    1. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель ДС.-М., Пр., 1990, с.48.

    2. Детский сад. / под ред. Л.П. Тарасовой.-М., Пр, 1982, с 152

    3. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуновой.-М., Пр., 1983, гл.6.

    4. Дошкольная педагогика./ под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Солина-М., Пр., 1986, 1987, гл.11, 19

    5. Концепция дошкольного воспитания. // Журнал. «Дошкольное воспитание», 1989, №№5, 9.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

    Пути реализации годовой задачи и результаты тематического контроля по развитию у детей-дошкольников творческого поненциала и коррекция личности. (План проведения педагогического совета, предварительна...

    Выступление из опыта работы по теме: "Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников"

    Выступление из опыта работы по теме: "Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников"...

    Зачетная работа по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Интеграция образовательной области «ТРУД» с другими образовательными областями

    Зачетная работапо блоку: «Модернизация региональной системы образования»      ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Тема: Интеграция образовательной ...

    ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования». ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями

    ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования».      ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Интеграция образовательной ...

    Доклад на тему «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС»

         В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми....

    Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»

    Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир....