Особенности образовательной деятельности в разных видах культурных практик
презентация

Свидерская Алла Викторовна

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_v_dou.pptx437.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности образовательной деятельности в разных видах культурных практик Подготовила: воспитатель МДОУ № 59 «Непоседы» Свидерская А.В.

Слайд 2

В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…. ФГОС дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования: 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Слайд 3

Открываем определение ( Н.Б. Крылова ) Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка

Слайд 4

…усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач Ребенок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием образовательной деятельности Что такое практика …источник опытности, умения …в основе практики лежат знания и способности человека …деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры Ребенок осваивает новый социокультурный опыт Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребенка Практика включает в себя творчество В чем особенности практики дошкольников

Слайд 5

Процесс приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования) Культурное умение – умение, соответствующее культурным образцам человеческой деятельности; готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. Уникальный характер культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде: собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования.

Слайд 6

Чем отличается самостоятельная деятельность от культурной практики? Самоопределение ребенка – потребность делать что-то важное, осуществление разнообразных выборов Самореализация ребенка – опыт успешной творческой деятельности, переживание удовольствия Саморазвитие – способность к самостоятельному решению задач Н.Б. Крылова Зачем дошкольнику культурная практика?

Слайд 7

Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней! (теория Л.С. Выготского) «Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера , а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка». «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования»

Слайд 8

Почему ФГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик Методические рекомендации по работе с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М. ФИРО, 2016 По, мнению Н.А. Коротковой без смысловых контекстов, наполняющих деятельность ребенка смыслом и содержанием, она становится чередой скучных упражнений. Культурная практика отвечает на вопрос: зачем ребенку осваивать ту, или иную тему, знания и умения? Ребенку рекомендуется включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии…

Слайд 9

Основные признаки культурных практик В культурной практике тема образовательной деятельности раскладывается на задачи для решения (проблемы) Практика мотивирована для детей (культурно-смысловые контексты) Задачи для решения связаны с текущими (в зоне актуального развития) или перспективными (в зоне ближайшего развития) интересами детей. Решение проблем опирается на опыт, который уже есть у детей Решение проблем приводит к появлению нового опыта и его фиксации Культурная практика реализуется посредством разных видов деятельности и взаимодействия детей и взрослых В культурной практике реализуется творческий потенциал участников 1 2 3 4 6 7 5

Слайд 10

Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках Вопросы детей Детские догадки Детские разговоры Обсуждения во время сбора группы в круг Случайные замечания, происшествия «…сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» ФГОС ДО Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми: как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет? что, во что превращается? что, чем может быть?...

Слайд 11

Виды культурных практик по направленности Познавательно- исследовательские Продуктивные Игровые Социально-ориентированные Коммуникативные

Слайд 12

Какие задачи и содержание реализуют непрерывная образовательная деятельность и культурные практики? НОД Инвариантное содержание образовательных областей – «минимум» Базовые знания и умения, интересы Инновационный способ проектирования содержания образовательной деятельности Развитие самостоятельности, интересов, творчества, инициативы Культурная практика Содержание, которое определяется на основе интересов и выбора детей

Слайд 13

Технология организации культурных практик Культурная практика – решение проблем, возникающих в образовательной деятельности ребенка В основе лежит поисково-исследовательская технология 1 шаг Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании») в виде: Проблемного вопроса ребенка или взрослого Задания Демонстрации опыта Рассказа о каком-либо необычном факте «Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом» Л. Малагуцци , итальянский педагог

Слайд 14

Технология организации культурных практик 2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося у детей опыта: 3 шаг . Решение проблемы. • Использование аналогий • Сообщение детям дополнительной информации Организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?) 4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным. 5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода (создать, придумать, изобрести…). КОММУНИКАЦИЯ по поводу происходящего Ребенку нужно прежде всего дать инструменты, с помощью которых он сможет самостоятельно анализировать действительность. Н.Е. Веракса , российский профессор, докт . психол. наук

Слайд 15

В чем особенности позиции взрослого в организации непрерывной образовательной деятельности и культурных практик? Организует рефлексивную оценку решения задачи Помогает решить задачу и осуществляет индивидуальную поддержку Дает образец деятельности и вызывает подражание Вызывает желание решить задачу Ставит перед детьми задачу Педагог – организатор НОД Педагог – организатор культурных практик Изучает текущие и перспективные интересы детей Предлагает проблемы для решения, побуждает к выбору Побуждает к самостоятельному поиску решения и пробам, осуществляет индивидуальную поддержку Восполняет недостающую информацию Помогает сформулировать выводы и поставить новые проблемы Участвует в реализации творческого замысла Организует рефлексивную оценку решения задач

Слайд 16

КАК СООТНОСЯТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ и САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ? Культурные практики (мотивация) НОД (освоение культурных средств деятельности) Культурные практики (реализация мотива) Самостоятельная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации  образовательной программы дошкольного образования"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связа...

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

«Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»

Основной единицей образовательной деятельности выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педа...