Программа робототехника 2019-2020
рабочая программа (подготовительная группа)

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

  1. Режим и структура НОД
  2. Материально-техническое оснащение

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Перспективный план работы с детьми

3.2. Перспективный план работы с родителями

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_robototehnika_2019-2020.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский  сад «Солнышко»

Рассмотрено  на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «____»_________  201__г

Согласовано на заседании Управляющего совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «__»_________  201__г

Утверждаю

Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е.                                      «___»_____________20__г        

Приказ №____________

Рабочая программа кружка

по робототехнике

«Робосити 2.0» для детей 6-7 лет

(срок реализации – 1 год)

Программа разработана педагогом

по легоконструированию

и робототехнике Стеценко П.А.

п. Яр- Сале

Содержание

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Режим и структура НОД
  2. Материально-техническое оснащение

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Перспективный план работы с детьми

3.2. Перспективный план работы с родителями

ЛИТЕРАТУРА

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Современный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьютера, интернета или мобильного телефона. Не многие задумывались над тем, что все эти творения человеческого гения являются продуктом инженерии и робототехники.

Существует несколько направлений развития робототехники. Военные роботы используются для помощи военнослужащим в военных операциях. К ним относятся роботы-сапёры и спасатели, роботы-разведчики – беспилотные летательные аппараты и другие. Космические роботы отлично справляются с работой за пределами Земли – это зонды, луноходы, марсоходы и другие. Бытовые роботы помогают человеку в повседневной жизни, например, робот-пылесос или мобильный телефон.

В мире где физический труд человека все чаще заменяется на машинный, нельзя отставать от современных технологий. Большая часть вещей, которыми сейчас пользуется каждый собрана машинами, но именно человек создал эти машины. Роботы помогают в жизни человека и облегчают его труд, но что бы создать робота нужны определенные навыки и знания. Эти навыки человек может развивать с ранних лет. В процессе игровой деятельности и на занятии.

История робототехники очень бога и многогранна, известно что уже в 1936 советский мальчик создал робота способного поднимать руку, к 1968 году в Ленинграде создается особое техническое бюро кибернетической энергетики, а в 1971 году в СССР признали робототехнику как науку. Робототехники развивается в больше и больше во всем мире и сейчас уже существуют роботы способные имитировать человеческие эмоции, ходить и бегать.

Занятия по робототехнике проводятся во многих школах как мира, так и России. Уже в 5 – 7 лет ребенок способен совершить первые шаги в направлении робототехники и создать своего первого робота. Занимаясь робототехникой, ребенок развивает множество навыков начиная с навыков общения и работы в коллективе, заканчивая познанием мира и законов физики.

На современном этапе развития технологий создана среда для обучения детей робототехнике. Специализированные конструкторы такие как: LEGO Education, LEGO Duplo, My robot time, Robokids, позволят под руководством педагога овладеть навыками робототехники, инженерии и программирования. На занятиях ребенок научится создавать простые и сложные механизмы, в которые научится прописывать алгоритмы действий.

Данная программа предназначена обучить ребенка основам робототехники, познакомить его с достижениями современных технологий и направленна на:

  1. помощь детям в индивидуальном развитии;
  2. мотивацию к познанию и творчеству:
  3. к стимулированию творческой активности;
  4. развитию способностей к самообразованию;
  5. приобщение к общечеловеческим ценностям;
  6. организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

Цель:

Познакомить детей с основами робототехники и основами программирования;

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач;

Развивающие:

  1. развивать у дошкольников интерес к моделированию, инженерии и техническому конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
  2. развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление, умение работать в группе, речевые навыки;

Воспитательные:

  1. воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

- поддержки разнообразия детства;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой  ДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), локальными актами учреждения, а так же рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с:

  • Законом  Российской Федерации от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании»
  • Законом ЯНАО от 27 июня 2013 г. N  55 – ЗАО « Об образовании в ЯНАО»
  • Конвенцией о правах ребенка принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и   организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13. Постановление от 15 мая 2013г. №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,  утвержденным приказом министерства образования и науки РФ от17октября 2013г.№ 1155
  • Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»
  • Конституцией РФ принятой 12.12.1993 г. Вступила в силу 25.12.1993 г.
  • Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.  

Программа реализуется по нескольким направлениям:

Инженерно-техническая работа – выявление и развитие конструкторских способностей детей.

Развивающая работа:

  • Развитие мелкой моторики, логического мышления и речи, в процессе работы с педагогом и в малых группах
  • Реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
  • Развитие творческого воображения и абстрактного мышления;
  • Развитие умения прогнозировать результаты и делать выводы.

Содержание работы программы строиться с учетом следующих принципов:

Принцип индивидуального подхода к ребенку на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Принцип научности отражает выбор педагога в пользу современных научных методов диагностики, ориентации на индивидуальную личность ребёнка. Реализация данного принципа предполагает личностное ориентирование на уровень развития и возможности каждого ребенка.

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию.

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность, как между детьми, так и с педагогом рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

        • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

1.2.         Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – «чтение» инструкции, разработка новых устройств, внедрение «инноваций» в существующий механизм,

• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам, способен работать в малой группе и приходить к коллегиальному решению;

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в инженерной деятельности.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать последовательность своих действий и манипуляций, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, способен словесно объяснить принцип работы созданного им робота или устройства.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и мелкими деталями конструктора, уверенно подключает электрические и механические части, способен оперировать дополнительными инструментами при сборке;

• Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата;

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Планируемые результаты:

  1. формирование устойчивого интереса инженерно – технической деятельности;
  2. формирование навыка абстрактного мышления;
  3. формирование навыков программирования;
  4. развитие навыка работы по инструкции;
  5. развитие навыка творческого воображения;
  6. развитие навыка прогнозирования;
  7. развитие навыка проектной групповой работы.

2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Режим НОД

Возрастная категория: с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

«Конструирование с использованием робототехники»

На данном этапе преобладает познавательно–исследовательская деятельность дошкольников.

В образовательную инженерно-техническую деятельность включены упражнения по освоению программы по робототехнике.

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Структура построения образовательной деятельности.

Продолжительность курса обучения – 1 год (подготовительная к школе группа). Занятия проходят по 25 минут два раза в неделю. Размер группы от 5 до 8 человек

Все занятия разделены на 3части:

Часть 1. Вводная

Задача: Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.

Содержание:  разминка для пальцев и глаз.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно инженерно-техническая деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа, испытание роботов и устройств, программирование

Часть 3. Завершающая

Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия

В программе используются технологии:

  1. Технология проектирования — создание моделей на основе готового объекта или рисунка по инструкции.
  2. Творческое проектирование — создание моделей на основе своих предположений и прогнозов, без использования четкой инструкции; так же мажет быть задана тема или направленность модели
  3. Развитие речи — в процессе моделирования ребенок овладевает специальными терминами, расширяет свой словарный запас в процессе общения с педагогом
  4. Проектная деятельность — создание совместно с другими детьми, а так же родителями совместного тематического проекта.
  5. Соревновательная деятельность — испытание собственно сконструированной модели и сравнение своих результатов с результатами других детей. Участие в дружеских соревнованиях моделей с другими детьми.
  6. Математика - измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и числового ряда для задания продолжительности работы. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Мониторинг: 

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Робототехника», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Материально-технические база:

  1. Конструируем роботов на LEGO® Education WeDo 2.0. Рободинопарк;
  2. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов;
  3. Инженерные кадры России. От детского сада до производства;

  4. Робототехника в образовании;

  5. Конструктор Lego education WeDo (9689)

  6. Конструктор LEGO education WeDo (9580)

  7. Конструктор LEGO education WeDo (9585)
  8. Конструктор Lego WeDo 2.0

  9. Набор роботоконструирования Robokids

  10. Конструктор Huna MRT тип J

  11. Конструктор Huna MRT тип B

  12. Конструктор Huna MRT тип S

  13.  Ноутбук SINTO

  14.  Планшет Samsung galaxy tab A

  15. Программное обеспечение Lego WeDo и Lego WeDo 2.0

3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Перспективный план работы с детьми

Месяц

Содержание темы

Кол-во часов

сентябрь

Вводной занятие, инструктаж, конструирование на свободную тему

1

Вспоминаем виды блоков и скреплений

1

Изучение новых блоков MRT

1

Изучение новых блоков MRT

1

Виды направления крепления блоков.

1

Изменение направления крепления блоков.

1

Соединяем вал, втулку и муфту

1

Соединяем вал, втулку и муфту, виды соединений (перпендикулярное, вертикальное, параллельное)

1

Октябрь

Конструируем сложную ограду

1

Конструируем сложную кольцевую ограду

1

Конструируем домик

1

Конструируем домики разных размеров (в зависимости от назначения)

1

Объединение построек в тематическую композицию

1

Как использовать блоки

1

Конструирование букв алфавита.

1

Конструирование своего имени

1

Ноябрь

Конструирование цифр

1

Свободная игровая деятельность

1

Игры на знание простых математических вычислений

1

Изучение электронных частей

1

Изучение электронных частей

1

Мой любимый мульт герой

1

Соединяем блоки и рамки

1

Соединяем электромотор

1

Декабрь

Принцип рычага

1

Конструирование по образцу

1

Типы колес

1

Типы шестеренок

1

Использование шестеренок при конструировании

1

Червичная предача

1

Моделируем крутящуюся новогоднюю игрушку

1

Моделируем новогоднюю игрушку. Выставка работ

1

Январь

Среда програмирования

1

Виды роботов

1

Конструирование робота автомобиля для гонок

1

Конструирование робота автомобиля для гонок

1

Конструирование робота крокодила

1

Конструирование робота крокодила

1

Конструирование робота танк

1

Конструирование робота танк

1

Февраль

Конструирование робота Оленя

1

Конструирование робота Оленя

1

Конструирование робота Снегоуборщика

1

Конструирование робота Снегоуборщика

1

Конструирование робота шестиногий жук

1

Конструирование робота шестиногий жук

1

Моделирование ракет

1

Моделирование ракет по образцу

1

Март

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием блоков

1

Конструирование нужных вещей

1

Конструирование нужных вещей

1

Выставка работ

1

Конструирование насекомых

1

Конструирование мостов

1

Конструирование мостов по образцу

1

Конструирование птицы

1

Апрель

Конструирование птицы по образцу

1

Конструирование автомашин мечты.

1

Конструирование автомашин мечты. Выставка работ

1

Конструирование самолета по образцу

1

Конструирование вертолета по образцу

1

Конструирование кораблика по образцу

1

Конструирование трактора

1

Конструирование военной техники

1

Май

Конструирование военной техники. Выставка работ

1

Свободная игровая деятельность детей

1

Зоопарк. Моделируем домашних животных

1

Зоопарк. Моделируем диких животных

1

Зоопарк. Моделируем   строения зоопарка

1

Зоопарк. Моделируем   строения зоопарка

1

Зоопарк. Выставка работ

1

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

1

Всего 72 часа

Список используемой литературы:

1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»

2. Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2010.–125 с.

3. Энциклопедический словарь юного техника.–М., «Педагогика», 1988.–463 с.

4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов.

Интернет–ресурсы:
http://int-edu.ru
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/
http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm
http://robotics.benedettelli.com/
http://www.battlebricks.com/
http://www.nxtprograms.com/projects.html
http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php
http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2019-2020 гг.

Рабочая программа....

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год  (средняя группа)...

Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Хуснуллиной Иды Рифовны на 2019-2020 учебный год составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №5 с учетом примерной программы «От ...

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана для разновозрастной группы от 3 до 7 лет....

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ...

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе.

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе в соответствии с ФГОС....