Игра как основной вид деятельности детей младшего возраста
статья

Дроздова Ирина Николаевна

- Игра как основной вид деятельности, стадии развития игры

- Дидактическая игра, ее определение, место в классификации игр

- Влияние дидактической игры на воспитание разных сторон личночти ребенка

- Принципы планирования и проведения игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoy_vid_deyatelnosti_.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игра – понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется (философия, педагогика, психология, социология, теория искусства)  оно имеет разные толкования. Игра относится к числу основных видов деятельности человека. Игры животных, особенно млекопитающих, показывают глубинные биологические механизмы стремления к игре. Игра присутствует в жизни человека постоянно, на всех этапах жизни. Трудно переоценить роль игры в детстве.

Итак, сузим наш предмет рассмотрения до очень узких рамок: с точки зрения педагогики, на коротком возрастном промежутке 2 -3 года, затем остановимся на одной разновидности игры – дидактической.

 Существуют различные систематизированные теории игровой деятельности:

  1. Игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Источником игры являются инстинкты.
  2. Игра представляет собой пустую трату избытка энергии, которая накапливается ребенком.
  3. Смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребенку. Игра – это скорее наслаждение.
  4. Игра – это способ выражения общественных запретов. В игре отражаются общественные запреты.

Игра есть средство познания ребенком действительности.

Итак, игра – ведущий вид деятельности ребенка. Ведущий не потому, что ребенок большую часть своего времени проводит в играх, а потому, что именно игра вызывает качественные изменения в психике.

Для ребенка игра – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием качеств, свойств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в которых ему предстоит жить. Игра – важнейшее условие полноценного психического развития ребенка. Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она дает ощущение  психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Она развивает произвольное поведение малыша; препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка. Она развивает изобретательность,  дает возможность развиться фантазии. Она дает  возможность  ребенку почувствовать уверенность в себе, испытать чувство свободы и всесилия. В ней развиваются психические процессы: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатываются навыки социального поведения.

В процессе развития ребенка игра видоизменяется, меняется ее содержание, появляются новые, более сложные виды игр.

В связи с ее огромной важностью в жизни воспитанников, игра является основным способом обучения, воспитания, общения в работе воспитателя. Обучение проводится в виде игровых занятий. Чтобы побудить ребенка поступить определенным образом, мы часто обыгрываем ситуацию. Например, малыш  хочет взять на прогулку мягкую игрушку. Мы объясняем , что бедный тигренок замерзнет, он без одежды, хочет поиграть с другими игрушками в другими игрушками в детском саду. Ребенок охотно включается в игру и оставляет игрушку.

Игра проходит несколько стадий развития. С трех месяцев у малышей мы наблюдаем сенсомоторную игру; в 6-9 месяцев она превращается в ознакомительную игру с предметами. В 9-12 месяцев появляется подражательная игра, которая выражается в многократном воспроизведении (имитации) действий или слов окружающих в конкретной ситуации (катает мяч, сжимает и разжимает резиновую игрушку, открывает крышку). Примерно в полтора года появляется простая отобразительная игра: малыш умеет кормить, качать куклу, но делает это без сюжета. Около  двух лет наблюдается сюжетно- отобразительная игра. Малыш совершает последовательные действия, например, нагружает и возит машинку, кормит куклу,  раздевает ее и укладывает спать. В два года игра у детей параллельная: дети играют рядом, но не вместе, между ними не существует взаимодействия.

К трем годам у ребенка появляются элементы ролевой игры. Понятие о роевой игре в педагогике впервые было  дано Д. Б. Элькониным. В ролевой игре ребенок отождествляет себя и свою куклу с персонажем сказки, с представителем какой-нибудь профессии, с животным. Войдя в роль собачки, он ползает на коленях, имитирует лай, лает, кусается. Но ребенок часто забывает о взятой на себя роли. Ролевая игра получает дальнейшее развитие в дошкольном возрасте (после 3 лет). Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения, что готовит его к более сложным играм.

При проведении игры необходимо учитывать психологические возможности ребенка третьего года жизни. Диапазон возможностей ребенка этого возраста еще очень невелик. Качественное отличие раннего возраста от младенчества – психологическое отделение  от матери, разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «Мы», как называл ее Л. С. Выготский. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы  самосознания.

Раннее детство синтезивно к усвоению речи, быстро растет пассивный словарь и развивается активная речь. Развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Причем среди этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие, дети максимально привязаны к наличной ситуации. Творческого воображения в раннем возрасте еще нет. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Внимание ребенка третьего года жизни непроизвольно. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту. На интересном предмете или деле малыши могут сосредоточиться до получаса. Но никакого насилия со стороны их внимание не потерпит. Переключить  внимание на другой предмет с помощью слов можно только после многократного повторения. Именно поэтому детям так сложно немедленно выполнить просьбы принести что-то, убрать игрушки. Объем внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш – всего один-единственный. Память в этом возрасте также своеобразна.  Ничего преднамеренно, специально дети запомнить не могут. Но в то же время дети прекрасно запоминают то, что им понравилось.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. В раннем возрасте ребенок эгоцентричен, общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, не учитывая желания другого. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Приходя в садик в полтора года, ребенок проявляет к сверстнику любопытство как к весьма интересному объекту. Не к человеку, а к объекту, на котором красивая одежда, который играет  такой интересной игрушкой, которого можно ухватить за нос. Игрушка, а уж тем более взрослый, привлекают детей больше, чем сверстник. В то же время именно в третий год жизни складывается стереотип коллективного поведения в группе, поэтому необходимо  заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. Что для этого можно сделать нам, воспитателям? Основное профессиональное качество и главная заповедь, к которой стоит стремиться – никогда не выходить из себя. Оставлять за порогом группы свои неприятности и плохое настроение. Будь открытой ребенку. Всегда обращать внимание на плачущего, быть готовым выразить сочувствие и оказать помощь. Создать в группе атмосферу равных прав: не забывать на вербальном уровне повторять, что «у нас в группе все дети хорошие», «мы всех любим». Есть еще одно «золотое» правило: никогда не говори ребенку, что он плохой, говори , что он плохо поступил. Можно устраивать между всеми детьми группы красивых бумажек или других привлекательных для детей мелочей, показывая таким нехитрым способом, что ко всем воспитатель относится одинаково хорошо. Вообще, работа воспитателя в группе раннего возраста очень неблагодарна и основосозидающа в том смысле, что человеческая память устроена таким образом, что маленький человек со временем забудет, чем ты с ним занимался, возможно забудет даже твое имя. Он будет помнить, что ходил в садик, и будет помнить общие ощущения при этом. И дай бог, чтобы эта его первая картинка мира была позитивной, тогда можно сказать, что наш труд не напрасен. Однако вернемся к важным возрастным особенностям наших воспитанников.

Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Эта простейшая, первичная форма самосознания. Потом ребенок называет себя – сначала по имени, потом, к трем годам, появляется местоимение «я». У ребенка появляется и первичная  самооценка  - «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии, поэтому самооценка всегда завышена.

Но все равно главной фигурой для детей третьего года жизни продолжает оставаться взрослый. Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. По сути, кризис 3 лет – это кризис выделения своего «я» (по Д. Б. Эльконину, когда ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения.)

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, у него изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Возрастает его самостоятельность и активность. Если его инициатива и самостоятельность блокируются, могут возникать кризисные явления, определенные черты. Это негативизм (сделать противоположное, что ему сказали, все наоборот); упрямство (настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались); строптивость (стремится настоять на своих желаниях  и недоволен всем, что ему предлагают); обесценивание того, что было привычно, интересно и дорого раньше; своеволие (гипертрофированная тенденция к самостоятельности, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми). В крайних случаях можно говорить о протесте-бунте, может появиться деспотизм, ревность (нестерпимое отношение к другим детям в семье) (по Л. С. Выготскому)

В этот период от взрослого требуется максимальная терпимость. Общаться с детьми, которые проходят кризис, тяжело. По возможности нужно находить форму, в которой малыш может реализовывать свои намерения. Важно понять, что это не капризы, В отличие от детей, мы, взрослые, можем понять, что свобода, достоинство и распущенность – совсем не одно и то же. Мы должны создать условия, в которых дети могут вырасти самостоятельными, а значит, полноценными людьми. Недаром говорили в Древней Индии: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Игры, проводимые с детьми раннего возраста, могут быть разными: подвижные, сюжетные, дидактические. Следует заметить, что такое деление на разделы весьма и весьма условно: существует огромное количество игр, включающих в себя элементы и подвижных, и сюжетных, и дидактических. Например, закатить шарики определенного цвета в соответствующие воротики. То есть это и дидактическая игра (направленная на развитие сенсорики ребенка), и подвижная (развивает ловкость ребенка, его координацию). Или одеть двух кукол, большую и маленькую, на прогулку. Здесь есть элементы и сюжетной игры, и дидактической (развитие сенсорного восприятия – величина).

Итак, дидактические игры – это обучающие и развивающие игры. Они служат для развития основных психических процессов ребенка – внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, ориентировки в пространстве. Такие игры проводятся с дидактическими пособиями или без них (игры на дифференцирование цвета, формы, величины, тактильных ощущений, развитие числовых представлений , пространственной ориентировки, зрительного и слухового восприятия, развития речи и ориентировки в окружающем).

Дидактическая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является  и учителем, и участником игры. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра обладает большими возможностями при решении вопросов всестороннего воспитания детей.

Умственное воспитание. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, их речь, особенно монологическая (умение выражать свои мысли).

Нравственное воспитание. В работе с детьми младшего возраста частым содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку» и др.

Эстетическое воспитание. Яркие, красивые, эстетически оформленные дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание с ними играть.

Физическое воспитание. Особенно важны игры на развитие и укрепление мелкой мускулатуры рук, что благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму.

Эмоциональное воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие. Дидактическая игра укрепляет коллективные переживания, коллективные эмоции. В игре дети выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договаривайся играть, не требуй всегда ведущей роли, бережно относись к материалам для игр. Эти аспекты особенно актуальны для детей на третьем году жизни, ведь только в этот период дети начинают учиться играть вместе, а не рядом.

С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей – робость, замкнутость, упрямство, настойчивость, любознательность, Поведение ребенка – основа для диагностики и последующей коррекции. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся замкнуто. Бывает и так, что ребенок много знает, но не проявляет находчивости, а другой при меньших знаниях отличается быстротой и гибкостью мышления.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Например, дидактическая игра «Угадай, кто позвал».

Дидактическая задача, Упражнять слуховой анализатор, тренировать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Игровые правила. Не смотря на детей, отгадать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать имя.

Игровое действие. Поиск того, кто позвал.

Ход игры: дети сидят в кругу.

- Сегодня мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете голоса друг друга? Вова, позови, пожалуйста, Олю! Оля, а ты позови Сашу! Ребята, у Вовы и Оли разные голоса?... Но мы видели их, когда они говорили. А в игре тот, кто отгадывает, отвернется и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал.

Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, сажает его спиной к детям. Воспитатель подходит к кому-либо из участников и притрагивается к нему. Тот громко называет имя ведущего, зовет его. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

При планировании дидактической игры важно следовать определенным принципам, которые основываются на возрастных особенностях детей и методологи обучения в целом.

  1. Планомерность проведения. Необходимо соблюдать последовательность от простого к сложному.
  2. Повторяемость занятий. Это помогает усвоению содержания всеми детьми группы, прочности и устойчивости полученных знаний и умений. Однако точное воспроизведение предыдущего занятия может привести к снижению заинтересованности детей. Необходимо, сохраняя одно и то же программное содержание, привлекать новый материал, чуть видоизменять, усложнять игру.
  3. Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-то одном.
  4. Наглядность в сочетании со словом. Для детей раннего возраста характерно чувственное познание окружающего мира, который все дети могут обследовать и активно действовать им. Наряду с этим все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом.
  5. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их поведения. Дети еще плохо способны к произвольным, волевым усилиям, поэтому не могут заставить делать то, что им неинтересно. Как этого добиться? В практике накоплен большой опыт создания у детей эмоционально-положительного отношения к занятию. Например, дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые, несломанные, яркие. Эмоциональность восприятия усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает. Воспитатель может использовать и прием неожиданного появления игрушек, всевозможные элементы сюрпризности, загадочности. Также живость поведения воспитателя, его артистизм, выразительности речи, приветливое отношение к детям усиливают впечатление от проведенного дидактического занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
  6. Длительность занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия они имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести что-то, занятие может, не утомляя детей, продолжаться 8 -10 минут.
  7. Для проведения игр отводится специальное время в режиме дня: утренние часы после завтрака, во время прогулки, после дневного сна, когда дети поедят. В указанное время дети бодры, спокойны, деятельны.

Следует отметить, что планирование и проведение дидактических игр происходит с учетом не только общих возрастных особенностей детей, но и особенностей индивидуальных, связанных с типом нервной деятельности: есть малыши подвижные и медлительные, возбудимые и спокойные.

К общим рекомендациям относится пожелание говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны детскому пониманию. Не следует начинать дидактическую игру, когда воспитатель устал, раздражен, это по крайней мере неэффективно. Он воспитателя требуется определенный опыт и такие профессиональные качества, как гибкость мышления, готовность к неопределенным моментам, фантазия, помогающая варьировать игру, обогащать ее новым материалом.

К важному моменту относится и анализ проведенной игры: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать подготовку, сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности детей, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Наряду с развитием ребенка дидактические игры усложняются, совершенствуются, видоизменяются.

Литература:

  1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. – М. «Просвещение», 2011. – 160с.
  2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет./ Составитель Жукова Р.А.. – Волгоград.:2006.- 112 с.
  4. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. СПб., 1999.
  5. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Известно, что понятие ребёнок и игра неразделимы. В детском саду игра занимает главную роль в развитии и воспитании дошкольника....

Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...

Консультация для педагогов на тему "Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста"

Данная консультация для педагогов поможет узнать, как ребенок познает себя и мир при помощи разнообразных игр. В игре мы не подавляем детскую любознательность,а напротив, даём ей простор для активной ...

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС

Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС...

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста

Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих ...