Главные вкладки

    Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС
    статья (младшая группа)

    Карлюкова Юлия Александровна

    Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Карлюкова Ю.А., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №72 Приморского района

    Санкт-Петербурга

    Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС.

    Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок растет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши активно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем. В игре протекает процесс развития и коррекции познавательных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а форма развития свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в игре получает определенный опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения, может выбирать тему игры и развертывать сюжет по данной теме, может выбирать партнеров, которым импонирует, по своему типу и темпераменту, тех, с кем ему приятно общаться. Как отмечал А. В. Запорожец ребенку младшего дошкольного возраста нужно помочь научиться некоторым способам игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты, научить подчиняться и соблюдать правилам выбранной игры. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье. В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогами стоят определенные задачи: а) Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, учить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональное состояние других; б) Формировать навыки конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, обучить способам успешного социального взаимодействия; в) Корректировать личностные особенности с помощью стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития ребенка в их единстве. Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность . В работе с детьми трех лет необходимо: ‒ одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре; ‒ использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению; ‒ осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т. п. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции». Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития.

     ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории. Развитие в условиях ФГОС Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием. Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации. Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах. Основные требования к эффективной организации и проведению игры Две модели поведения взрослого: взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры. Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д. Игровая технология для дошкольников по ФГОС Эта технология представляет собой организацию обучения в условных ситуациях, которые помогают воспроизвести и освоить общественный опыт во всём его многообразии, т. е. знаниях, умениях, эмоциональной деятельности и социальных оценках. Проще говоря, это образование в форме развлечения, игры. Программа нацелена на формирование таких образовательных навыков: умение определять главное, анализировать, сравнивать; производить операцию обобщения по группе признаков; различать реальные события от условных; овладение психологическими навыками самообладания, быстроты реакции на слово, развитие сообразительности.

    Литература: А. В. Запорожец «Игра и развитие ребенка».

     А. П. Усова «Роль игры в развитии ребенка»

     Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста»

     Н. С. Новоселова «Игра дошкольника»

    Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду»

    Т. Б. Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста

    Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...

    Конспект занятия игровой деятельности детей младшего возраста «Игры с Капелькой» (игры с водой)

    Элементарное эксперементирование в процессе игровой деятельности. Закрепить знания детей о свойствах воды....

    «Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист  марксизма доказывал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содер...

    Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

    Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста...

    Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы» «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

    Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы»«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»....

    Игра в аспекте требований ФГОС ДОО

    Игра в аспекте требований ФГОС ДОО             С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с о...