проблеммная педагогическая ситуация как одна из технологий успешной социализации дошкольников
статья

Долгих Вера Ивановна

В статье описывается технология успешной социализации дошкольников- ПРОБЛЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_pedagogicheskaya_situatsiya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАУДО «Детский сад №9»

                                                                 Выполнила:

                                                                             Воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                Долгих Вера Ивановна

Ялуторовск 2019г.

Проблемная педагогическая ситуация

как одна из технологий успешной

 социализации дошкольников.

Одним из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности к школе является эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.

 Фундаментом социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения, то есть способность владеть и управлять своим поведением. Это важнейшее качество личности интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

Решить проблему развития саморегуляуции  и эффективной социализации дошкольников позволяют авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательной организации», разработанные Н.П. Гришаевой.

Одной из таких технологий является ПРОБЛЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧНСКАЯ СИТУАЦИЯ.

Она может возникать стихийно или быть организована специально. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Спонтанно возникшие ситуации могут возникать

- во время проведения Клубного часа, Социальных акций, Дети волонтеры и т.д;

-в процессе общения Ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель-воспитатель;

- во время прогулки

-в режимные моменты

-в процессе обучения

- в игре

Специально сконструированные ситуации бывают

 простые: воспитатель заболел, человек на лестнице, мусор на участке, сломанные игрушки, не хватает стульчиков, чужой в группе, коробка на участке, сломался дверной замок, утерян колокольчик для клубного часа, разбросанные игрушки в группе, в группу пришли гости, разбился цветочный горшок, бесхозные конфеты;

 сложные: бабушка ищет внука, инопланетянин, дракон похищает принцесс, потеряная брошь, Карлсон, чужой подросток, Марфушины подарки, женщина с котятами.

При подготовке ППС необходимо соблюдать следующие этапы:

  • Выбор педагога, отвечающего за организацию внедрения технологии ППС, создание плана на каждый месяц.
  • Планирование ближайшей ППС совместно со всем коллективом
  • Разработка сценария ППС, назначение и обучение персонажа ППС.
  • Подготовка вопросов для круга рефлексии
  • Предварительные беседы с детьми
  • Создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.
  • Обсуждение спонтанно возникшей и проведенной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы в данном направлении.

После каждой ППС обязательно проведение рефлексивного круга. Воспитатель предлагает детям сесть в круг и задаёт три вопроса.

Алгоритм беседы (рефлексия).

-Что сейчас произошло?

-Что ты делал, что чувствовал?

-Что будешь делать в следующий раз, если произойдёт такая ситуация?

Дети вместе с воспитателем обсуждают возможные пути решения проблемы. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других, а иногда и усомниться в правильности своего первого предложения.

Каждая проблемная ситуация по времени продолжается от 3 до 20 минут.

Литература

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/03/master-klass-dlya-pedagogov-goroda-problemnaya-pedagogicheskaya
  2. https://krugovaya.blogspot.com/2017/09/blog-post_21.html
  3. https://www.youtube.com/watch?v=-2GhO4UBlPM&feature=youtu.be&fbclid=IwAR1wFyoT4Syc0hZg1GUsD7MSkUdWX8YMaX1-2bactsX6ccpqn9kLTgnONkQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клубный час»- технология успешной социализации дошкольников.

laquo;Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая во многих ДОУ. Впервые  опыт использования  «Клубного часа»  представлен Г...

"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".

Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее ва...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

   Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня ...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника»

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность про...