Развивающий тренинг-квест для старших дошкольников с использованием различных арт-терапевтических технологий «Маленькая страна – Фантазия»
план-конспект занятия (старшая группа)

Использование различных упражнений и арт-терпевтических техник в тренинге. Развитие познавательных процессов и творческих способностей у детей. Игры и упраженния для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_trening.docx19.91 КБ
Файл neobychnye_zagadki.docx15.47 КБ
Файл tsvetnye_brasletiki.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий тренинг-квест для старших дошкольников с использованием различных арт-терапевтических технологий

«Маленькая страна – Фантазия»

Береснева Снежана Сергеевна

МБДОУ г.Иркутска детский сад №58

Педагог-психолог

Цель: развивать познавательные процессы и творческие способности детей различными средствами арт-терапевтической деятельности и упражнениями, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Образовательные задачи:

1.Закрепить знания цветов, фигур и форм

2.Анализировать предметы: классифицировать их по общим признакам, находить лишнее.

3.Обощить знания о животных жарких стран и водных обитателях.

4.Использовать полученные знания в решении задач.

Коррекционные задачи:

1.Развивать коммуникативные навыки

2.Развивать мышление, память, внимание, воображение, мелкую моторику.

3. Формировать навыки ориентации в пространстве.

4.Развивать чувство художественной эстетики, вдохновения, стремления к прекрасному.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать чувство творческой уникальности каждого ребенка

2.Сплочение группы детей, поддержка инициативности и мотивации

3.Воспитывать чувство ответственности при работе в команде у каждого ребенка.

4.Формировать чувство эмпатии, толерантности друг к другу.

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, совместный коллаж, музыкальная терапия, сенсорное развитие, логические задачки.

Формы организации: индивидуальная, групповая, командная работа.

Методы и приемы: сюжетно-ролевая игра, разминка, использование сенсорного опыта, творческая мастерская, релаксация, интеллектуальный бум, наглядные, практические, словесные.

Мотивация деятельности: игровая, мотивация общения.

Планируемые результаты: закрепление знаний, применение полученных знаний при решении учебных задач, развитие познавательных процессов, получение навыков ориентировки в пространстве и по карте, сохранение и развитие чувства эстетичности, ответственности, креативности, повышение уровня саморегуляции.

Необходимые материалы: записи с веселой и спокойной детской музыкой, оборудование для воспроизведения музыки, браслетики из цветной бумаги разных цветов по одному на ребенка, набор картинок различной тематики, разрезанных пополам, распечатанный лабиринт на каждого ребенка, карандаши и ластики, песочница с песком и маленькими игрушками, аквариум с его обитателями (самодельный, либо распечатанный), гуашь, кисточки, ватман, стаканчики с водой, наглядная тематика для коллажа, жетоны-награды (можно в виде ключика) для детей за каждое пройденное задание, картинки перевертыши для награждения для каждого ребенка, оригинальные дипломы для детей с наибольшим количеством ключиков.

Организационная структура занятия: Время проведения: 30 минут. Количество человек: 4-6. Психолог и дети рассаживаются в круг.

Вступительное слово (психолог): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в маленькую волшебную страну – Фантазию! Нас ждет необычное приключение: интересное, яркое, веселое. Давайте улыбнемся друг другу и с отличным настроением отправимся в наше чудесное путешествие. Вы готовы?!

1.Упражнение на знакомство «Мое цветное имя».

Психолог: Ребята, для того, чтобы нам держаться одной дружной и веселой компанией, нужно познакомиться необычным способом и чуть-чуть рассказать о себе. Для этого нам понадобятся вот такие цветные браслетики.

Инструкция: Дети выбирают себе браслет понравившегося цвета и одевают его на руку. Каждый ребенок по кругу показывает свой браслет, называет свое имя и добавляет к имени цвет браслета или говорит о том, что ему нравится этот цвет. Например: «Я зеленый Витя», «Меня зовут Витя, я люблю зеленый цвет». Данное упражнение поднимает настроение, вызывает улыбки. После того как дети назвали свои цветные имена, каждому раздается жетон-ключик за выполненное упражнение.

2. Разминка «Найди свою половинку».

Психолог: Вы большие молодцы! Так здорово мы с вами познакомились. А теперь давайте немного разомнемся и поиграем в игру «Найди половинку».

Инструкция: дети рассыпаются по кабинету и спокойно стоят на своем месте. Психолог раздает детям по половинке разрезных картинок. Смотреть картинки сразу нельзя. По команде участники смотрят свои половинки картинок и перемещаются по кабинету в поисках второй половинки. Данное упражнение может сопровождаться веселой музыкой. Пара, которая соединила свои половинки в цельную картинку, берется за руки и подходит к психологу. Затем, картинки меняются, и игра начинается снова. После игры детям также раздаются жетоны-ключики.

3. Необычные загадки.

Психолог: Вам понравилась игра, ребята? Отлично, вы хорошо справились. А теперь начинается самая увлекательная часть нашего приключения. Нам нужно получить заколдованною карту. Но для этого нужно отгадать необычные загадки. Вы готовы? Слушайте внимательно! Загадка будет для каждого. За правильный ответ получаете ключик.

Инструкция: Загадки загадываются по очереди каждому ребенку, сидя в кругу.

4. Заколдованная карта.

Психолог: Какие же вы все сообразительные, умницы! Отгадали все загадки! Теперь все получают заколдованную карту, которую нужно отгадать, чтобы наше путешествие продолжилось дальше. И чтобы вам было легче, нужно помогать друг другу. Поэтому давайте разобьемся на пары.

Инструкция: Дети разбиваются на пары и располагаются на коврике. Каждой паре выдаются распечатанные задания – лабиринты, карандаши и ластики. Самостоятельно или с помощью психолога пары детей проходят лабиринт и получают в награду жетоны-ключики.

5. В долине волшебного песка.

Психолог: Друзья! Мы прошли с вами половину нашего увлекательного пути по маленькой стране Фантазии! Но самое интересное еще впереди! И сейчас мы с вами отправляемся в долину волшебного песка.

Инструкция: дети встают вокруг песочницы и совместными усилиями придумывают и создают на песке свою волшебную страну с помощью игрушек, формочек и аксессуаров для песка. Психолог наблюдает за процессом, подсказывает, помогает в принятии совместных решений, хвалит и поддерживает детей. Задание выполняется под спокойную музыку. Затем, отвечая на вопросы психолога, дети немного рассказывают о своей придуманной волшебной стране и ее обитателях. За оригинальную работу и сотрудничество дети получают ключики.

6. Секреты маленького аквариума.

Психолог: Дорогие мои друзья! Вы такие фантазеры, придумали такую прекрасную страну! Успешно справились с этим заданием, а значит, мы продолжаем свой пут в Фантазию! Мы побываем с вами в одном чудном месте и познакомимся с его обитателями. Хотите узнать, кто это такие? Давайте посмотрим и посчитаем их.

Инструкция: детям демонстрируется самодельный или интерактивный аквариум (рисунок на листе или на экране) с различными морскими элементами и обитателями. Можно выполнять различные задания на внимание, на счет, на определение цветов и размеров, на ориентировку в пространстве и т.д. После заданий ребята получают по жетону.

7. Коллаж «Рисуем как чувствуем».

Психолог: Ребята, нам было очень интересно узнать поближе маленький аквариум! Но пора двигаться дальше и, наконец, мы с вами дошли до последнего задания. Здесь вы можете проявить свою фантазию, креативность и творчество! А делать мы с вами будем совместный коллаж с вашими рисунками. Давайте выберем тему и будем творить!

Инструкция: Дети вместе определяют тему коллажа по наглядным картинкам и рисуют совместный коллаж. Важно помочь детям объединиться, распределить элементы рисунка и поддерживать позитивное настроение. Рисование сопровождается веселой музыкой. После окончания рисования дети рассказывают о своем творении. Психолог хвалит детей за трудолюбие, креативность и раздает каждому по жетону.

Заключение (психолог): Ну что, друзья мои, вот и подошло к концу наше приключение в маленькую страну Фантазию! Вы все большие молодцы, каждый из вас проявил себя, показал свою смекалку, юмор, креативность, старательность и умение дружить!  За это я вас очень люблю! Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.

Рефлексия: Дети делятся впечатлениями о проведенном занятии, говорят, что понравилось, а что нет. Вспоминают пройденные задания. Также каждый ребенок получает подарок за участие – картинки перевёртыши. Ребята, которые собрали наибольшее количество ключиков, могут быть награждены дополнительно креативными дипломами.

Список использованной литературы:

  1. Грабенко Т., Зинкевич - Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
  2. Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников / В. Г. Колягина — «Прометей», 2016.
  3. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 125с.



Предварительный просмотр:

  1. Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним.
    С ним и незрячий непременно найдет иголку в стоге сена.

 МАГНИТ

  1. Самый доступный нам транспорт, в котором ноги наездника служат мотором.

 ВЕЛОСИПЕД

  1. Это ленточка такая — шелковисто - расписная,
    Но руками не возьмешь и в косички не вплетешь.

 РАДУГА

  1. В чистом поле, вдоль местечка, вьется змейкой, а не речка.

ТРОПИНКА

  1. Где король и королева ходят вправо, ходят влево,
    Ходят — прямо, ходят — косо, ходят — молча, без вопросов.
    Даже целый день подряд по желанию ребят?

 НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

  1. Любят, с искренностью всей, в дом пускать они гостей.
    Но в гостях, скажу вам сразу, сами не были ни разу.

 ДВЕРИ

  1. Кто говорить готов в горах на всех на свете языках?

 ЭХО

  1. Какая коровка, скажите, пока еще никому не дала молока?

 БОЖЬЯ КОРОВКА

  1. Присмотритесь, у малютки нет пальто и нету куртки,
    Нету брюк, рубашки нет – только лишь один берет.
    — А откуда он? Откуда?
    — Как откуда? С ветки дуба.

 ЖЕЛУДЬ

  1. На окошке, а не кошка. Не еж, а в руки не возьмешь.

 КАКТУС

  1. Она летает, а гнезд не вьет. Она не плачет, а слезы льет.

ТУЧА

  1. Это кто то тут, то там
    тускло светит по ночам?
    Словно горстка звезд с небес,
    опустилась ночью в лес.

 СВЕТЛЯЧОК



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника посвященного дню Победы «Ни кто не забыт, ни что, не забыто» Для старших дошкольников (с использованием информационно-коммуникативных и развивающих технологий)

Описание: В данной работе содержится сценарий праздника, посвященного Дню Пгобеды для старших дошкоьников. Этот материал может заинтересовать музыкальных руководителей.Цель:  воспитание уважитель...

Коррекционно-развивающее занятие «Зимние узоры» со старшими дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий

Коррекционно-развивающее занятие с использованием здоровьесберегающих технологий:  кинезиология, пальчиковая и дыхательная гимнастика, песочная терапия. С целью :снятие эмоционального напряжения...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Сценарий Осеннего праздника «Осенние приключения или похищение осени» Для старших дошкольников (с использованием информационно-коммуникативных и развивающих технологий)

laquo;Осенние приключения или похищение осени». Цель: доставить детям радость, создать праздничное настроение.Задачи:- Формировать представление об осени, о её признаках;- Развивать музыка...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну волшебных слов» Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей.

Открытое занятие  по развитию речи в подготовительной группе, на котором будут использованы технологии: ТРИЗ, синквейн и друдлы....