ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ» для детей от 2 до 3 лет
методическая разработка (младшая группа)

Ледяйкина Динара Александровна

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_ladoshki.docx76.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №114»

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МДОУ «Детский сад №114»

Протокол №___от «___»____201__г

             «УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МДОУ «Детский сад №114»

__________О. В. Никитина

Приказ № ___от «___» ____ 201__г  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ»

Возраст детей: 2-3 года.

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Ледяйкина Д.А.

Саранск 2019-2020 гг


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

7

4.

Содержание изучаемого курса

9

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

25

6.

Список литературы

27

7.

Приложения

28

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Весёлые ладошки»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель: Ледяйкина Д.А.

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №114» г. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск, п. Озёрный, ул. Молодёжная, д. 18

Цель программы

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Направленность программы

физкультурно - оздоровительная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная  

дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Знать:

  • названия пальцев рук, их очередность;
  • небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту.

Уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр;
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

Владеть:

  • приёмами работы с различными предметами.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы: физкультурно - оздоровительная.

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Предлагаемая программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует улучшению координации мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Программа кружка «Весёлые ладошки» создана на основе методических пособий Узорова О.В., Нефедова Е.А «Пальчиковая гимнастика», Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Тышкевич И.В. «Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

2. Новизной программы «Весёлые ладошки», является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, что непосредственно влияет на речевое развитие ребёнка.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, нитки, крупы, пуговицы, счетные палочки и др.).

3. Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

4. Отличительные особенности программы: Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Принципы и подходы к формированию программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

- научной обоснованности и практической применимости;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми младшего дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, способствовать решению задач по развитию мелкой моторики детей.

6. Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

7. Задачи программы.

Образовательные:

·-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

·-формирование практических умений и навыков;

Развивающие:

· -развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

·-совершенствование движений рук;

·-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

· -развитие речи детей.

Воспитательные:

·-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

·-воспитывать и развивать художественный вкус;

·-воспитывать усидчивость, целенаправленность.

8. Возраст детей. 2-3 года.

9. Срок реализации программы. 1 год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю с продолжительностью не более 10 мин.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Режим организации занятий:

- общее кол-во занятий в год: 32 занятие

- кол-во занятий в неделю: 1 занятие

- периодичность занятий: 10 минут

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук. Развивается эстетический вкус, аккуратность, усидчивость. У детей выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы с использованием приобретенных навыков.

12. Форма подведения итогов: педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

Диагностика

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Овощи с огорода»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Дикие животные».

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Домашние животные»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Транспорт».

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Одежда»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Птицы».

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Дом»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Посуда»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Электроприборы»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Зима. Признаки зимы»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Деревья»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Игрушки»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Новый год. Елка»

1

10 мин

3 мин

7мин

«Снег идет»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Дикие животные»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Конец зимы».

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Домашние животные»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Одежда»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Профессии»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Защитники Отечества»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Виды транспорта»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Мамин праздник»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Весна»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Звонкая капель»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Весеннее солнышко»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Дождь»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Насекомые»

1

10 мин

3 мин

7 мнн

«Цветы»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Транспорт»

1

10 мин

3 мин

7 мин

«Лето»

1

10 мин

3 мин

7 мин

Диагностика

1

10 мин

3 мин

7 мин

Итого:

32

5 часов, 20 мин.

1 час 36 мин

3 часа 44 мин

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ»

Тема

Раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Работа

с родителями

Тема №1

Диагностика

Выявление уровня развития мелкой моторики посредством дидактического материала на начало года.

Беседа

Тестирование.

Индиви-дуальная

Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики».

Тема №2

«Овощи с огорода».

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

3. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

3. Д/игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

4. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

Д/и

Самомассаж

фронтальная

Беседа с родителями по итогам диагностики и анкетирования.

Тема №3

«Дикие животные».

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

2. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

3. П/и «Зайка»

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение.

П/и

Самомассаж

фронтальная

Консультация «Игры в период адаптации детей 2-3 лет» 

Тема

№ 4

«Домашние животные».

1. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

2. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

3. Развивать мелкой моторики рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Упражнение «Коготки и лапки».

2. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

3. Д/и «Животные и их детеныши».

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Упражнения

Д/и

Самомассаж

фронтальная

Консультация

«Развитие мелкой моторики: средства, формы, методы».

Тема №5

«Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая игра «Вертолет».

2. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

3. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

4. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

Пальчиковая игра.

Упражнения.

Самомассаж.

фронтальная

Памятка

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика».

Тема №6

«Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. П/и «Гномики- прачки».

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Д/и «Оденем Петю».

4. Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Пальчиковая игра.

Чтение.

Д/и.

Упражнение.

Самомассаж.

фронтальная

Консультация

«Я учусь действовать с предметами»

Тема № 7

«Птицы».

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Стимулировать тактильные ощущения

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Утята».

2. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

3. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

4. Самомассаж бусинками.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения.

Самомассаж.

фронтальная

Рекомендации

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики»

Тема №8

«Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять в умении создавать изображение с помощью счетных палочек.

3. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. П/и «Кроватка», «Стул».

2. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

3. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

П/и

Д/и.

Упражнение.

Самомассаж.

фронтальная

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего

дошкольного возраста»

Тема №9

«Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением

3. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

2. Д/игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Пальчиковая гимнастика.

Д/и.

Упражнение.

Самомассаж.

фронтальная

Консультация : «Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.»

Тема №10

«Электро-приборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

3. Развивать внимание.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. П/и «Это звери».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

3. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

П/и

Упражнение.

Игра.

Самомассаж.

фронтальная

Папка-раскладушка 

«Развиваем мелкую моторику».

Тема №11

«Зима. Признаки зимы»

1. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

2. Развивать умение сматывать клубочки.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение.

Игра.

Самомассаж.

фронтальная

Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Тема №12

«Деревья»

1. Формировать умение координировать речь и движения.

2. Научить детей завязывать узелки, бантики.

3. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

5. Самомассаж косточками фруктов.

Пальчиковая гимнастика.

Игры с прищепками.

Упражнение.

Самомассаж

фронтальная

Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев».

Тема №13

«Игрушки»

1. Продолжать учить координацию движения с речью.

2. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

3. Совершенствовать мелкую моторику рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

3. Д/и «Собери матрешку» -2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

4. Самомассаж косточками фруктов.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение.

Д/и.

Самомассаж

фронтальная

Индиви-дуальные беседы с родителями

Тема №14

«Новый год. Елка»

1. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

2. Развивать умение сматывать клубочки.

3. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки.

3. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

4. Самомассаж косточками фруктов.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения.

Игра.

Самомассаж.

фронтальная

Информация 

«Роль логоритмики в развитии общей моторики»

Тема №15

«Снег идет»

1. Формировать умение координировать речь с движениями.

2. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

3. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

4. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения.

Игры с прищепками.

Самомассаж.

фронтальная

Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»

Тема №16

«Дикие животные»

1. Формировать умение координировать речь с движениями.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

2. Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

3. «Угости белочку орешками» - техника обрывания бумаги.

4. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение с прищепками.

Игра.

Самомассаж.

фронтальная

Консультация на тему 

«Играем дома»

Тема №17

«Конец зимы».

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать семена тыквы и семена подсолнуха.

3. Игра «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение.

Игры с прищепками. Самомассаж

фронтальная

Рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Тема

№ 18

«Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

2. Упражнение «Животные хотят пить» - «маме» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

4. Самомассаж гранеными карандашами

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения.

Самомассаж

фронтальная

Изготовить дидактическую

игру:

«Чудесный мешочек»

Тема №19

«Одежда»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Воспитывать желание помогать маме.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме» -развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3. Упражнение «Не дошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Самомассаж косточками фруктов.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение.

Игры с прищепками.

Самомассаж

фронтальная

Мастер-класс «Игры для развития мелкой моторики руки с нестандартным обору-дованием»

Тема №20

«Профессии»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

3. Совершенствовать мелкую моторику рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом».

2. «Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

3. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Пальчиковая гимнастика.

Игра.

Упражнение.

Самомассаж.

фронтальная

Папка-раскладушка «Развитие мелкой моторики детей в бытовой деятельности»

Тема

№ 21

«Защитники отечества»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Совершенствовать мелкую моторику рук.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. Упражнение «Орешки» - с грецкими орехами.

4. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

Пальчиковая гимнастика.

Игры.

Упражнение.

Самомассаж

фронтальная

«Упражнения для развития тактильной. чувстви-тельности»

Тема №22

«Виды транспорта»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Развивать глазомер и точность.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие».

2. Упражнение «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

3. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение.

Игры.

Самомассаж.

фронтальная

Рекомендации

«Массаж пальчиков природными материалами»

Тема

№ 23

«Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. П/и «Подарок маме».

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту.

4. Самомассаж косточками фруктов.

П/и.

Упражнения.

Самомассаж.

фронтальная

Выставка «Полезные книги для родителей»

Тема №24

«Весна»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

3. Развивать глазомер и точность.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

3. Упражнение «Разноцветный заборчик».

4. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

Пальчиковая гимнастика.

Игры с прищепками, с пуговицами.

Упражнения.

фронтальная

Изготовление фотоальбома 

«Наши достижения»

Тема №25

«Звонкая капель»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. Пальчиковая игра «Одуванчик».

2. Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы предметов то, что тонет.

3. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).

4. Самомассаж косточками фруктов.

П/и.

Упражнение.

Игра.

Самомассаж.

фронтальная

Памятка

«Игры с прищепками».

Тема

№ 26

«Весеннее солнышко»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

4. Стимулировать тактильные ощущения

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

2. Игра «Узнай фигуру» - чудесный мешочек (геометрические фигуры).

3. Пальчиковая игра «Орешек».

4. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

Пальчиковая гимнастика.

Игра.

П/и.

Упражнение.

Самомассаж.

фронтальная

Памятка

«Строительные игры».

Тема №27

«Дождь»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать усидчивость, целенаправленность.

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

2. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

3.Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Пальчиковая гимнастика.

Д/и.

Упражнения.

Самомассаж.

фронтальная

Индивидуаль

ные беседы с родителями на интересующие их темы.

Тема №28

«Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

 1. П/и «Червячки», «Паучок».

2. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

3. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

4. Самомассаж косточками фруктов.

П/и.

Упражнения.

Самомассаж.

фронтальная

День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с исполь-зованием пальчиковых игр.

Тема №29

«Цветы»

1. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

3. Развивать чувство формы и цвета.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

Упражнения

1. Пальчиковая игра «Букет цветов».

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Д/и «Собери букет».

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

П/и.

Упражнения.

Д/и.

Самомассаж.

фронтальная

Презентация «Программа дополнительного образования «Весёлые ладошки»

Тема №30

«Транспорт»

1. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

2. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

3. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Самолет».

3. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения.

Самомассаж.

фронтальная

Посещение родителями итогового ООД.

Тема №31

«Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Продолжать учить работать с пипеткой, смешивать краски.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.

3. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Пальчиковая гимнастика.

Игра.

Упражнение.

Самомассаж.

фронтальная

Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики»

Тема №32

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Беседа.  

Тестирование

Индивидуальная

Беседа с родителями об итогах диагностики и анкетирования.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- Фронтальная;

- Индивидуальная;

- Коллективное творчество.

 Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

1. Пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук, памяти, внимания.

2. Дидактические игры и упражнения (работа с наглядными материалами, пособиями).

3. Самомассаж

2. Приемы и методы организации.

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению детьми знаний и навыков, развитию творческих способностей.

Дидактический материал:

Картотека пальчиковых игр, дидактических игр.

Технические средства:

1.DVD плеер

2. Телевизор

Используемые материалы:

-мячики-ёжики,

-граненные карандаши,

-муляжи овощей,

-грецкие орехи,

-камушки,

-сухой бассейн для пальчиков,

-фасоль разных цветов,

-бумага,

-бельевая веревка,

-прищепки,

-бутылочки разных размеров с крышками,

-одноразовые тарелки,

-бусинки,

-счетные палочки,

-нитки шерстяные,

-банты (шнурки),

-косточки фруктов,

-матрешки,

-пипетка,

-стакан,

-тарелка,

-ложка,

-сосновые шишки,

-строительный конструктор,

-пуговицы,

-макароны,

-геометрические фигуры (плоскостные),

-фигурки животных,

-предметы (тяжелые и легкие, мягкие и твердые),

-мозаика,

-спички,

-семена подсолнуха и тыквы.

Наглядный материал:

1. Иллюстрации.

2. Игрушки, для обыгрывания сюжета.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». -М.: ТЦ Сфера,2005.

2. Ермакова С.О. «Пальчиковые игры для детей»- 2009 г.

3. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». - Санкт – Петербург 2008г.

4. Полянская Т.Б. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников».- Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.

5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.- М.: Изд-во:Детство-пресс,2013.

6. Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет./ И.В. Тышкевич -Минск: «Попурри»,2010.

7. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».- Санкт – Петербург, 1997г.

8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-синтез.2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные ладошки"

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» Второй год обучения...

дополнительная общеобразовательная программа "Весёлые ступеньки"

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной напраленности, направлена на развитие физических качеств дошкольников средствами  степ-аэробики....

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Весёлые ладошки»

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Весёлые ладошки»...

Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные ладошки»

Программа «Разноцветные ладошки» возраст  5-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа "Весёлые ладошки"

Дополнительная общеобразовательная программа " Весёлые ладошки".Направленность: художественнаяВозраст обучающихся 3-4 годаСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа" Веселые ладошки"

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.Необычн...