Развитие речи детей в младшем возрасте
методическая разработка (средняя группа)

Панасенко Виктория Александровна

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                  детский сад комбинированного вида «Детство»

            городского округа Котельники Московской области.

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи детей в младшем возрасте»

Составила и провела

                                                                                                          Воспитатель: Панасенко В.А

                                                                                                         

.                                                                                                    

                                                                                                         

                                                                                                                                                                     

                                                        г.Котельники

Развитие речи детей в младшем возрасте.

        Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности.

        Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного создания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

        Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

        Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связанное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.

        Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам  обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

        Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую я должна решать в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

        Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А так же при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

        Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушаю его и в дальнейшем говорю с ним. Ни в коем случай не останавливаю его. Считаю необходимым научить говорить в течении всего дня ! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

        В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадет им в руки, в поле их зрения. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю его самостоятельные рассуждения и радуюсь его достижениям вместе с ним.

        В своих контактах с ребенком я даю понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

        Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

        В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

        Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

        При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течении дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я работаю над собственной дикцией, контролирую её. Разговаривая с ребенком слежу за темпом речи. С этого возраста я стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью её интонационной выразительностью. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает её, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе я учу говорить детей и быстро и медленно. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скорость.

        Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.

 

Анализ речи детей в младшей группе.

(2 – 4 года).

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психологическое развитие детей.

 

Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно?

К концу года дети младшей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы.

С готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

 

Решение каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развитья?

Во-первых, интенсивное развитее у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественны текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Из этих общих задач вытекают конкретные задачи:

1.Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений: может понимать слово, но не использовать его в речи;

узнает и называет предмет (действие, качество и др.)лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»):

понимает и правильно использует слова в любых. Доступных для него связях и отношениях.

 

 

Характерные особенности развития речи в

 младших группах.

(Из практического опыта работы).

        Начнем с весьма существенного фактора – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Анализируя методическую литературу, пробные занятия, на которых выявились варианты объединения детей разного возраста (2-4 года, 2-3 года, 2,5-4 года) я пришла к выводу, что для младших разновозрастных групп возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития. Такие занятия я провожу не со всей группой одновременно, а с отдельной подгруппой. Но такая организация доступна, если свободные от занятия дети будут играть в другом помещении под наблюдение помощника воспитателя.

Единственно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические, игры-драматизации и другие игры. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) разного возраста в любое время дня.

В своей работе я выделила несколько важных факторов успешного овладения речью. Один их важных факторов – это общение старших детей с младшими.При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе. «Смотри – это бегемот. А это крокодил плохой» - показывает Медина картинки маленькой Элле. Та закрывает крокодила ладошкой и что-то там лопочет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!» Медина снимает её руку с картинки и решительно перелистывает страницу книги.

При каждом удобном случае я поручаю кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение несет характер просьбы, чтобы ребенок почувствовал уважение к себе и оценку его как компетентного человека. Например: «Захар, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь вместо меня, какие фрукты собрал Никиты. Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя какое-то время я спрашиваю: «Как дела? Спасибо тебе, Захар, за помощь!»

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям ежедневно читаю и стараюсь читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые (Хрестоматия для дошкольников 2-4 года/ сост. Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.Б.Бабурова – М., 1996, 1997, 1998); а так же любые другие хрестоматии, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В литературе даны произведения, которые сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, при приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены и шуточные стихи. Например «Наставление» С.Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись.»

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь говорю: «Ой, что-то я Никитку не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» дети начинают смеяться, говорят, что Никиточка здесь. «Подойди ко мне дружок» - обращаюсь к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обращаюсь к нему, говорю:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н.Пикулаева «Лисий хвостик»).

Я отпускаю ребенка от себя, но остальные уже поняв, что им предложена игра, начинают прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз беру куклу, баюкаю (возле нас собираются малыши), читаю стихотворение В.Берестова «Больная кукла».

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравиться,

И она поправиться.

Дети поют песенку, используя и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.

Так например, распевая песенку «Петушок, петушок…» - играем на металлофоне.

Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствие подпевают взрослым.

Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, позабавить, удивить, это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Итак, кропотливая работа по развитию речи моих воспитанников дала положительные результаты. В заключении хочу сказать, что наша общая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.

В статье раскрывается  подход к созданию единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автором разработана нов...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.

В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей в младшем возрасте»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании о...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

консультация для родителей "Развитие речи детей в младшем возрасте"

консультация для родителей "Развитие речи детей в младшем возрасте"...

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»...