Система методической работы наставника с молодыми специалистами в ДОУ
статья

Надежда Серафимовна Сидоранова

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в освоении профессии и скорейшем овладении в полном обьеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и премами труда, передачи наставниками личного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115»

Система методической работы наставника с молодыми специалистами в ДОУ

                                          Воспитатель : Сидоранова Н.С.- ВКК

                                   Воронеж – 2018

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, реализуется федеральный государственный образовательный стандарт, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях.

(Слайд №2)

Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Зачастую в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы. В настоящее время в нашем детском саду работают 3 молодых специалиста, 1 педагог имеет педагогическое школьное образование. Поэтому вопрос о наставничестве очень актуален.

Молодые педагоги, приходящие в ДОУ сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, испытывают затруднения в организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности.

В дошкольном образовании выделяются две категории молодых педагогов:

  1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
  2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, но без опыта работы, со стажем менее 3-х лет.

Молодые педагоги, приходящие в ДОУ сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, испытывают затруднения в организации образовательной деятельности, написании различных видов планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности.

(Слайд №3)

Целью наставничества является оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

Основные задачи:

1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.

2. Оказать помощь в проектировании и         организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.

3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.

4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.

5. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Основные принципы наставничества: (Слайд №4)

Добровольность, открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.

Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества и регламентируются следующими локальными документами: (Слайд №5)

  • положение о наставничестве в ДОУ;
  • приказ заведующей учреждением об организации наставничества;
  • приказ о закреплении наставника;
  • планы  работы по наставничеству;
  • годовой план работы ДОУ.

Критерии подбора наставников: (Слайд №6)

  • Наставником может являться опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Также очень важна и психологическая совместимость наставника и стажёра.

Ожидаемый результат от наставничества (Слайд №7)

  • Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;
  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;
  • Создание индивидуального стиля в работе;
  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;
  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;
  • Потребность в непрерывном самообразовании;
  • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
  • Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника.

Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа: диагностический, практический, аналитический.

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) ( Слайд №8)

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений начинающих педагогов, разработка основных направлений работы. Создание нормативно-правовой базы.

Содержание этапа:

Создание пакета нормативных документов по наставничеству.

Система оценки профессиональной деятельности начинающих педагогов.

Проведение психологического тестирования,  мониторинга или диагностических срезов начинающих педагогов с целью выявления профессиональных затруднений.

Составление и утверждение плана работы с начинающими педагогами.

(Слайд №9)

Особенностью нашего детского сада является «Посвящение в профессию». Мы организуем небольшое театрализованное приветствие с кратким рассказом о традициях детского сада, о педагогах, их достижениях, предоставляется слово педагогам, пришедшим на работу в детский сад, они рассказывают о своих профессиональных трудностях на тот момент. В завершении встречи произносится клятва молодого воспитателя, новичок получает памятку «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» и организуется совместное чаепитие.

На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, наличие опыта практической работы с детьми, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно - образовательного процесса в группе.

Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.

Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.

II этап –практический. (Слайд № 10)

Задачи этапа: реализация плана работы по наставничеству.

Содержание этапа:

  • Организация наставничества на уровне образовательного учреждения, согласно требованиям Положения о наставничестве.
  • Реализация плана работы с начинающими педагогами.
  • Проведение промежуточного тестирования  начинающих педагогов.
  • изучение и обобщение материала, накопленного начинающим педагогом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности начинающего педагога;
  • ведение портфолио начинающего педагога.

 По итогам проведения практического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. (Слайд №11)

 (Слайд №12)

Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:

Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.

На семинарах - практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».

В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Используем дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.

Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса.

Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.

Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.

В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.

Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач.

III этап – аналитический. (Слайд №13)

Задачи этапа: реализация плана работы по наставничеству.

Содержание этапа:

 подведение итогов работы и анализ эффективности системы работы по наставничеству

Проведение мониторинга реализации этапов работы;

Изучение и обобщение накопленного материала;

Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов работы по наставничеству;

Формирование банка информации из опыта работы по наставничеству.

На данном этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Результаты так  же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях.

Условия эффективности работы по наставничеству: (Слайд № 14)

Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

системность и непрерывность в организации;

сочетание теоретических и практических форм;

оценка результатов деятельности (диагностика развития детей);

обеспечение педагогов  учебно-методической информацией.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Моя подопечная, Наталья  Владимировна, после окончания пединститута сразу ушла в декретный отпуск. За период её отпуска в системе образования произошли изменения, и педагогу необходимо не только влиться в свою привычную работу, но и многому научиться заново.

Выбор формы работы с молодым специалистом Черниковой Натальей Владимировной начался с беседы. Я выяснила, что молодой педагог в некоторых вопросах испытывает трудности. Причины этих трудностей, по её мнению, - это недостаток педагогического опыта. Выяснила, что она нуждается в методической помощи, а именно: просмотре открытых занятий у опытных воспитателей, в знакомстве с передовым педагогическим опытом, в ознакомлении с новыми образовательными технологиями и применением их на практике.

Мы составили совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.

Была проведена работа по развитию у молодого педагога следующих умений:

• Развитие умения пользоваться нормативно-правовой базой: ФЗ «Об образовании»; Семейным Кодексом; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы для ДОУ; Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования; локальными актами ДОУ.

Развитие умения вести документацию дошкольного учреждения: были проведены консультации по перспективному, календарному и комплексно-тематическому планированию; оказана помощь по организации качественной работы с документацией группы. За отчётный период нами были изучены: образовательная программа учреждения; задачи и цели годового плана;

• Развитие умения организовывать воспитательно-образовательный процесс:

с Натальей Владимировной мы регулярно обсуждали вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Я направляла её деятельность на использование здоровьесберегающих технологий. В своей самостоятельной работе она ищет новые формы, которые использует для организации «Недели здоровья», спортивных праздников, двигательных оздоровительных игр. Для организации двигательной активности детей Наталья Владимировна пополнила материал группы нетрадиционным спортивным оборудованием.

К каждому ребёнку найден индивидуальный подход. Воспитатель относятся к детям как к личности, а не как к объекту воздействия.

Для организации совместной деятельность детей и воспитателя я предложила Наталье Владимировне понаблюдать за моей педагогической деятельностью в утренние, вечерние часы и на прогулке. Совместно мы проанализировали организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отметили положительные моменты, которые она может использовать в своей деятельности.

Совместно  мы готовили конспекты организованной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент занятия. Наиболее удачные варианты ООД это - «Путешествие по русским народным сказкам»- по развитию речи , «Мой славный город» - по ознакомлению с окружающим.

Мною рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности использовать предварительную работу, игровые приемы и электронные ресурсы.

Её интересует всё новое, она начала осваивать и применять в образовательном процессе информационные технологии: разработала тематические презентации, интерактивный наглядный материал.

Вместе с молодым специалистом мы пришли к выводу, что Наталье Владимировне необходимо обогащать развивающую среду группы дидактическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. К изготовлению дидактического материала привлекать детей и родителей.

Изучив портфолио педагога-наставника, она заинтересовалась использованием в своей работе проектного метода. Так нами был создан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Воспитание патриотических чувств дошкольника через ознакомление с родным городом», в котором слились разные темы: «Семья», «Профессии родителей», В процессе проектной деятельности дети узнали о природе нашего края, его ресурсах и предприятиях, пополнили знания о знаменитых людях Воронежа

• Развитие умения организовывать работу с родителями: совместно с наставником были проведены родительские собрания «Через год я первоклашка», «Воспитание патриотических чувств дошкольника через ознакомление с родным городом», семинар-практикум для родителей «Подготовка к обучению грамоте», акция «Накормим птиц».

• В начале учебного года на основе годовых задач ДОУ и с целью расширения знаний детей по краеведению, мы определились с темой по самообразованию: «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края». На основе изучаемого материала, Наталья Владимировна вместе с детьми и родителями пополнили развивающую среду группы по данной тематике.

• Организуя работу в соответствии с темой по самообразованию, Наталья Владимировна готовится пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Для этого ей ещё предстоит подготовить своё портфолио.

Моя подопечная овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы с детьми.

(Слайд №19)

Молодому педагогу оказана помощь:

- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;

- в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;

- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности дошкольников.

(Слайд №20)

Подводя итоги, мы можем отметить, что работа с молодыми специалистами помогает нашему коллективу укреплять дружеские связи между коллегами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного педагогами нашего дошкольного учреждения.

Вместе с тем, мы сделали для себя открытие, что начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулировать наставников к повышению уровня педагогической компетентности. 

И хотелось бы своё выступление закончить словами советского педагога – писателя Антона Семёновича Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом…» 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы наставника с молодым специалистом

Молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней о...

План работы наставника с молодыми специалистами на учебный год

Цель работы, задачи в работе наставника с молодыми специалистами...

План работы наставника с молодым специалистом. Анализ работы.

Цель: создание  в ДОУ условий для профессиональной работы молодого специалиста, вхождению в профессиональную деятельность...

План работы наставника с молодым специалистом в детском саду.

Данный материал содержит план работы,разработанный на год, с молодым специалистом - воспитателем в детском саду....

План работы наставника с молодым специалистом

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

План работы наставника с молодым специалистом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.         Задачи:         - оказание методич...