Познавательно-речевой, творчески-исследовательский проект "В мире профессий"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Григорьева Наталия Михайловна

Образовательный проект "В мире профессий"

Срок реализации проекта: 6 месяцев

Актуальность проекта

     Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретение опыта социальных отношений. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых, предполагает знакомство старших дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его целостности, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

     Поэтому, возникла идея создания данного проекта. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителей, работников детского сада, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи и связной речи в общем.

     Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить – единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта: Формирование представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Задачи проекта:

- пробудить интерес к предполагаемой деятельности;

- формировать реалистические представления о труде людей;

- помочь понять детям, важность и необходимость каждой профессии;

- формировать способность самостоятельно делать выводы, обобщения, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаниях;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас, мелкую моторику рук, воображение, память;

- развивать образное и пространственное мышление;

- побуждать детей к творчеству и самостоятельности;

- развивать инициативность, умение действовать в коллективе;

- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

Ожидаемый результат:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширять у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;

- помочь родителям правильно организовывать семейные досуги, т.е., посещая разные места в родном городе – расширять знания детей о трудовой жизни города;

- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;

- обеспечить активность ребёнка в сложном процессе его становления Человеком.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta.docx248.23 КБ
Файл trud_cheloveka_professii.docx230.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»

Познавательно – речевой, творчески – исследовательский проект

«В мире профессий»

                               Составили и провели:

                               Учитель – логопед высшей квалификационной категории:

                               Григорьева Н.М.

                               Воспитатели:

                               Попова С.П. – первая квалификационная категория

                               Камышникова Н.П. – высшая квалификационная категория

Образовательный проект «В мире профессий»

Подготовительная логопедическая группа

Тема проекта: «В мире профессий»;

Срок реализации: 6 месяцев;

Тип проекта: Познавательно – речевой, творчески – исследовательский:

Авторы проекта: - Учитель – логопед: Григорьева Н.М.

                                - Воспитатели: Попова С.П., Камышникова Н.П.

Участники проектной деятельности: воспитатели и родители подготовительной группы МАДОУ №51 «Зоренька» г. Химки.

     Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника.

     В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей. Так же развиваются детско-родительские отношения.

Актуальность проекта

     Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретение опыта социальных отношений. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых, предполагает знакомство старших дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его целостности, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

     Поэтому, возникла идея создания данного проекта. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителей, работников детского сада, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи и связной речи в общем.

     Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить – единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта: Формирование представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Задачи проекта:

- пробудить интерес к предполагаемой деятельности;

- формировать реалистические представления о труде людей;

- помочь понять детям, важность и необходимость каждой профессии;

- формировать способность самостоятельно делать выводы, обобщения, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаниях;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас, мелкую моторику рук, воображение, память;

- развивать образное и пространственное мышление;

- побуждать детей к творчеству и самостоятельности;

- развивать инициативность, умение действовать в коллективе;

- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

Ожидаемый результат:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширять у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;

- помочь родителям правильно организовывать семейные досуги, т.е., посещая разные места в родном городе – расширять знания детей о трудовой жизни города;

- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;

- обеспечить активность ребёнка в сложном процессе его становления Человеком.

Интеграция задач по формированию интереса к различным профессиям у дошкольников.

Физическая культура

Использование стихов, считалок, имеющих отношение к определённой трудовой деятельности с целью активизации развития основных движений мелкой, артикуляционной моторики, двигательной деятельности детей.

Здоровье

Обогащение знаний детей о способах сохранения и укрепления здоровья человека, о здоровом образе жизни и безопасности.

Безопасность

Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия людей различных профессий с орудиями труда и окружающей обстановкой, обогащение знаний детей по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Социализация

Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем мире людей; формирование первичных ценностных представлений.

Труд

Формирование целостной картины мира, воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и продуктам их труда. Формирование представления о профессиях, людях труда, желания трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей по ознакомлению с профессиями. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, средствами иллюстративно – дидактических материалов, использование компьютерной техники по теме «Профессии».

Развитие речи

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, практическое овладение нормами русской речи.

Художественное творчество

Развитие детского творчества, использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения представлений по теме.

Чтение детям художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок; закрепление результатов восприятия художественных произведений, используя различные формы деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Музыка

Использование музыкальных воспроизведений, как средства обогащения образовательного процесса, усиление эмоционального восприятия художественных произведений, имеющих отношение к работе людей.

Реализация проекта

Первый этап (подготовительный)

- разработка мероприятий по реализации проекта;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций, репродукций картин;

- организация предметно – пространственной развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций, раскрасок, дидактических игр, речевых игр на словесно – лексическое мышление, сюжетно – ролевых игр.

Второй этап (основной)

Организованная деятельность педагогов и детей:

- непосредственная образовательная деятельность;

- экскурсии – наблюдения; импровизированные экскурсии;

- беседы с детьми;

- встречи с людьми разных профессий;

- дидактические игры; словесно – логические игры;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание репродукций картин;

- рассматривание иллюстраций, предметов труда;

- организация различных видов труда;

- изготовление дидактического, наглядного материала, игр (раскраски, рисунки с профессиями);

- подбор иллюстраций по теме «профессии»;

- изготовление фотоколлажа.

Сотрудничество с родителями:

- составление альбома на тему: «Профессии родителей»;

- изготовление «Книжек – малышек» о профессиях, и о орудиях труда;

- проведение мастер – класса совместно с родителями.

Третий этап (заключительный)

- проведение досуга: (логопед и воспитатели) «Профессии разные нужны»;

- мастер – класс; «Мои родители служат в МЧС».

Мероприятия по реализации проекта

Работа педагогов с детьми: Образовательная область «Коммуникация»

Развитие речи:

  • «Труд человека» (учитель – логопед).

НОД «Все профессии нужны, все профессии важны»; (использование видеоматериала «Все профессии нужны».

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать интерес к данной теме, логическое мышление, воспитывать уважение к людям разных профессий; развивать связную речь, контроль за речью.

  • НОД «Составление описательного рассказа с использованием плана – схемы (воспитатель).

Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему по плану-схеме; учить связности, развернутости, непрерывности высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Чтение художественной литературы (воспитатели):

- «Город добрых дел» Р. Скарри;

- Кем быть? В. Маяковский;

- «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях);

- «Дядя Стёпа – милиционер» С. Михалков;

- «Чем пахнут ремёсла?» Д. Родари;

- «Доктор Айболит» К. Чуковский;

- «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов;

- «Неумейка» Я.Аким;

- «Конь – огонь» В. Маяковский;

- «Вот так мастера» Б. Заходер.

Образовательная область «Познание»:

Конструктивная деятельность:

  • «Юные изобретатели» (воспитатели и логопед)

Цель: Научить детей моделировать конструкции по схемам, придумывать самостоятельные модели; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность; научить конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт.

  • «Юные исследователи» (воспитатели)

Цель: Научить детей пониманию экспериментальной, исследовательской деятельности; развивать стремлению к поиску; творчеству;

НОД «Пейте дети, молоко – будете здоровы!» (воспитатель)

Цель: Обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте; познакомить с сельскими профессиями: доярка (оператор машинной дойки); развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание узнавать новое.

НОД «Да здравствует мыло душистое!» (воспитатель)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло; развивать познавательную активность и поисковую деятельность, обогащать речь детей; развивать желание узнавать новое.

НОД «юные строители» (воспитатель)Цель: формировать конкретные представления о строительстве и строителях; закрепить знания о рабочих профессиях; формировать умение творчески развивать сюжетные игры, работать в коллективе; воспитывать уважение к труду строителей.

«Стройка» (учитель - логопед) – составление связного рассказа по сюжетной картинке (с опорой на слова); работа со схемой предложения.

Формирование целостной картины мира:

  • Досуг «Дом Моделей» (учитель – логопед)

(Импровизированное посещение «Дома Моделей»)

Цель: расширять и конкретизировать представление о профессиях: швеи, закройщика, модельера, модели; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность, диалоги; учить показывать все средства для выразительности речи; развивать логику, мышление, ловкость рук.

  • Импровизированная экскурсия дошкольников в библиотеку: «Профессия библиотекаря» (учитель – логопед, воспитатель)

Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря; учить вести себя в общественных местах; воспитывать любовь и интерес к книгам, бережному отношению к предметам; закрепить новы слова по данной теме.

  • Экскурсия на кухню в детском саду. «Профессия – повар» (воспитатель – учитель - логопед)

  • НОД Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно?»

(учитель – логопед)

Цель: познакомить детей с трудом повара; обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню; воспитывать уважение к труду взрослых, учить составлять связные рассказы по сюжетным картинкам по теме;

Формирование элементарных математических представлений:

  • Путешествие в страну «Геометрию»

Цель: Уточнить представление детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

  • НОД «Шар. Куб. Параллепипед» (воспитатель)

Цель: Расширить представление о геометрических фигурах: шаре, кубе, параллепипеде, находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллепипеда.

  • НОД «Решение задач геометрического характера» (воспитатель)

Цель: Учить решать задачи геометрического характера на смекалку.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Рисование (логопед и воспитатели).

  • Альбом «Кому что нужно?» руками детей.

Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу, научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке цвета и формы, объединять рисунки в дидактические игры; учить правильно закрашивать предметы.

  • Подарок для малышей: Умные карточки «Все профессии хороши» (логопед)

Цель: учить детей старших групп детского сада правильно подбирать картинки по теме; аккуратно закрашивать готовые рисунки – закраски; учить делиться своим небольшим опытом знаний о профессиях с малышами; воспитывать чувство ответственности.

  • Книжка – малышка «Профессии» (логопед и воспитатели)

Цель: Продолжать развивать у детей способность к изобразительной деятельности; формировать умение раскрашивания предметов (чувство цвета); учить превращать рисунки – поделки в дидактические игры.

Аппликация

  • Фотоколлаж «Кем быть?» (логопед)

Предварительная работа:

- подбор картинного материала по теме «Профессии»;

- вечер загадок; пословиц;

- игры на словообразование словоизменение;

- составление небольших рассказов.

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности, отбирать объекты для картины согласно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию, обогащать словарь новыми словами; расширять образную речь, глагольный словарь; развивать умение пользоваться ножницами; моторику рук.

Лепка

  • Мастер – класс «Волшебная пуговка» (учитель – логопед)

(лепка из тесто – пластилина)

Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии портнихи, орудиях труда, атрибутах, которые использует мастер шитья; развивать умение, мелкую моторику, аккуратность и творческий подход.

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Театр» (воспитатели и логопед)

Цель: познакомить детей с профессиями людей искусства; учить детей развивать творческое воображение; способность совместно развёртывать игру; согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать умение договариваться, закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать монологическую и диалогическую речь; инонациональную выразительность; память, инициативу, мелкую моторику.

(Вечерние игры; выступления перед родителями, сверстниками; игры – монологи и диалоги по заданию учителя – логопеда)

  • «Магазин» (воспитатели, дети)

Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

  • «Больница»

Цель: познакомить с медицинскими терминами, новыми словами; вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному; доброту, отзывчивость, культуру общения.

  • «Салон красоты»

Цель: уточнить, закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру общения с людьми, уважение к старшим и друг другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

(Игры, организованные воспитателями в группе и самостоятельно детьми).

Работа с родителями

  • Оформление альбома «Профессии наших родителей»

(воспитатели, родители)

Цель: предложить рассказать ребёнку о своей профессии по плану: (место, должность, специальность, инструменты, трудовые действия), принести фотографию «На рабочем месте», подобрать стишок о профессии.

  • Изготовление книжки – малышки «Км я стану, когда вырасту?

 (домашние заготовки – ребёнок и родители)

Цель: помочь ребёнку в изготовлении книжки – малышки, подвести к понятию, что работа по душе – великое благо; учить делать самостоятельный выбор.

  • Мастер – класс «Мои родители служат в МЧС»

(логопед воспитатели и родители)

Цель: познакомить детей с трудностями и опасными военными профессиями людей, служащих в МЧС (спасатели, пожарные);

(подобрать картинки – закраски по этой теме)

  • Досуг «Профессии разные нужны»

(загадки, пословицы о профессиях; выступление костюмированных артистов – чтение стихов; встреча с родителями «Рассказы о профессии спасателя и пожарного»

(логопед, воспитатели, родители и дети)

Результаты проекта:

     Проект «В мире профессий» реализовал поставленные задачи. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых:

- у детей появился интерес к данной теме;

- знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов;

- понимание ценности труда людей разных профессий;

- умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность;

- понимание значимости труда своих родителей и своего труда.

     В ходе реализации проекта ярко проявилась работы, как совместная, партнёрская деятельность педагогов, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

Литература:

  • Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы);
  • Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина);
  • Программа развития связной речи детей 5 – 7 лет (Е.Ю. Бахтаярова);
  • «Учимся общаться с ребёнком» (В.А. Петровский, А.М. Виноградова);
  • «Игровые логопедические занятия» (по мотивам сказок О.В. Тырышкина);
  • «Формирование связной речи» (Л.Н. Сластья);
  • «Учите, играя» (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова);
  • «Говорим правильно в 6 -  лет» (О.С. Гомзяк);
  • «Трудовые сказки»; «Профессии. Какие они?» (Т.А. Шорыгина);
  • «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью» (Н.В. Алёшина);
  • Программа по формированию математических представлений (Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина);
  • Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова);
  • «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» (Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина).

Игровой раздел проекта:

  • Дидактические игры:

- «Определи по предмету профессию»;

- «Кем быть?»;

- Лото «Все профессии»;

- Лото «Профессии»;

- «Раздели»;

- «Ассоциации»;

- «Объясни»;

- «Какая профессия?».

  • Речевые игры:

- «Назови профессию по описанию?»;

- «Что кому?»;

- «Что случилось, если бы не работал?»;

- «Где, какая нужна профессия?»;

- «Кто нас обслуживает?»;

- «Изобрази человека любой профессии» (иллюстрации трудовых действий);

- «Для чего нужны предметы?»;

- «Исправление ошибок в предложениях»;

- «Скажи наоборот».

  • Словесно – логическое мышление:

- «Найди лишний предмет»;

- «Доскажи словечко»;

- «Загадки о профессиях»;

- «Кто, что, для кого?»;

- «Все работы хороши»;

- «Ошибки Незнайки»;

- «Четвёртый лишний».

  • Сюжетно – ролевые игры:

- «Больница»;

- «Магазин»;

- «Салон красоты»;

- «Театр»;

- «Ателье».

  • Игры на развитие мелкой моторики:

- Игры с использованием цветных карандашей, красок, ножниц, пластилина;

- «Шнуровка».

  • Игры с пуговицами:

- «Подбери по цвету, величине, форме»;

- «Из чего, какая?»

  • Словарная работа:

- Упражнение в образовании родственных слов к разным словам по теме «Профессии», (например: пожар – пожарный, пожарная…; учитель – учительница, учительский, ученик…).

- Упражнение в словообразовании и в словоизменении слов, (например: час  - часовщик; повар – поварешка; машина – машинист);

- Подбор действий, (например: врач (слушает больного; смотрит горло; измеряет температуру; выписывает лекарство и т.д.);

- Подбор слов – признаков, (например: смелый, мужественный, добрый, красивый, великий, трудолюбивый, знающий и т.д);

  • Связная речь:

Составление рассказов о людях разных профессий с помощью:

- мнемотаблиц;

- сюжетных картин (с опорными словами);

- по плану;

- беседа и пересказ прочитанного текста и др.

Презентационный этап:

  • Созданы дидактические игры по теме;
  • Создан фотоальбом «Профессии наших родителей»;
  • Создан альбом детских рисунков «Кому что нужно?»;
  • Фотоколлаж: «Кем быть?»;
  • Созданы альбомы загадок, пословиц, стихов, рассказов для беседы, репродукции картин;
  • Создан альбом словесных, дидактических, наглядных игр (речевое развитие и словесно – логическое мышление);
  • Создана видеотека по теме:

- Видеофильм: «Все профессии нужны»;

- Презентация о проделанной работе по созданию проекта»: «В мире профессий».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»

Труд человека

«Все профессии нужны, все профессии важны»

(подготовительная логопедическая группа)

                                   

                              Проведено:

                              Подготовила и провела:

                              Учитель-логопед высшей квалификационной категории

                               Григорьева Н.М.

г.о. Химки

Цель: Познакомить, систематизировать и закрепить представления детей о людях разнообразных профессий, их деловых и личностных качествах, о значении их труда для общества.

Задачи:

- развивать интерес к данной теме;

- обогащать лексический словарь по теме;

- развивать связную речь и контроль за речью;

- закреплять умение аргументировать свои ответы;

- развивать внимание и логическое мышление;

- воспитывать уважение к людям разных профессий.

Оборудование: Предметные картинки по теме «Профессии» для показа на доске и на каждого ребёнка; коробки для составления схемы предложений; стихи; дидактические игры; видеофильм о профессиях.

Словарь (лексический минимум)

Существительные: Профессия, работа, дело, занятие, мастер, учитель, воспитатель, логопед, повар, продавец, медсестра, врач, парикмахер, портной, сапожник, почтальон, писатель, библиотекарь, пожарный, композитор, музыкант, художник, фотограф, артист, пианист, клоун, циркач, конструктор, архитектор, электрик, строитель, милиционер, регулировщик, часовщик, кондитер, военный, стоматолог, окулист, фермер, спортсмен, кассир, слесарь, столяр, кузнец, рыбак, тракторист, экскаваторщик, крановщик.

Прилагательные: Нужный, полезный, необходимый, интересный, тяжёлый, опасный, добрый, профессиональный, ответственный, внимательный, добросовестный, заботливый, знающий, умелый, весёлый.

Глаголы: Трудиться, заниматься, учить, воспитывать, печь, исправлять, готовить, продавать, лечить, стричь, укладывать, кроить, шить, чинить, писать, разносить, сочинять, выдавать, фотографировать, строить, устанавливать, следить, регулировать, управлять, пахать, сеять, копать, поднимать, тушить, выступать, веселить, разрабатывать, создавать, защищать, выращивать, ухаживать, ловить, ремонтировать.

Наречия: Умело, внимательно, профессионально, опасно.

Ход занятия

1. Беседа по теме.

Педагог предлагает детям серию картин «Профессии», подумать и сказать:

     Что такое профессия? Профессия это – труд, работа, занятие, дело, за которое платят деньги, полезное другим людям. Существует очень много разных профессий.

     Назовите профессии людей, которые работают в детском саду.

     Назови профессию мамы. Где она работает?

     Назови профессию папы. Где он работает?

     Ребята, я хочу вам предложить послушать стихотворение Т.А. Шорыгиной «Твоё призвание». Вам понятно слово – ПРИЗВАНИЕ?

Ответы детей

Строитель нам построит дом,

И мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь,

И дело по душе найдёшь!

     Очень важно, ребята, чтобы работа была по душе. Она должна нравиться, быть интересной человеку. Только тогда можно стать мастером своего дела.

     Люди хотят много знать и уметь, но для этого надо хорошо учиться. Учат их сначала воспитатели в детских садах, затем учителя в школах, потом доценты, профессора в институтах. Чтобы люди были здоровыми, им помогают избавиться от болезней врачи многих специальностей. Учёные изобретают новые лекарства, аптекари продают их нам.

Как же выбрать профессию?

Кем бы вы хотели стать, когда закончите школу?

Ответы детей

     Давайте, представим, если человек любит природу и всё, что с ней связанно, то скорее всего кем он захочет стать? (Фермером, ветеринаром, геологом, агрономом, садоводом, дояркой).

     А если человеку интересно всё, что связано с людьми, с общением? (Учителем, врачом, воспитателем, продавцом, парикмахером, портным, библиотекарем, кассиром).

     А если человек интересна техника, машины, различные механизмы, то ему лучше выбрать профессию, о которой я сейчас загадаю загадку. Постарайтесь её отгадать.

     Встаём мы очень рано, ведь наша забота –

     Всех отвозить по утрам на работу.          

     (Водитель)

     Есть похожие профессии: шофёр, тракторист, экскаваторщик, крановщик, лётчик, капитан, вагоновожатый. Они тоже доставляют людей, грузы по дорогам, по воздуху и по воде.

     А если какая-то машина сломается? Для этого есть слесарь, наладчик, ремонтник.

     Чтобы людям было весело, радостно и интересно проводить время, есть музыканты, артисты, художники, а еще многие другие интересные профессии.

     Мы сегодня говорили о профессиях. Их очень много, но есть среди них такие, которые люди особенно ценят и уважают. Давайте ещё раз их назовём, а помогут нам в этом картинки и игры.

     

2. Физкультминутка

3. Закрепление материала по теме профессии.

1. «Назови профессию человека»

Дидактическая задача. Закреплять словарь детей по теме. Развивать их внимание, мышление, речь.

Материал. Десять карточек, на которых изображены три предмета, относящиеся к определённой профессии.

Лексический материал:

Мастерок, кирпичи, новый дом – строитель.

Ножницы, фен, расческа – парикмахер.

Доска, книга, глобус – учитель.

Ткань, швейная машинка, ножницы – швея, портниха.

Пожарная машина, каска, шланг – пожарный.

Касса, весы, деньги – магазин.

Градусник, шприц, белый халат – врач.

Кастрюля, плита, нож – повар.

Руль, колеса, дорога – водитель.

Кисть, краски, валик – маляр.

Игровое действие: Называние. Классификация.

Ход игры:

     Педагог выставляет на мольберт карточку. Предлагает внимательно рассмотреть картинки на карточке и назвать профессию человека. Затем составить предложение о человеке этой профессии.

2. «Кто где работает?»

«Назови профессию человека»

Дидактическая задача. Закреплять представление детей о профессиях. Развивать память и связную речь.

Материал. Мяч.

Игровое действие: Называние.

Ход игры

     Педагог, бросая мяч, называет профессию человека. Ребёнок, поймавший мяч, называет его место работы и возвращает мяч педагогу.

Лексический материал: Учитель – школа; воспитатель – детский сад; врач – больница, пилот – аэропорт, портной – ателье и т.п.

3. «Один – много».

      Дидактическая задача. Закреплять навык образования существительных множественного числа родительного падежа.

     Материал. Картинки с изображением врача, медсестры, художника, пианиста, хирурга, строителя, каменщика, стекольщика, маляра, штукатурка, плотника, певца, художника, портного, инженера, военного, шофера, почтальона, парикмахера, продавца, фотографа.

     Игровое действие. Словоизменение.

     Ход игры

     Педагог показывает картинку. Дети называют профессию человека, изображенного на ней. Затем педагог предлагает изменить название профессии по образцу: циркач – много кого? – циркачей; писатель – писателей

4. «Что делает?»

Дидактическая задача. Обобщить представление детей о профессиях. Развивать их память, мышление и речь.

Материал. Картинки с изображением парикмахера, художника, регулировщика, архитектора, военного, садовника, почтальона, актёра, плотника, портного, повара, пожарного, учителя, регулировщика.

Игровое действие. Подбор слов-действий.

Ход игры

     Педагог показывает предметную картинку и предлагает ответить на вопрос: «Что делает врач?». (Врач лечит людей).

5. Просмотр видеофильма «Все профессии нужны».

4. Итоги беседы. Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Познавательно речевое направление. Формирование целостной картины мира. В лес по ягоды идем"

Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Развивать кругозор детей....

Познавательно-творческий, исследовательский и игровой проект «Профессия повар»

создать условия для развития творческих способностей детей, формировать познавательную активность в ходе работы. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, повара в детском саду, которые забо...

Конспект познавательно-речевого занятия на тему: «В мире добрых слов» для детей подготовительной логопедической группы.

Цель:Развивать у детей коммуникативные качества. Содействовать нравственному воспитанию детей,  умению дарить радость людям,  помочь детям отыскивать в себе и в других положительные  ка...

Творческо-исследовательский проект "В МИРЕ ДИНОЗАВРОВ"

Проект про мир динозавров, какие были виды, описание каждого из них, проект - динозавры из пластелина....

Творческо-исследовательский проект "Все профессии нужны - все профессии важны"

Актуальность проекта. Профессий много в мире есть,Их невозможно перечесть.Сегодня многие нужны,И актуальны, и важны:Спасатель, фермер, гувернер,Телеведущий и актер,Автомеханик, финансист,И менедж...

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны».

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»....

Конспект НОД в области познавательного, речевого развития с детьми старшей группы общеразвивающей направленности На тему: «Все профессии важны, все профессии нужны!» с использованием игровой, оздоровительной и ТРИЗ технологий.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного, речевого развития с детьми старшей группы общеразвивающей направленностиНа тему: «Все профессии важны, все профессии ...