Проект «Организация методической работы ДОУ и семьи»
материал

Баранова Ольга Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rabote_s_roditelyami.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Проект

«Организация методической работы ДОУ

и семьи»

Разработчик:

старший воспитатель

Ятченко О.Н.

с. Выльгорт

2013 – 2014 г.г.

Оглавление

Введение.

Содержит заметки о взаимосвязи семейного воспитания детей и воспитания в дошкольном учреждении

3

Актуальность проекта.

В данном разделе раскрывается значение семейного воспитания и взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка.

4

Цели и задачи проекта.

Пункт содержит цель и задачи, на решение которых  направлен проект.                      

5

Стратегия и методы реализации проекта.

Стратегия и методы реализации проекта представлены в виде  четырех блоков. В этом пункте представлено содержание этих блоков: приемы и методы, используемые  для решения задач проекта.

5

Этапы работы над проектом.

Описывается последовательность работы над проектом, срок реализации каждого этапа.

6

Рабочий план-график реализации проекта.

Рабочий план содержит  запланированные мероприятия, сроки.

6

Ресурсное обеспечение проекта.

Содержит основные направления полномочий участников проекта

9

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Описаны предполагаемые результаты проекта

9

Дальнейшее развитие проекта.

Раздел знакомит с возможным дальнейшим развитием проекта.

10

Список литературы

11

Приложения. Пункт содержит результаты анкетирования родителей

12

Введение

     Семейное воспитание детей дошкольного возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Его появление обусловлено социально-экономическими причинами и осознание обществом необходимости социального воспитания ребенка – будущего гражданина. Однако отношение к дошкольному воспитанию на протяжении многих лет было и остается неоднозначным, поскольку аксиомой стало положение о ведущей роли семьи в воспитании ребенка.

     Воспитатели, а потом и учителя, меняются, оставляя больший или меньший след в душе детей, а семья остается всегда и более глубоко воздействует на ребенка. Воспитание в семье отличается большей эмоциональностью. Все, что происходит между родителями и детьми, в основе своей имеет чувство любви. Однако, количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.

     Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы. Поэтому во всех развитых странах давно поняли необходимость сочетания семейного и общественного воспитания. Безусловно, что и родитель может воспитать определенные качества личности, дать знания, сформировать умения, навыки. Однако, без владения методикой воспитания и обучения, полагаясь только на интуицию, достижение главной цели – всестороннего развития личности ребенка – будет проходить, во-первых – методом проб и ошибок, с большими затратами как со стороны взрослого, так и ребенка, а во-вторых, с возможным формированием негативных черт в личности ребенка.

     Приводя ребенка в детский сад, родитель приобретает возможность повысить свою компетентность: специалисты всегда посоветуют, какие книги почитать, какие выставки и спектакли посетить, как организовать досуг ребенка.

     Ребенок не может быть ограничен только миром семьи, иначе в последующем возникнут трудности вхождения в любую новую социальную среду. Поэтому детский сад и семья должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации. А начать этот процесс должны педагоги ДОУ как профессионалы своего дела.

Актуальность проекта

     Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

     Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

      Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

     На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание. В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло.

Проблемы современных семей:

  1. Семьи малочисленны. В среднем по России на семью приходится один ребенок.
  2. Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей: в России каждая шестая семья неполная.
  3. Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится  негативным.
  4. Низкая педагогическая культура многих родителей.
  5. Негативное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости.

     Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка.

     В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи.

     В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольным учреждением.

Цель и задачи проекта

Цель: Организация методической работы в ДОУ по созданию условий для взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Задачи проекта:

  1. Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  3. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  4. Внедрить нетрадиционные формы работы с семьей, разнообразные методы активизации родителей в работе ДОУ.

Стратегия и методы реализации проекта

1 блок

Информационное просвещение родителей

  1. Тематические стенды.
  2. Информация на сайте ДОУ.
  3. Родительские собрания.
  4. Индивидуальные консультации специалистов по вопросам образования, воспитания, коррекции.

2 блок

Участие родителей в жизни детского сада

  1. Участие в конкурсах ДОУ, района, республики Коми.
  2. Участие в акциях, проводимых в ДОУ.
  3. Помощь в подготовке к праздникам, развлечениям.
  4. Помощь в организации фотовыставок, оформлении фотоальбомов.
  5. Организация экскурсии в Агропромышленный техникум.
  6. Участие в спортивных мероприятиях.
  7. Помощь в озеленении участка детского сада, в ремонтных работах, в оформлении детских площадок новыми постройками.

3 блок

Родительские собрания

  1. Общее родительское собрание «План работы ДОУ на 2013-2014 учебный год». Знакомство родителей с проектом (сентябрь 2013 г.).
  2. Групповые родительские собрания «Задачи воспитания и обучения на 2013-2014 учебный год» (октябрь 2013 г.).
  3. Групповые родительские собрания «С любовью к маме» (ноябрь 2013 г.).
  4. «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» (март 2014 г.).
  5. Общее родительское собрание «Итоги работы за учебный год» с отчётом по работе над проектом (май 2014 г.).
  6. Групповые родительские собрания «Вот и стали мы на год взрослей» (май 2014 г.).

4 блок

Работа с педагогами

  1. Консультации, семинары.
  2. Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия с родителями» (декабрь 2013 г.).
  3. Проектная деятельность по работе с родителями в течение учебного года.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный (сентябрь 2013 г.)

Задачи:

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

2 этап – основной(октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

Задачи:

  1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
  2. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.
  3. Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ

3 этап – заключительный(май 2014 г.)

Задачи:

  1. Подведение итогов работы над проектом.
  2. Определение перспектив.

Рабочий план-график реализации проекта

Содержание мероприятий

Ответственные

Подготовительный этап (сентябрь 2013 г.)

  1. Анкетирование родителей «Запросы родителей»

Старший воспитатель

  1. Оформление стендов с наглядной информацией

Воспитатели

  1. Оформление фотоальбомов «Моя семья»

Воспитатели

  1. Оформление фотовыставок «Как мы отдыхали летом»

Воспитатели

  1. Проведение групповых родительских собраний

Старший воспитатель

  1. Составление проектов по работе с родителями в возрастных группах

Воспитатели

Основной этап (октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

  1. Физкультурные досуги в группах в рамках «Недели здоровья» совместно с родителями

Инструктор по физической культуре

  1. Консультация «Современные формы сотрудничества с родителями»

Воспитатель

Шакурова М.М.

  1. Консультация для молодых специалистов «Обеспечение тесного сотрудничества ДОУ с семьей для наиболее эффективного социального развития дошкольника»

Воспитатель

Филиппова Л.И.

  1. Фотовыставки «Хорошо у нас в саду», «Наши домашние питомцы», «По следам новогодних праздников», «Моя бабушка – лучше всех!», «Все профессии хороши – выбирай на вкус!» (профессии родителей)

Воспитатели

  1. Выставки детских рисунков «Мамы глазами детей», «Наши замечательные папы».

Воспитатели

  1. Проведение конкурса «Лучший уголок для родителей»

Старший воспитатель Ятченко О.Н.

  1. Тематический контроль «Организация и проведение родительских собраний»

Старший воспитатель Ятченко О.Н.

  1. Оформление поздравительных стендов ко Дню матери, Новому году, Дню защитника отечества, 8 марта, Дню Победы

Воспитатели

  1. Родительские собрания в группах «С любовью к маме» (к Дню матери), «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»  (с мастер-классами для родителей по декоративно-прикладному творчеству)

Старший воспитатель Ятченко О.Н.

  1.  Выставка детских рисунков и детских работ совместно с родителями «Выходные в семье», «Волшебница зима», «Этот День Победы»

Воспитатели

  1.  Оформление информационных стендов «Физическая культура в семье»

Инструктор по физической культуре Попова М.С.

  1.  Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия с родителями»

Старший воспитатель Ятченко О.Н.

  1. Участие родителей в конкурсах «Лучшее оформление групп к Новому году», «Зимний участок»

Воспитатели

  1.  Выставка новогодних игрушек, украшений «Новогодние самоцветы», сделанных родителями

Воспитатели

  1.  Акции «Спасем ёлочку», «Птичья столовая»

Воспитатели

  1.  Спортивные праздники «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Инструктор по физической культуре Попова М.С.

  1.  Участие в «Лыжне России»

Инструктор по физической культуре Попова М.С.

  1.  «День открытых дверей для родителей» - 12.04.2013 г.

Старший воспитатель Ятченко О.Н.

Заключительный этап (май 2014 г.)

  1.  Подведение итогов работы над проектом (на итоговом педагогическом совете), определение перспектив для дальнейшей работы.

Старший воспитатель О.Н.Ятченко

  1.  Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей работой детского сада»

Старший воспитатель О.Н.Ятченко

  1.  Групповые родительские собрания «Вот и стали мы на год взрослей».

Воспитатели

  1.  Общее родительское собрание «Итоги работы за учебный год». Презентация по работе над проектом.

Старший воспитатель Ятченко О.Н.

  1.  Помощь родителей в озеленении территории детского сада, ремонтных работах, оформлению детских площадок новыми постройками.

Заведующая,

старший воспитатель,

воспитатели.

Ресурсное обеспечение

Ответственные

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1. Старший воспитатель,

Педагоги ДОУ

Автор проекта

Идейные организаторы и исполнители проекта

Организация работы по разработке сценариев, информационная поддержка

2. Родительский коллектив

Подготовка к праздникам; информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации мероприятий

Видео и фотосъемка мероприятий, активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении с детьми

3. Инструктор по физической культуре

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий

Проведение спортивных праздников, развлечений, оформление стендов в приемных.

4. Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников, развлечений

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

5. Учитель-логопед

Методическая поддержка по организации и проведению семинаров-практикумов, консультаций

Проведение семинаров-практикумов для родителей, оформление буклетов, ширм-раскладушек.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей посредством внедрения нетрадиционных форм и разнообразных методов активизации родителей в работе ДОУ.
  3. Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Дальнейшее развитие проекта

Перспективой в реализации  проекта будет служить дальнейшее совершенствование взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями.

Внедрение и апробация нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.

     Результаты проекта, методические разработки конспектов родительских собраний будут представлены на муниципальном, республиканском, российском уровне.

   

Литература:

  1. Агавелян М.Г., Е.Ю.Данилова, О.Г. Чечулина «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». М., «Сфера», 2009 г.
  2. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с  семьей». М., 2002 г.
  3. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в дошкольном образовательном учреждении», Ростов-на- Дону, «Феникс», 2008 г.
  4. Минкевич Л.В. «Тематические педсоветы в дошкольном учреждении». М., 2012 г.
  5. Глебова С.В. «Детский сад и семья – аспекты взаимодействия». «Учитель», Воронеж, 2007 г.
  6. Фалькович Т.А. «Нетрадиционные формы работы с родителями». М., 2005 г.
  7. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей». М., «АРКТИ», 2005 г.
  8. Приложение к журналу «Управление ДОУ»:

- «Социальное партнерство детского сада с родителями» 2013 г.

- «Проекты в работе с семьей» 2012 г.

- «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» 2012 г.

Приложение

Анализ анкетирования родителей

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей  работой МБДОУ №7 и его педагогического коллектива.

В анкетировании приняло участие 95 родителей (71 %).

Наименование вопроса

«Да»

«Нет»

«Пожелания»

Удовлетворены ли Вы материально-техническим оснащением группы (мебель, игрушки, пособия)?

64 %

33 %

3 % - не знаю

Заменить мебель воспитателям

Удовлетворены ли Вы состоянием прогулочного участка группы?

34 %

62 %

Частично 4 %

Понравилось оформление участка после ремонта в 2013 г.

Сыро и грязно весной

Вы в системе получаете информацию

  • О целях и задачах детского сада в области обучения
  • О режиме работы дошкольного учреждения
  • О питании (меню)

97 %

99 %

93 %

3 %

1 %

7 %

Меню совпадает?

Удовлетворены ли Вы организацией досуга для детей в этом учебном году?

93 %

7 %

Мало экскурсий

Удовлетворены ли Вы уровнем воспитательно-образовательной работы в этом учебном году?

99 %

1 %

Хотелось бы доп. занятий

с логопедом и психологом

Удовлетворены ли Вы организацией и проведением утренников в этом году?

98 %

2 %

Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?

 93 %

частично

7 %

Самые лучшие, добрые и отзывчивые педагоги – гр № 4

Имеете ли Вы возможность обсудить вместе с сотрудниками повседневные происшествия в группе, успехи ребенка, дисциплину, питание, состояние здоровья?

92 %

5 %

«частично» – 3%

Посещали ли Вы родительские собрания в этом учебном году?

94 %

6 %

Организуются ли в детском саду совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов?

97 %

3 %

Очень понравились мероприятия, где участвуют дети и родители

Вы удовлетворены работой персонала детского сада?

97 %

3 %

Очень внимательное отношение к детям и родителям

С удовольствием ли Ваш ребенок посещает детский сад?

93 %

7  %

Ваши пожелания на новый учебный год

Процветания, терпения. Новый садик. Почаще привлекать родителей к участию во всех мероприятиях. Больше игрушек детям; больше занятий, экскурсий, праздников. Чтобы дети не спали на раскладушках, и у них была нормальная спальня и спортзал. Так держать! Всего хорошего и наилучшего в новом учебном году. Продолжать также работать с детьми в хорошем настрое. Желаем побольше послушных детей, хотелось бы улучшить площадку около детского сада. Большое и стабильное финансирование. Здоровья, терпения и больших зарплат сотрудникам. Облагородить прогулочный участок, побольше игровых сооружений. Ремонт детского сада и новая площадка. Не хочется менять педагогов. Облагородить детскую площадку, закрыть проезд машин через детскую площадку. Пересмотреть меню. Сделать постройки, завезти песок.

В группе большое количество мальчиков – надо более энергичные, коллективные занятия.

Постройки из снега делать в декабре с приглашением родителей. Привлекать родителей при озеленении и благоустройстве территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"

Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...

"Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении"

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ и педагогов с родителями способствует развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада....

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Организация методической работы с педагогами в образовательной организации»

Предлагаю вашему вниманию свою систему методической работы, которая помогает мне организовывать мероприятия в МБОУ «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» дошкольном отделении де...

Проект на тему: Организация методической работы ДОУ и семьи

Семья- это первый коллектив ребенка, естесственная среда его обитания, со всем многобразием отношений между ее членами, богатсвом и непосредственностью чувтв, обилием форм их проявления- всем тем, что...