Расстройства аутистического спектра (РАС)
консультация

Акименко Алевтина Ивановна

Что таке аутизм, как его распознать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon autizm.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

АУТИЗМ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

АУТИЗМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ПРОЯВИТЬСЯ В ВОЗРАСТЕ 2-3,5 ЛЕТ.

Иногда родители и врачи замечают такие нарушения попозже, в 3-5 лет. У таких детищек нет нарушения речи и слуха. То есть, все, что нужно человеку для общения, развивается вполне нормально. Вот только потребности в общении (самого желания общаться), способности к взаимодействию с другими детьми у детей-аутистов нет, или они очень слабо выражены. Дети со слабым слухом или нарушением речью обычно стараются компенсировать свои недостатки жестами, мимикой. А при аутизме ребенок либо игнорирует попытки завязать с ним контакт, либо вообще избегает ситуаций, где ему приходится общаться.

Если контакт все-таки установлен, то он носит скорее формальный характер.

Диагностировать детский аутизм довольно трудно. Даже опытный специалист должен достаточно наблюдать за ребенком, прежде чем поставить такой диагноз.

На что должны обратить внимание родители?

Например, ребенок не откликается на свое имя притом, что никаких нарушений слуха у него не выявлено. Если ребенок не обращается за помощью, не пытается чем-то поделиться, не старается привлечь Ваше внимание к заинтересовавшему его предмету, это тоже тревожный сигнал для родителей.

Самый первый и главный признак: дети аутисты не удерживают контакт «глаза в глаза». Кроме того, у таких детишек возникают трудности с удержанием внимания.

Но, уважаемые родители, такой диагноз может поставить только высококвалифицированный специалист!!!

Если все-таки такой диагноз Вашему малышу поставили, то Вы должны понимать, что аутизм не пройдет и его не вылечить. Но это не означает, что жизнь кончилась. Напротив, в Ваших силах помочь ребенку.

Как правило, родителей тревожит два главных вопроса: сможет ли ребенок адаптироваться в обществе, и сможет ли он создать семью.

Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть в целом нормальным, хотя отдельные его компоненты дисгармоничны, в других-ребенок может быть умственно отсталым. Среди аутистов встречаются даже одаренные дети. Но во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития.

Аутизм возникает под влиянием разных причин.

Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположенность.

При легких формах аутизма создание семьи – не такая уж нереальная перспектива. И большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.

Если же у ребенка аутизм наблюдается в тяжелой форме, то, скорее всего, он нуждается в постоянной опеке, и тогда создание семьи маловероятно.

Насколько успешной будет социальная адаптация такого ребенка, тоже во многом зависит от выраженности расстройств. Иногда, даже при самой настойчивое работе, родителям в содружестве со специалистами удается добиться лишь умения самостоятельно одеваться, убирать за собой, принимать пищу. В то же время, в мировой практике известно достаточно большое количество случаев, когда люди, страдающие аутизмом, добивались высокого социального статуса и признания. Многие дети-аутисты окончили вузы и успешно работают.

Что делать, если у Вашего ребенка аутизм?

  • Верить в свои силы и запастись терпением;
  • Обратиться к специалистам, которым Вы доверяете. Это могут быть психологи, психиатры, дефектологи, врачи;
  • Коррекционная работа должна быть особенно интенсивной на начальных этапах, поэтому не теряйте времени и начинайте занятия;
  • Коррекционная работа не должна ограничиваться только плановыми занятиями. Целый день Вы можете обучать, направлять своего ребенка;
  • Аутичным детям трудно приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому постарайтесь сделать их максимально одинаковыми дома и в детском саду.

И самое главное помните

 «ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С РОЖДЕНИЯ; ОН ЕЩЕ НЕ ГОВОРИТ, ЕЩЕ НЕ СЛУШАЕТ, НО УЖЕ УЧИТСЯ. ОПЫТ ПРЕДШЕСТВУЕТ ОБУЧЕНИЮ» (Ж.-Ж. Руссо)

Литература:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112с., ил. – (Науч.- попул. мед. литература).
  2. Чуб Н. В. Справочник для родителей. Психология ребенка от А до Я / худ. Е. А. Мартыненко. – Х.: Изд. группа «Основа», 2007. – 160с.-(Серия: «Для заботливых родителей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетн...

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...