Главные вкладки

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
    методическая разработка

    Красильникова Юлия Сергеевна

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    учитель-логопед Красильникова Ю.С.

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

    В настоящее время профессия логопеда становится очень востребованной. Практика показывает, что все больше детей имеют речевые нарушения, причем комбинированные с другими дефектами. Этот факт заставляет искать новые пути коррекционного воздействия, изучать и внедрять новые методы, что позволяет быть в постоянном творческом поиске.

    Изучив ряд научной литературы и интернет ресурсы, я открыла для себя такой метод коррекционного воздействия, как кинезиологические упражнения. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол и Гейл Деннисон.

    Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Данные упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.  

    Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и развивать и исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

    Из большого числа кинезиологических упражнений, в своей работе я использую следующие:

    1. Двигательные упражнения. Позволяют развивать мелкую моторику. Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие. К тому же сочетание этих упражнений с автоматизацией какого-либо звука показывает хорошие результаты.

    • Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося какой-либо звук, слог или слово. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая, например, звук Л (или любой другой звук). Сначала можно проговаривать изолированный звук, потом открытые и закрытые слоги и целые слова. Даже можно подключать проговаривание целых предложений с заданным звуком.
    • Упражнение «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром и прямая ладонь. Это упражнение подойдет как для автоматизации, так и для дифференциации звуков. Для автоматизации звуков можно проговаривать заданный речевой материал, выполняя упражнение сначала правой, потом левой рукой, а потом двумя руками одновременно. При дифференциации звуков, выполняя упражнение правой рукой проговариваем, например, звук [Р], а левой рукой звук [Л]. Также для каждой руки можно определить слова с дифференцируемыми звуками.
    • Зеркальное рисование – это рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричных рисунков или букв. Рисовать можно на бумаге, песке или манке. В подготовительной группе рисовать можно букву и одновременно проговаривать заданный звук. В старшей группе дети рисуют несложные узоры и также проговаривают звуки, слоги, слова. Здесь удачно можно сочетать автоматизацию звука с отработкой мелодико-интонационной стороны речи. Например, ребенок рисует одновременно двумя руками длинную линию и громко говорит звук, потом – короткую линию и тихо произносит звук и т.д. Или ребенок начинает рисовать одной рукой прямую или волнистую линию в нижнем углу и ведет ее в верхний противоположный угол. Соответственно, в нижнем углу ребенок произносит звук тихо и постепенно увеличивает силу голос, вместе с движением руки.

    2. Кинезиологические упражнения для развития дыхания

    Данные упражнения помогают подготовить правильное речевое дыхание для дальнейшей постановки звуков, улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

    • "Задуть свечу". Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
    • "Качание головой". Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.
    • "Дыхание носом". Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
    • "Пловец". Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.

    3. Кинезиологические упражнения для телесной релаксации.

    В своей практике это упражнение я успешно сочетаю с коррекцией нарушений фонематического восприятия.  Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» я дополнила задачей – дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, услышав мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.  Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.

    Данное упражнение можно применять, решая задачи:

    • дифференциация гласных и согласных звуков;
    • дифференциация звонких и глухих согласных звуков;
    • дифференциация твёрдых и мягких слогов;
    • дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д и т.д).

    Исходя из моего опыта работы, могу однозначно сказать, что кинезиологические упражнения способствуют более быстрой автоматизации звуков в речь, улучшают процессы памяти и мышления, совершенствуют графические навыки и зрительно-моторную координацию. Дети становятся  более активны, инициативны, способны к принятию самостоятельных решений. При  наименьших затратах достигается динамика в развитии интеллектуальных способностей через движение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда"

    Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучаю­щая книжка с реалистичными картинками, озвучен...

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

    В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

    Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...

    Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда

    Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО ....

    Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.

            Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...