Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
статья по логопедии

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelygina_a.o.-statya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перелыгина Анна Олеговна,

учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное

Белгородского района

Белгородской области»

E-mail: anna.perelygina.87@mail.ru

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО .

Аннотация. В данной статье автор уделяет внимание применению технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО. Использование данных технологий способствует коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи и обеспечение общего развития детей, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Ключевые слова: логоритмика, ОНР (общее недоразвитие речи) ФФНР (фонетико-фонематического нарушения речи), заикание,  алалия, педагогическая технология.

Дошкольный возраст – является важным периодом в становлении личности ребенка, но без  формирования  чистой  и  правильной  речи  невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим  миром.

В настоящее время  имеется тенденция к возрастанию количества детей  с  речевыми  патологиями.  Педагогов  и  специалистов  все  больше волнует вопрос речевого развития детей.

Эффективным  методом  преодоления  речевых  нарушений  является логопедическая ритмика.  

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов:

  • совершенствование  общей  моторики,  координации  движений,
  • ориентации в пространстве;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • развитие  чувства  музыкального  темпа  и  ритма, певческих способностей;
  •  активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и коррекция их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя:

  • развитие дыхания, голоса;
  • выработку  умеренного  темпа  речи  и  ее  интонационной выразительности;
  • развитие артикуляционной и мимической моторики;
  • координацию речи с движением;
  • воспитание  правильного  звукопроизношения  и  формирование

фонематического слуха.

Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

        Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

        Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Каждое новое слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

        Так же на занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. При помощи движений , мимики, выразительной речи  играющие  передают содержание игры.

        С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

        Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.

        Формы и методы обучения применяемые на занятиях:

  • речевые и ритмические игры;
  • активное слушание;
  • творческие задания, импровизации;
  • выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
  • отработка артикуляционных упражнений;
  • дыхательная гимнастика;
  • фонопедические упражнения;
  • игры на развитие памяти и внимания;
  • пальчиковые игры;
  • театральные этюды.

Четкая , правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.

Логопедическая   ритмика   является   неотъемлемой частью логопедической  коррекции. Она  способствует  преодолению  самых разнообразных  речевых  расстройств:  от  фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР)   до  тяжелых  речевых  дефектов,  таких  как  общее недоразвитие речи (ОНР), заикание и алалия (отсутствие речи). Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
        Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.

Список литературы.

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И.Акатов .- М.: ВЛАДОС, 2003.
  2.  Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб., 1999.
  3. Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - Воронеж, 2003.
  4.  Волкова Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия  - М.: Владос, 2003.