Главные вкладки

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
    статья по логопедии

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perelygina_a.o.-statya.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перелыгина Анна Олеговна,

    учитель-логопед МДОУ

    «Детский сад №17 с. Пушкарное

    Белгородского района

    Белгородской области»

    E-mail: anna.perelygina.87@mail.ru

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО .

    Аннотация. В данной статье автор уделяет внимание применению технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО. Использование данных технологий способствует коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи и обеспечение общего развития детей, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.

    Ключевые слова: логоритмика, ОНР (общее недоразвитие речи) ФФНР (фонетико-фонематического нарушения речи), заикание,  алалия, педагогическая технология.

    Дошкольный возраст – является важным периодом в становлении личности ребенка, но без  формирования  чистой  и  правильной  речи  невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим  миром.

    В настоящее время  имеется тенденция к возрастанию количества детей  с  речевыми  патологиями.  Педагогов  и  специалистов  все  больше волнует вопрос речевого развития детей.

    Эффективным  методом  преодоления  речевых  нарушений  является логопедическая ритмика.  

    Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.

    Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

    Первое предусматривает развитие неречевых процессов:

    • совершенствование  общей  моторики,  координации  движений,
    • ориентации в пространстве;
    • регуляция мышечного тонуса;
    • развитие  чувства  музыкального  темпа  и  ритма, певческих способностей;
    •  активизация всех видов внимания и памяти.

    Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и коррекция их речевых нарушений.

    Эта работа включает в себя:

    • развитие дыхания, голоса;
    • выработку  умеренного  темпа  речи  и  ее  интонационной выразительности;
    • развитие артикуляционной и мимической моторики;
    • координацию речи с движением;
    • воспитание  правильного  звукопроизношения  и  формирование

    фонематического слуха.

    Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

            Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

            Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Каждое новое слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

            Так же на занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. При помощи движений , мимики, выразительной речи  играющие  передают содержание игры.

            С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

            Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.

            Формы и методы обучения применяемые на занятиях:

    • речевые и ритмические игры;
    • активное слушание;
    • творческие задания, импровизации;
    • выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
    • отработка артикуляционных упражнений;
    • дыхательная гимнастика;
    • фонопедические упражнения;
    • игры на развитие памяти и внимания;
    • пальчиковые игры;
    • театральные этюды.

    Четкая , правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.

    Логопедическая   ритмика   является   неотъемлемой частью логопедической  коррекции. Она  способствует  преодолению  самых разнообразных  речевых  расстройств:  от  фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР)   до  тяжелых  речевых  дефектов,  таких  как  общее недоразвитие речи (ОНР), заикание и алалия (отсутствие речи). Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
            Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.

    Список литературы.

    1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И.Акатов .- М.: ВЛАДОС, 2003.
    2.  Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб., 1999.
    3. Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - Воронеж, 2003.
    4.  Волкова Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия  - М.: Владос, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда

    Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...

    Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.

            Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...

    Консультация для родителей Использование Су-джок терапииии в здоровьезбережении и коррекционной работе учителя-логопед

    Познакомить родителей  с Су-Джок терапией, использование её в коррекционной работе...

    Использование лэпбука «Путешествие в мир сказок» в коррекционной работе учителя-логопеда

    В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития.   Особое внимание следует обратить на то, что сказ...

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

    Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

    Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

    16.09.2020 Инновационные современные логопедические технологии / Трейнеры и вестибулярные пластинки в коррекционной работе учителя-логопеда/

    Использование средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, которая помогает логопеду в профилактике и исправлении произносительных речевых нарушений  у детей...