Использование нейрофизиологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_shiryaeva_n.g.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом

Тема по самообразованию

Использование нейрофизиологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы в современных условиях учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания  из смежной профессиональной области нейрофизиологии.

Нейрофизиология – это изучение взаимодействия нейронов. Это раздел физиологии и неврологии, который фокусируется на функционировании нервной системы.

Нейрофизиологические упражнения – это комплекс упражнений, направленных на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических упражнений.

В 2021-22 учебном году свою коррекционную работу по воспитанию правильного звукопроизношения у дошкольников построила в соответствии с новейшими разработками научной и практической логопедии. Организационный – подготовительный этап к постановке звука включал традиционную логопедическую работу:

-Развитие фонематического восприятия /игры «Поймай звук», «Ловишки», «Хлопай, когда услышишь правильное слово» и др.

- Специфическая артикуляционная гимнастика

- Развитие речевого дыхания/ вдох через нос-выдох через рот – упражнение «Поезд едет и выпускает пар»/

- Развитие мелкой моторики

Вот этому пункту отводилось пристальное внимание. На логопедических занятиях детям в течение двух месяцев в виде нового материала были даны три комплекса специально подобранных упражнений, которые отрабатывались дополнительно воспитателем в группе и родителями дома. Данные комплексы были выучены с детьми до автоматизма.

Далее шла логопедическая работа по  постановке звука и вот мы подошли к автоматизации. Это монотонный, требующий огромного терпения, выдержки и материальных затрат этап /изготовление игр и пособий/. И зачастую этот этап проходит успешно только в кабинете логопеда, на логопедических занятиях. В обычной же, в повседневной жизни ребёнок упускает воспитываемый логопедом звук. Забывает о неи, он же не на занятии. А это говорит о потерянном впустую времени.

В целях продуктивности логопедической работы при автоматизации изучаемого звука в коррекционную работу мною были включены нейрофизиологические упражнения.

Представляю Вам фрагмент занятия.

Старшая группа. Подгрупповое занятие.

Тема: «Автоматизация изолированного звука ш с использованием нейрофизиологических упражнений»

Цель: воспитание изолированного звука ш

Оборудование: зеркало, индивидуальная тетрадь, фишки

Ход занятия

1.Организационный момент

- Сейчас мы покажем, как работают наши ушки, язык и губки, пальчики и носик. Те ребята, которые будут стараться, получат фишки и наклейку.

2.Основная часть

1.Развитие фонематического восприятия Игра «Поймай звук змейки – ш

-Хлопните, когда услышите звук змейки шшш

Звуки: ш, а, ш, у, х, ф, ш, с,ш,с,ш

Фишки

2.Артикуляционная гимнастика – упр бегемот, Окошко, Тесто, Парус, Вкусное варенье, Чашка

по индивидуальной тетради, фишки

3.Дыхательная гимнастика – упр «Поезд едет и выпускает пар» - вдох через нос, выдох со звуком т через рот на тыльную сторону ладони

4.Закрепление изолированного звука ш – Чашка, Окошко, вдох – ш Проверка индивидуального произношения звука

5.Комплекс нейрофизиологических упражнений

Кулачок Колечки Обведи ладонь Фонарики Блины Кошка Зайчик Песенка змейки Фортепиано

3.Итог – подсчет фишек, уборка стола, стимулирование

Самоанализ занятия

Уважаемые коллеги! Вы наглядно увидели приемы логопедической работы с использованием нейрофизиологических упражнений, которые являются не просто необходимыми, базовыми при автоматизации  звука, но и «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО ....

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...

"Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда"

Актуальность кинезиологических упражнений  обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия....

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...