Консультация «Поддержка индивидуальности и инициативности дошкольников»
консультация

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поддержка индивидуальности и инициативности дошкольников»

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность.

В научной литературе понятия инициативности, индивидуальности означают следующее: 

  • инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни;
  • индивидуальность – уникальность, своеобразие, особенности отличающая одну личность от другого.
  • Подрастешь – узнаешь
  • Спроси у родителей
  • Мне некогда
  • Сделаем завтра
  • Давай потом
  • Сделай как я
  • У тебя не как у всех
  • У тебя как всегда
  • Ты неисправим
  • Не мешай
  • Не трогай
  • Отстань
  • Ты еще маленький
  • Я не нужен
  • Обидно
  • Она вредная и жадная
  • Родители все знают, а она не знает
  • На меня нет времени
  • Меня не ценят
  • Я безрукий
  • Я разочарован в себе
  • Ничего не изменится

  • Попробуй
  • У тебя получится
  • Я в тебя верю
  • Давай вместе
  • Помоги мне
  • А как ты считаешь?
  • Тебе это нравится?
  • А как бы ты сделал, сказал?
  • Научи другого
  • Сегодня… чем вчера у тебя
  • Посмотрите, что придумал..
  • Какой ты сегодня…
  • Я смогу, в меня верят
  • Мне помогут
  • Со мной хотят проводить время, я интересен
  • Я умею, знаю, нужен
  • Мое мнение хотят услышать
  • Я смогу
  • Меня признают
  • Меня видят

Цель, виды инициатив.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Ряд фраз педагога, которые будут способствовать развитию и регрессии способностей ребенка (общение педагог – ребенок):

Вопрос, как организовать методическую работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей. Во ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:

  • организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
  • создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;
  • создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;
  • оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.


Как это возможно? (Поддерживать инициативу)

  • Технология «Групповой сбор» («Утренний сбор»)
  • Наличие совместно разработанных правил группы
  • Голосование за тему
  • Клубный час Н.П. Гришаевой (и другие ее технологии) Формируется умение планировать свои действия и оценивать их результаты; Данная технология способствует приобретению жизненного опыта, необходимого для самоопределения и саморегуляции. Воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим; Формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих и с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

  • «Модель трех вопросов» Л.Свирской. У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. «Модель трех вопросов» – уникальная методика. Цель использования модели «Трех вопросов» – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
  • Доски выбора (мой выбор = моя ответственность) Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы. Как работать с «Доской выбора». Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака, дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
  • Четкая локализация центров активности
  • Время на свободную деятельность
  • Отсутствие жесткой границы «занятия» - где деятельность может быть закончена

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поддержка индивидуальности и инициативности дошкольников» Воспитатель: Нечаева Н.С.

Слайд 2

Понятия Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни; И ндивидуальность – уникальность, своеобразие, особенности отличающая одну личность от другого.

Слайд 3

Цель: Воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Слайд 4

Виды инициатив:

Слайд 5

Общение педагог-ребенок Не развивающие Что транслируем? Я не нужен Обидно Она вредная и жадная Родители все знают, а она не знает На меня нет времени Меня не ценят Я безрукий Я разочарован в себе Ничего не изменится Подрастешь – узнаешь Спроси у родителей Мне некогда Сделаем завтра Давай потом Сделай как я У тебя не как у всех У тебя как всегда Ты неисправим Не мешай Не трогай Отстань Ты еще маленький

Слайд 6

Общение педагог-ребенок Развивающие Попробуй У тебя получится Я в тебя верю Давай вместе Помоги мне А как ты считаешь? Тебе это нравится? А как бы ты сделал, сказал? Научи другого Сегодня… чем вчера у тебя Посмотрите, что придумал.. Какой ты сегодня… Что транслируем? Я смогу, в меня верят Мне помогут Со мной хотят проводить время, я интересен Я умею, знаю, нужен Мое мнение хотят услышать Я смогу Меня признают Меня видят

Слайд 7

Направления индивидуализации образовательного процесса : Организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников; Создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства; Создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности; Оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность .

Слайд 8

«Групповой сбор» («Утренний сбор»)

Слайд 9

Голосование за тему

Слайд 10

Клубный час Н.П. Гришаевой

Слайд 11

«Модель трех вопросов» Л.Свирской

Слайд 13

Доски выбора

Слайд 14

Индивидуальность и инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".

Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...

Сообщение из опыта работы "Технологии поддержки индивидуальности и инициативности детей в творческой игре"

Из сообщения вы узнаете, какие функции имеет игровая технология, как поддерживается иннициативность детей....

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Доклад "Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»

1Доклад на тему «Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание современных образовательных условий"

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...