Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
статья

Банина Елена Владимировна

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать  конструирование, моделирование  проектирование и робототехника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_doklad_ispr.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

Педагогический опыт по теме:

««STEAM-технология,

новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

Банина Е.В., воспитатель

первой квалификационной категории

г. Райчихинск

2020г.

Актуальность представленного опыта

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать  конструирование, моделирование  проектирование и робототехника.

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.

Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: 

S – science, (естественные науки)

–technology, (технология)

E – engineering, (инженерное искусство)

A – art, (творчество)

M – mathematics (математика).

Ведущая составляющая STEАM обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. 

Направление реализации представленного опыта: повышение качества образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов современных методик детского исследования, которые характеризуются структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками, отражающейся в образовательной модели STEAM.

Преимущество STEAM технологий:

  • Развивают любознательность.
  • Помогают выработать инженерные навыки.
  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных  мероприятий.
  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Целью педагогического опыта является развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях применения STEАM-технологии в образовательной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

1. Изменить концепцию подхода к построению занятий.

2.Осуществлять дифференцированный подход при проектировании образовательной деятельности.

3.Усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группового помещения для активизации исследовательского поведения воспитанников.

4.Освоить технику поддержания интереса воспитанников к проблеме эксперимента.

В первую очередь были определены необходимые условия для проведения работы с детьми:

1. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

2. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

3. Определение основных форм работы с детьми.

4. Разработка алгоритма внедрения STEАM технологии в образовательную деятельность.

Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строится исходя из следующих принципов:

1. Принцип научности;

2. Принцип целостности;

3. Принцип систематичности и последовательности;

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

5. Принцип доступности;

6. Принцип активного обучения;

7. Принцип креативности;

8. Принцип результативности.

Для успешной реализации данного опыта применяем парциальную модульную программу «STEM-образование детей дошкольного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.). 

Программа имеет несколько модулей:

  1. Дидактическая система Ф. Фрёбеля включает в себя:

- экспериментирование с предметами окружающего мира;

-освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- освоение пространственных отношений;

 - конструирование в различных ракурсах и проекциях.

2. Экспериментирование с живой и неживой природой включает:

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания.

3. LEGO-конструирование развивает:

-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

4. Математический модуль - это комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

5. Робототехника включает:

- развитие логики и алгоритмического мышления;

- формирование основ программирования;

- развитие способностей к планированию, моделированию;

- обработка информации;

- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

6. Мультистудия «Я творю мир» предполагает:

- освоение информационно-коммуникационных, цифровых и медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Погружение в STEAM-среду начали в средней группе с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретали элементарные технические навыки и умения, знакомились с принципами инженерии.

В 2019-2020 учебном году работа с воспитанниками старшей группы осуществляется по 4 модулям (Дидактическая система Ф. Фрёбеля,  экспериментирование с живой и неживой природой, LEGO-конструирование, математическое развитие).

В подготовительной группе планируем разработать и апробировать материал по остальным двум модулям (робототехника, мультистудия).

Применение STEAM-технологий невозможно без практического материала. В работе с детьми используем различных строительные наборы, конструкторы LEGO, математические игры, наборы для исследования которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству.

В группе созданы тематические уголки: «Математический калейдоскоп», «Юные исследователи», «Инженерики», «Лего-мир».

Для дошкольников составлены методические разработки: «Лего-мир»,  «Умники и умницы», реализующее образовательный модуль «Математика».

Стараюсь использовать STEАM – технологию в любой образовательной деятельности. Например, при моделировании ситуации по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге. Дети выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, рассказывают, что они встречают на пути, какие пешеходные знаки стоят. Другой пример – квест-игра «В поисках клада». Дети любят разгадывать тайны, идти к цели выполняя логические задания, математические задачи и получить в результате желанный приз.

Опытно-экспериментальная деятельность по проекту «Юный исследователь» не только позволяет дошкольникам познавать окружающий мир, но и развивает и элементарные математические навыки - одну из составляющих STEM-системы. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Так в декабре  успешно прошла «Неделя Почемучкина», где дети приняли участие в опытно-экспериментальной деятельности. Экспериментируя с предметами, ребята узнали об истории и свойствах бумаги, совершили путешествие в мир стеклянных предметов, узнали, что такое легкая пластмасса и ткань. Работа с каждым из объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и их свойства. 

На базе нашего ДОУ ежегодно проходит исследовательская конференция среди дошколят «Юный исследователь», где мои воспитанники учатся защищать свои небольшие исследовательские проекты («Травянчик», «Как быстро вырастить лук» и др).

Для систематизации работы по формированию элементарных математических представлений детей среднего возраста сформирована картотека дидактических игр «Дары Фрёбеля».

Особое внимание уделяю работе с родителями. Для совместного развития предпосылок инженерного мышления подготавливаю консультации и рекомендации по организации совместных игр в домашних условиях на развитие логического и математического мышления. В рамках работы образовательного модуля «Математическое развитие» прошел семинар-практикум для родителей «Путешествие в страну математики», где родители на практике упражнялись в применении игровых приемов. 

По результатам анкетирования родителей отмечено, что 48% детей придумывают фантастические постройки из ЛЕГО конструктора, 32% детей увлечены логическими играми. 80% родителей отметили, что приобретают игры на развитие инженерного мышления, пользуясь советами педагогов.

Опыт работы показывает, что чем теснее взаимосвязь с родителями, тем больше успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, его достижения доводятся до сведения родителей, благодаря чему ребенок получает поддержку, похвалу от них, что важно для развития его уверенности, успешности.

Результативные параметры.

        Добилась я положительных результатов? Да! Итоговые результаты на каждом возрастном уровне показывают положительную динамику.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют игры с конструкторами и логические игры.

Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием STЕAM технологий.

Критерии оценки предпосылок развития инженерного мышления детей дошкольного возраста и показатели уровня их сформированности на  сентябрь 2019г. и на март 2020г. показали, следующие результаты представленные в таблице:

Критерий

Сентябрь 2019г.

Март 2020г.

В.у.

С.у.

Н.у.

В.у.

С.у.

Н.у.

1

Интерес к конструированию

65%

35%

0

80%

20%

0

2

Способности и умения конструировать

33%

59%

8%

48%

50%

2%

3

Развитие конструктивных, математических, логических способностей

30%

62%

8%

40%

56%

4%

4

Ориентация пространства

58%

42%

0

62%

38%

0

5

Развитие речи

35%

57%

8%

49%

49%

2%

Анализ результатов показал, что на 15% у детей повысился интерес к конструированию, улучшились умения строить постройки и зарисовывать их схематично. На 4% улучшились показатели по ориентировке в пространстве. На 14% повысился высокий уровень развития речи. Дети правильно называют конструкторы, их детали, придумывают сказки по изготовленным моделям.

 Результаты наблюдения показали, что критерием сформированности уровня инженерного мышления дошкольников в условиях применения STEM-подхода является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего познавательную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

      Формы распространения опыта: проведение педагогических мастерских в детском саду, совместных мероприятий  с участием детей и родителей, рекомендации (памятки, буклеты) для родителей и педагогов. Делюсь опытом с педагогами и родителями на своем сайте https://nsportal.ru/banina-elena-vladimirovna

        2019г. – провела мастер-класс для педагогов «Игры на развитие предпосылок инженерного мышления». 2020 г. - показ открытого мероприятия в старшей группе «Построим город для ЛЕГО-человечков», выступление на педагогическом совете по теме «Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников».

Как писал в своей книге «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский: «В окружающем мире – тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки». Умение мыслить логично, делать умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение с определенными правилами – необходимое условие успешного развития детей в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...

Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения....

Семинар «СТЕМ-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: расширить знания педагогов по внедрению СТЕМ-технологий в ДОУФорма проведения: дистанционное (сделана рассылка на презентацию).План работы.1. История STEM.2. Особенности STEM, преимущества STEM ...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

STEM – технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

использование STEM - технологии в образовательном процессе...

STEAM- технологии, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

laquo;Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леон...