Использование приёмов ТРИЗ, как способ развития творческих способностей детей
методическая разработка (старшая группа)

Карявка Анастасия Александровна

Мастер класс для педагогов "Использование приёмов ТРИЗ, как способ развития творческих способностей детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_-_klass_triz.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Карявка А.А.

Здравствуйте уважаемые участники. Очень рада приветствовать вас на моём мастер-классе. Сегодня я проведу для вас мастер-класс по теме:

Использование приёмов ТРИЗ, как способ развития творческих способностей детей.

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.

Генрих Саулович Альтшуллер

Актуальность

Учитывая требования ФГОС в современном дошкольном образовании изменились целевые ориентиры, т.е. у дошкольников необходимо поддерживать инициативу и развивать самостоятельность и творчество. А основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, следовательно, мы должны обучать играя.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является теория решения изобретательских задач, сокращённо ТРИЗ основанная изобретателем, писателем - фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Ещё в 80х годах ТРИЗ была адаптирована на дошкольные учреждения, но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

Цель мастер - класса: Познакомить с использованием пособия «Волшебные кольца Луллия» (технология ТРИЗ).

Задачи мастер - класса:

1. Организовать работу с участниками мастер-класса по ознакомлению с «Волшебными кольцами Луллия».

2. Обосновать ценность использования игр с кольцами Луллия в работе с детьми разного возраста.

Основными методами в технологии ТРИЗ являются:

Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Обучающиеся стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов.

Противоречия. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.

Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

"Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям.

Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

Системный анализ.

Более подробно остановимся на одном из методов системного анализа «Волшебные кольца Луллия» 

Основателем данного метода является…

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов - это что-то вроде компьютера, только для слов. Данное пособие очень просто в использовании, а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Сейчас мы с вами поиграем с данным пособием.

Итак, для моего мастер класса необходимо 4 участника. Присаживайтесь за стол. Вам необходимо разделиться на 2 подгруппы. Вы будете работать с  Волшебными Кольцами Луллия состоящими из 3х колец, а вы с пособием из 2х колец. Каждому из вас я дам индивидуальное задание.

  • 1-й: «Найди реальное сочетание». Вам необходимо подобрать реальное сочетание картинок, т.е. к профессии подобрать подходящий атрибут и спецодежду. И составить предложения или небольшой рассказ, объединяющий эти объекты.
  • 2-й: «Объясни необычное сочетание». Вам необходимо сделать случайный выбор при раскручивании кругов и постараться как можно достовернее объяснить необычность их взаимодействия.
  • 3-й: «Чем похожи, а чем отличаются». Вам необходимо сделать случайный выбор при раскручивании кругов и постараться назвать, чем похожи данные животные, а чем отличаются.
  • 4-й: «Придумай историю». Вам необходимо сделать случайный выбор при раскручивании кругов и постараться объяснить, как взрослое животное одного вида будет воспитывать детёныша другого вида. Чему оно его научит?

Одной из основных задач ТРИЗ является находить противоречия. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо» Вам необходимо будет отвечать на вопрос – противоречие, и передавать микрофон следующему участнику.

Мы сегодня собрались на мастер – классе, почему это хорошо?

…….. Поэтому, давайте чаще посещать мастер-классы, чтобы узнать что-то новое и полезное.

Итак, я вижу, что участницы готовы.

Представьте, пожалуйста, результат первого реального сочетания профессии. Хорошо, всё правильно выбрали.

Теперь вы расскажите, пожалуйста необычное сочетание профессии и атрибутов. Замечательно, очень интересный выбор.

… (имя человека), теперь вы расскажите, чем похожи и чем отличаются друг от друга данные животные. Хорошо, детям в старшей группе тоже очень нравится играть в данную игру.

Ну и ваша история как будет взрослое животное одного вида  воспитывать детёныша другого вида. Чему оно его научит?

В данной игре не бывает правильных или не правильных ответов, дети придумывают всевозможные истории, развивая своё воображение, фантазию и используют своё творческое мышление. С помощью данного пособия можно изучать что-то новое, закреплять уже имеющиеся знания, обогащать словарный запас. Дети учатся не бояться отвечать на вопросы и придумывать необычные сюжеты.

Также с данными пособиями можно играть в другие игры: На слайде можно увидеть фотографии как дети в нашем д/саду играют самостоятельно в свободной деятельности. Чей малыш – это для младшей группы, Подбери место обитания и др.

Но также, подобные игры можно организовывать и, не имея данного пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти  всех. Встать в круг. Сейчас начиная от меня по часовой стрелке через одного сделаем шаг вперёд. У нас получилось 2 круга. Сейчас я вам раздам карточки.

- Кто образует внутренний круг поверните карточки с изображением цвета к соседу из внешнего круга.

- А кто образует внешний круг поверните карточки с изображением геометрической фигуры к соседу из внутреннего круга.

Внутренний круг идёт по часовой стрелке, а внешний против часовой до тех пор, пока я не проговорю слова:

Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что мы сейчас покажем,

Будем дружно называть.

Когда слова закончились кто напротив кого остановился называют какое сочетание получилось, так несколько раз.

А теперь переверните свои карточки, во внутреннем круге теперь различные предметы, во внешнем, сказочные персонажи. Идём точно так же по кругу, пока я проговариваю слова. Когда слова закончатся – останавливаемся и пытаемся объяснить необычное сочетание сказочного героя и предмета в виде сказки или истории.

Спасибо что вышли и поиграли вместе с нами. Давайте пожалуйста карточки, присаживайтесь на свои места.

Вывод:

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Творчество даёт ребёнку:

- возможность проявить себя.

- стремление получать новую информацию об окружающем.

- возможность созидать, творить.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

Способствует развитию аналитических способностей.

Таким образом,  рассмотрев конкретный метод  «Волшебные Кольца Луллия» я могу сделать вывод, что данный метод соответствует ФГОС дошкольного образования и вполне успешно может применяться в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  ...

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Целью ТРИЗ - педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретитьс...

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Актуальность, основные методы и приемы, их описание, примеры использования, этапы работы с элементами ТРИЗ....

Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."

Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проект «Создание новогодних украшений с использованием техники моделирования 3D ручкой, как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Проект«Создание новогодних украшенийс использованием техники моделирования 3D ручкой,как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»....