Проект "Кукла"
рабочая программа (средняя группа)

Сергеева Екатерина Андреевна

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности  присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.

     Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свернутой форме» передается состояние современной культуры.  С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Одной  из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.

     Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Являюсь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем облике самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla.docx160.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад № 42»

Проект

«Развитие интереса дошкольников к игре посредством знакомства с народной куклой»

                                                     Разработала: воспитатель

                                 Сергеева Е.А.

МБДОУ «ЦРР - Детский Сад № 42»

Бийск

ТЕМА: «Развитие интереса дошкольников к игре посредством знакомства с народной куклой».

Классификация проекта

Тип проекта – Информационно-творческий

Вид проекта – групповой

По продолжительности – долгосрочный

Участники проекта – дети, воспитатели, родители воспитанников

Возраст участников – 4-5 лет

Срок реализации – 2 года

Актуальность

     Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности  присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.

     Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свернутой форме» передается состояние современной культуры.  С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Одной  из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.

     Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Являюсь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем облике самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

     

Цель: Формирование у детей интереса  к кукле, как к предмету народно-прикладного творчества, приобщение к традициям этнографической культуры через использование элементов музейной педагогики.

Задачи:

                1. Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

                2. Изучить виды кукол.

                3. Изучить технологию изготовления народных кукол.

                4. Изготовить обереговых и игровых кукол.

Идея проекта: интерес детей к народной кукле.

Проблема: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Методы и приемы:

     - игровой метод;

     - метод обследования;

     - наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток);

     - словесный (беседа, использование художественного слова);

     - практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных материалов);

     - метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Формы работы:

     - беседа;

     - рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

     - выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;

     - экспериментирование с различными художественными материалами;

     - сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

     - художественное слово.

Принципы проекта:

     - принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество  и взрослых, и дошкольника;

     - принцип успешности - дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

Содержание проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

1.Беседа. Воспитатель формулирует проблему: «Карандашкин подарил нам куклу и предложил открыть выставку кукол. Для этого необходимо много кукол. Где же их взять? Давайте сделаем их сами!...» интерес к русской народной кукле.

2.Помогает определить из чего и как делаются такие куклы.

3.Предлагает поискать материал для кукол, дома с родителями (кусочки различных тканей).

1.Принимают задачи проекта.

2.Вместе с родителями участвуют в сборе материала для кукол.

Организация работы над проектом

1.Составляет план действий – алгоритм.

2.Систематизирует информацию через беседу.

1.Изучают алгоритм действий.

2.Систематизируют информацию.

Практическая деятельность по решению проблемы

1.Организует работу над проектом по плану:

- рассматривание и сортировка лоскутков по цвету и фактуре.

Цель: Формировать у детей представление о различных тканях, их цвете, фактуре (мягкая, твердая, тонкая, плотная, гладкая, ворсистая).

Развивать умение группировать лоскутки, выделяя признак – цвет.

Воспитывать аккуратность.

- беседа «Как выглядели куклы раньше».

Цель: Формировать представление детей о куклах.

- аппликация «Узоры»

Цель: учит выкладывать из геометрических фигур (круг, овал, треугольник) узор, наклеивать основные и дополнительные детали. Развивать умение правильно подбирать фигуры по форме и цвету, наклеивать аккуратно.

- выставка детско-родительских работ.

Цель: Закрепить умение создавать из лоскутков задуманные образы. Развивать заинтересованность родителей в более тесном общении со своими детьми, для создания партнерских, доверительных отношений между ними. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

1.Выполняют сортировку материала по цвету, по фактуре.

2.Отбирают необходимый материал для своей работы.

3.Изготавливают кукол; затем делают вывод о завершении работы над куклами.

4.Дают имена куклам.

5.Принимают участие в организации выставки.

6.Изготавливают кукол дома с родителями, выступая как мастера-консультанты.

Заключительный

Путешествие в прошлое куклы

1.Приходит на помощь в случае затруднений.

2.Помогает сделать вывод о выполнении задач и решении проблемы проекта.

Обсуждение нового проекта

1.Постановка новой проблемы – создание музея кукол.

1.Пытаются определить цель нового проекта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
  2. Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
  3. Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
  4. Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
  5. Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол
  6. Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы
  7. Провести консультацию для родителей на тему работы над проектом (темы консультаций «Альтернатива Барби», «Мужская игрушка?»)

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

Работа с детьми:

  1. Беседа «Мои любимые игры и игрушки»
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?»,  «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки».
  3. Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
  4. Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
  5. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»;  «Мартинички», «Подорожница»,  «Кувадка», «Параскева»
  6. Чтение художественной литературы: «М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек»
  7. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
  8. Продуктивная деятельность детей :рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»;изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка».
  9. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
  10.  Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями:

  1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
  2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).
  3. Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».
  4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

        Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

        В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:

  • принцип доступности изучаемого материала;
  • принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
  • принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
  • принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

        Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной славянской куклы.

        Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд. Содержание проекта базируется на:

  • русском народном фольклоре: сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках, народных мелодиях и песнях, введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.

        Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному В течение первого полугодия воспитанники знакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; учатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей расширяются представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.

План

работы по приобщению детей к народной культуре

Народные праздники и календарь изготовления кукол

Неделя

Темы по проекту

Народные игрушки

сентябрь

(2 неделя)

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?» 

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

  • Беседы об истории возникновения тряпичной куклы .
  • Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная. Рисование своей любимой игрушки.
  • Рассказ о народных праздниках и приметах.
  • Беседа о русских мастерах, создающих предметы декоративно-прикладного искусства .

Кукла Крупеничка.

сентябрь

(4 неделя)

«История народной куклы. Кукла Крупеничка»

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой .

  • Рассказ о назначении кукол: игровые, обереговые, обрядовые.
  • Знакомство с куклой Крупеничкой, её назначением и особенностями.
  • Просмотр видеофильма "Русские тряпичные куклы".
  • Чтение стихотворения М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.
  • Просмотр альбома «Народные промыслы на Руси»

Праздник Покров.

октябрь

«Осенние народные праздники и традиции. Покров»

Цель: Знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.

  • Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси..
  • .Обследование игрушек, определение материалов, из которых они изготовлены
  • Рассказ о кукле Десятиручке.
  • Заучивание пословиц о семье.
  • Обучение детей народной игре-хороводу «Шел король по лесу»

Кукла Неразлучники

октябрь

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники»

Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

  • Беседа о свадебных обрядах на Руси.
  • Рассматривание образцов кукол.
  • Обследование способа изготовления и материалов.
  • Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
  • Художественное творчество "Украшение для куклы".
  • Русская народная игра –хоровод «Шёл король по лесу».

Кукла Кувадка

ноябрь

«Обрядовые куклы. Кукла Кувадка»

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады

  • Рассматривание образцов кукол.
  • Обследование способа изготовления и материалов.
  • Совместное поэтапное изготовление куклы Кувадки
  • Заучивание колыбельной песни:"Люли-люли,люленьки"

Зимние праздники

декабрь

(2 неделя

«Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель:. Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».

  • Рассказы о жизни , занятиях и играх детей на Руси.
  • Беседа об игровых куклах.
  • Обследование способа изготовления и материалов.
  • Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
  • Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".
  • Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Рождество.

Коляда.

январь

«Куклы Коляда и ангелочек» .

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда иангелочек.

  • Беседа об обрядовых куклах Коляда и ангелок.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».
  • Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».
  • Разучивание колядок, слушание народных мелодий.

Масленица.

февраль

Обереговая кукла Масленица.

Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение .

  • Беседа о куклах- оберегах, о назначении куклы Масленица.
  • Дидактические игры и упражнения: «Найди пару».
  • Обучение хороводной игре"Гори-гори ясно".
  • Слушание народных мелодий в записи
  • Изготовление совместно с детьми куклы - оберега Масленица.

Веснянка. Куклы

Мартинички.

март

«Куклы Мартинички»

Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.

  • Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
  • Слушание народных мелодий «Коробейники», «Калинка».
  • Дидактические игры и упражнения: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор»

Кукла Берегиня

Апрель

«Кукла Берегиня»

Цель: Дать понятие об обереговой кукле Берегине и способе её изготовления.

  • Беседа о куклах-оберегах .
  • Чтение сказки «Василиса Прекрасная».
  • Показ способа изготовления куклы - столбушки
  • Поэтапное изготовление куклы Берегини совместно с детьми.
  • Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.

Кукла «Пасха»

Апрель

«Кукла «Пасха»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.

  • Беседа «Как отмечают праздник Пасхи».
  • Раскрашивание яиц «Писанки»
  • Знакомство с пасхальной куклой, изготовление куклы.

май

«Обережье» (итоговое игровое занятие)


Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

  • Рассказы детей о куклах- оберегах.
  • Экскурсия по мини-музею «Народной куклы»

( экскурсоводы – дети).

Предполагаемый результат: 

У дошкольников:

  • расширятся представления о русских народных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей:

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • повысится статус группы
  • пополнится предметно — развивающая среда
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

  • родители станут активными помощниками в жизни группы
  • отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

Приложение

Комплексное занятие в группе

«Путешествие в прошлое куклы»

Цель:

- развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;

- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать…

- развивать мелкую моторику рук.

- научится изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.

Ход ООД

Воспитатель: Вот мы опять собрались в нашей избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

Дети: кукла.

Воспитатель: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)

Далее воспитатель спрашивает детей:

- Зачем нам нужна кукла?

- Из каких частей состоит?

- С кем можно сравнить куклу?

- Из какого материала сделана кукла?

Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем ей колыбельную.

 Дети:       « Ай качи, качи, качи

                 Прилетели к нам грачи.

                 Птицы сели на ворота.

                 А ворота скрип, скрип,

                 Наша деточка спит, спит»

Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.

(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой (показывает).

- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?

Дети отвечают на вопросы.

 - Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка).  Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.

Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?

Воспитатель (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)

- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….

- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)

- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).

- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…

- Ну а теперь давайте поиграем.

Игра на словообразование «Какая кукла»

Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла? Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и катит мяч обратно.

 Кукла из дерева – деревянная,

 Кукла из соломы – соломенная,

Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная,…

На фланелеграф вывешиваются мнемотаблицы

глинаjpgдерево

соломеннаяjpgтряпичн

Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.

Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы), веревочки. куклы пеленашка

Воспитатель: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани (показывает).  Прямоугольный  туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…

Изготовление детьми Пеленашки.

Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем.

Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.

 Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку.  Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

Литература

  1. Малышева А.Н., работа с тканью. Старшая и подготовительная группа/ Художники Н.И. Витковская, В.Н. Куров. – Ярославль, 2001 – 96с.
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6, июнь 2008 – 80с.
  3. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб, 1998 – 304с.
  4. Евдокимова Е.С. технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.