Консультация для педагогов ДОУ "Формирование социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством игры"
консультация

Тезикова Светлана Александровна

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому перед воспитателем стоит задача научить детей общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. В статье предложены игры на развитие у дошкольников социально-коммуникативных умений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

      Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

      Это актуализируется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в образовательной области «социально – коммуникативное развитие» дошкольников, а именно: «социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действии; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками».

      В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.

        Поэтому перед воспитателем стоит задача научить дошкольника общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. А в развитии сферы общения ведущую роль играют коммуникативные умения.

     Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизнь самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

     Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.), не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

       В дошкольном возрасте главное значение среди всех видов активности ребенка приобретает игра. Игровая деятельность является эффективным средством развития коммуникативных умений. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношений детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоции: грубость, зависти, несправедливости, отчуждению.

        В любом игровом взаимодействии с ребёнком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнером, соучастником, организатором, комментатором. В игре усилия воспитателя должны быть направлены на создание дружелюбной, раскованной обстановки, которая даёт ребёнку абсолютную уверенность в себе и в других. Проводится коррекция поведения лидеров и поддержка тех, кто не пользуется популярностью в группе.

     Таким образом, для формирования коммуникативных игра подходит как нельзя лучше. Особенно важно ее применение именно в дошкольном возрасте. В игре нельзя обращаться иначе, чем, чувствовать партнера, понимая его, творчески взаимодействуя с ним. Без такого межсубъектного общения невозможен процесс коллективного творчества. Используя в качестве обучающего средства игру, мы учим детей плодотворному диалогу друг с другом. Следовательно, игровая деятельность как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста должна отвечать всем параметрам общения.

     Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста должна отвечать требованиям игровых технологий, в основу которых заложен принцип активности ребенка в процессе обучения, подразумевающий такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и коммуникативных умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологией. В игровой технологии средства, активирующие и интенсифицирующие деятельность детей, составляет идею  основу эффективности результата.

      Наиболее полно коммуникативно-речевое умение развиваются в импровизации, драматизации (в узком смысле), инсценировке и компоновке собственных пьес самими детьми.

     Наиболее легкой формой, с которой и следует начинать, является мимика, то есть воспроизведение без слов, различных действий человека (умывание, разливание чая, наливание воды и т. д.), воспроизведение каких-либо трудовых процессов, знакомых детей по ДОУ и по окружающей жизни (решение какой-либо задачи, производство опыта, построение, например, физического прибора, ковка железа, работа с какой-либо машиной, станком, электричеством и т. д.), наконец, воспроизведение каких–либо душевных движений (начиная с простейших – воспроизведение ощущений зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных и кончая сложными душевными процессами).

     Игры  должны способствовать развитию коммуникативных умений с помощью неречевых средств; умению устанавливать контакт с собеседником; умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарность); умению выражать свое настроение при помощи слов; умению внимательно выслушивать собеседника, развивали умение сотрудничать, учить перерабатывать информацию и конструировать «текст для другого».

      Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивать умения и навыки.

      По такому направлению подобраны и систематизированы игры. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.

   Система состоит из четырёх блоков:

1. Игры на развитие умения сотрудничать;

2. Игры на умение активно слушать;

3. Игры на умение перерабатывать информацию;

4. Игры на умение конструировать «текст для другого»

1. Игры  на развитие умения слушать

Учимся слышать, понимать и подчиняться правилам

 «Зайчики и лиса»

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стуле). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, дать, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту-другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Травинка»

Считалкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети – «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т. е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.

1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3. Глаза «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.

4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед – назад.

5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед – назад.

6. Затем ветер стихает – травинки замирают.

7. Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.

8. Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советников.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

2. Развиваем умение активно слушать

Учим общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

«Собери чемодан»

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой и т.д. Условие: повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свои

«Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный?). Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению. Слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «один мальчик был очень грустный».

Далее даются аналогичные задания: «Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?). Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».

3. Учим перерабатывать информацию

Развиваем умение понимать друг друга. Вникать в суть получаемой информации

«Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию, представив. Что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню. Когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети понять друг друга, легко ли им было это сделать.

«Пойми меня»

Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задание могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.

4. Учим конструировать «Текст для другого»

Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично

«Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнения на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели? И т.д.

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому

«Снежная королева»

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говор: что у нее есть продолжение: Кай и Герда, выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось больше хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Работа с родителями по развитию социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников через игру»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и с...

Консультация для педагогов ДОУ. «Формирование связной монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:- пересказом- рассказом (в элементарной форме)....

Консультация для педагогов по социально - коммуникативному развитию дошкольников

Рекомендации педагогам по социально – коммуникативному развитию 1. Обязательно установите личный контакт с детьми:обращайтесь по имени;занимайте позицию на уровне глаз ребенка;используйте т...

Консультация для педагогов по ""Социально-коммуникативному дошкольников через игровую деятельность ""

Материал содержит психолого =педагогическую информацию по социально-коммуникативному развитию, направленному на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности...

Консультация для молодых педагогов на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

Одна из самых актуальных задач нашего времени на сегодняшний день - это нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения - Данная проблема охватывает всех людей без исключени...

Консультация для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность"

В консультации представлены игры, которые будут интересны для работы педагогов...