Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями
методическая разработка (средняя группа)

Малюхова Юлия Михайловна

Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное слуховое восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_malyuhova_yum.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

 «Центр развития ребенка – детский сад « 232»

Методическая разработка

по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями

Подготовила:

Воспитатель Малюхова Ю.М.

Цель: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное слуховое восприятие.

Отрывок из мультфильма «Зеленая карета»

Дети свободно входят с зал, становятся вокруг колыбельки.

Воспитатель (покачивая колыбельку)

Наш Ванюша устал –

Целый день играл

А чтоб Ванечка уснул, нужно спеть ему песенку.

 - Ребята, а какую песенку нужно спеть малышу, чтобы он хорошо отдохнул?

 - Правильно, конечно колыбельную.

«Колыбельная», р.н.п.

Котя-котенька, Коток,

Котя, сереньких хвосток.

Приди, котик, ночевать.

Мою деточку качать:

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».

Музработник:

Мы сегодня отправимся с вами в гости к коту Баюну. Это сказочный персонаж. Кот Баюн обладает волшебным голосом; он усыпляет своими сказками случайно встретившихся ему путников и малых ребят. Само по себе слово «баюн» означает «говорун, рассказчик». В сказках говорится о том, что баюн сидит на высоком волшебном столбе. Он усыпляет каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.

(МУЛЬТИМЕДИА) Вот кот Баюн поведал мне такую историю:

Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая детей спать, пели им баиньки. А баиньки эти были не простые,  а волшебные, они усыпляли малыша. Баюкальщик собирал свою песенку, словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснет. А бусинки-то были удивительными, и похожими друг на друга  и нет. Сверкали баиньки или колыбельные песенки неземными искорками. Недаром их так  и называют: колыбельные. ВИДЕО колыбельные: «УМКА, КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

- Как вы думаете, зачем мамы пели колыбельные? (ответы детей)

- Правильно, ведь колыбельные помогают маме уложить ребенка спать. А еще для того, чтобы малышу приснился волшебный сон.

- А кто может исполнить колыбельную песенку, которую поет ему мама?

Индивидуальное исполнение колыбельной песенки детьми.

Воспитатель. А вам, ребята, понравилось, как спела Света? (ответы детей)

Воспитатель. А почему?

- А что вы почувствовали, когда колыбельную исполняла Света?

- Ребята, а какие нежные слова поются в песне?

Дети: Гуленьки, люленьки, ворковать, колыбелька.

Воспитатель. А почему же они такие ласковые?

Музыкальный руководитель. В колыбельных песенках часто упоминается кот, наверное это наш кот Баюн, который ласково мурлычет, воркующие голуби-люли, сон, дрема. А сейчас я вам спою колыбельную песенку.

Баю-баю, баю-бай,

Ты собаченька не лай,

Белолапа не гуди,

Мою детку не буди.

Ребята, прежде чем спеть с вами песню, давайте расскажем, как мы будем ее исполнять?

- В каком темпе?

Дети. Медленно. Тихо.

Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.

Исполнение колыбельной песни с детьми.

Музыкальный руководитель. Молодцы, спасибо. Я думаю, что после такого исполнения детям будут сниться самые приятные сны.

А вот и наши мальчики Антон и Саша знают, что колыбельная песенка поется и исполняется так, как качается колыбелька.

- Саша, как нужно исполнять колыбельную песенку?

Ребенок. Тихо, ласковым голосом, напевно.

Игра на музыкальных инструментах (колокольчики)

«У кота-воркота» р.н.п.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит колыбелька и ее постелька?

Колыбелька хороша,

Колыбелька золота.

И постелюшка мягка,

Люля точенная,

Позолоченная.

Одеялочко тепленькое,

Да подушечка мяконькая.

Воспитатель. А давайте поиграем в игру, я буду говорить слово, а вы его произнесете ласково.

Музыкальный руководитель. А кто же создал такие красивые песни, вызнаете? Их придумали люди, мамы и бабушки, которые баюкали детей. Мама сочинила и спела своей дочке, дочка передала своей подружке, а подружка напела своему младшему братику… Так и сохранились колыбельные песни до наших дней.

А вы, ребята, знаете, что колыбельные создаются и в наше время?

Современный композитор Андрей Варламов сочинил много колыбельных песен. Его колыбельные песни мы сейчас и послушаем.

Музыкальный руководитель. Ребята, мир музыки огромен. В симфонической сказке «Кикимора», композитора Лядова мы встретимся с вам с колыбельной песней, которую поет кот Баюн Кикиморе. Кто такая Кикимора? (ответы) Да, это злое, сказочное существо. А вы как думаете, кто такой кот Баюн? (ответы). Правильно, это тоже сказочный герой, но добрый, мягкий, пушистый, ласковый, который любит детей, поет им песенки, читает сказки.

Музыкальный руководитель. Ребята, внимательно послушайте и определите, где звучит тема Кота и где Кикиморы?

Слушание темы Кикиморы и Кота из симфонической сказки

«Кикимора» композитора Лядова

Музыкальный руководитель. Как вы определили, что сначала звучала тема Кота, а затем Кикиморы?

Дети. У Кикиморы музыка злая, колючая, а у Кота мелодия тихая, спокойная, похожая на колыбельную песенку.

Музыкальный руководитель. А давайте мы с вами изобразим, так как вам подсказывает музыка, Кикимору и Кота Баюна.

Дети  под музыку изображают, как двигается Кикимора и Кот Баюн.

Музыкальный руководитель. А почему Кот Баюн поет такую красивую мелодию такому злому и коварному существу?

Дети. Кикимора исправится, слушая добрую, напевную мелодию.

Музыкальный руководитель. Да, ребята, если песни поют мамы своим детям, сочиняют современные композиторы, встречаются они в таких крупных жанрах, как симфоническая сказка, то я думаю, что колыбельные песни нужны людям.

Воспитатель. Ребята, колыбельные песенки поют детям их мамы. А почему бы и нам не спеть для мам песенку, тем самым поздравив ее с днем Матери.

1 ребенок. Чтоб повседневные заботы

С лица улыбки не сгоняли

Чтоб приходили вы с работы

Без тени грусти и печали

2 ребенок. Нас качая в колыбели

Мамы песенки нам пели

Вот теперь пора и нам

Песню спеть для наших мам.

ПЕСНЯ «МАМА – СОЛНЫШКО МОЕ,,,»

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, кто герои песен кота Баюна? (животные и птицы). Я предлагаю отправиться вам в нашу мастерскую и нарисовать нашим мамам этих героев в подарок.

РИСОВАНИЕ

Спасибо вам за участие в этом занятии. Теперь вы знаете, что колыбельные песенки помогают вам расслабиться и крепко уснуть, и что народ придумал эти песни давным-давно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...

ПРОЕКТ "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с творчеством К.И.Чуковского"

Литературные произведения К.И.Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы. А в старшем дошкольном возрасте дети способны п...

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД

В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...

Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"

В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....

Знакомство детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения . Дома на нашей улице

Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы, уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приемах вырезывания; развивать ...