Методическая разработка. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни
методическая разработка (средняя группа)

Фуртуна Екатерина Сергеевна

В данной методеской разработке рассматривается практический опыт знакомства детей 4-5 лет с событиями ВОВ. Кто-то считает, что в этом возрасте рано затрагиать данную тему. Но здесь рассказывается, что всё возможно, только подобрав соответствующий возрасту и восприятию детей необходимый материал, а также соответствующие формы работы с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни»

Введение: Сегодня в мире цифровых технологий большую часть времени люди общаются по социальным сетям «Интернета». В результате чего народ становится дальше друг от друга, тем самым меньше оценивая «живое» внимание человека, а отсюда и уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому, снижается человечность, человеколюбие, одним словом, снижается гуманность людей. А как раз гуманистический подход в образовании и воспитании сегодня можно назвать одним из основных инновационных подходов.

        Главной целью патриотического воспитания подрастающего поколения является формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о значимых событиях и датах в жизни нашей страны, среди которых и блокада Ленинграда немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В культурном наследии нашей страны есть много памятников и памятных мест, посвященных событиям данных дней и   геройским поступкам людей во времена Великой Отечественной войны.

Проблема и актуальность темы: В чём состоит и  актуальность данной темы, где есть проблема между имеющимися материалами в виде памятников и памятных мест и невостребованности в наши дни данного  материального  культурного наследия. В современном обществе, в обществе цифровых технологий снижается потребность людей к материальной культуре и наглядности. Но с чего лучше начинать знакомить дошкольников с данной темой? Конечно же, с темой близкой для них, с жизнью детских садов в дни Великой Отечественной войны и блокадные дни Ленинграда, родного города, тем более, что в нашем городе даже есть памятные места этих событий.

Цель и задачи: Целью данной работы является формирование гуманистических качеств у детей, представлений о дате «27 января – день полного освобождения от блокады Ленинграда немецкими войсками». Достижение целей стало возможно через решение следующих задач:

- Формировать представления о родном крае, о понятии «малая Родина».

- Формировать представления о войне, блокаде, победе в войне.

- Продолжать знакомить детей с профессиями военных (военный, пограничник, танкист, моряк, пилот, пулеметчик, и другие).

- Знакомить с памятниками и памятными местами о Великой Отечественной войне, заинтересовывая детей в познании культурного наследия страны (города, района).

- Прививать интерес к художественному слову. Расширять словарный запас детей по теме.

- Развивать творчески способности при воплощении полученных и имеющихся знаний в своих творческих работах (рисунках, декоративно-прикладных работах).

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

- Воспитывать у детей чувства уважения, гуманности к людям старшего поколения.

Основная часть: Первое с чего я начала свою работу, так это с проведения комплекса бесед с детьми об образе солдата, рассматривание его облика, одежды, предметов обмундирования, амуниции.  Цель такой беседы – создать в воображении детей образ солдата и военного не как страшного человека-воина, а солдата-защитника. Для данной беседы были найдены фотографии памятников, посвященных неизвестным солдатам и прочитаны стихотворения.

С детьми был рассмотрен плакат воинской амуниции и военной техники. В комплекс этих бесед включены словесные и дидактические игры: «Одежда военных», «От какой формы головной убор», «Опиши защитника», «Качества солдата».  

В группе создавался уголок – мини-музей патриотического воспитания, в который были включены и игрушки в виде военной техники (игрушечный танк) и атрибутов военной формы (солдатская каска). И это считается целесообразным по причине того, что эти предметы дети могут взять в руки и подробнее рассмотреть их. А в этом  возрасте (средний дошкольный 4 – 5 лет) так значима возможность осязательного обследования предметов. Так у танка хорошо видны гусеницы, пушка. Ведь только по наглядным фотографиям формировать представления детей превращается в скучный и малоэффективный процесс. А подобные вещи находятся в различных памятных комплексах, фотографии которых детям в ходе работы показываются.

Но идём дальше и подходим к теме военной техники и транспорту. Ведь солдатам надо было на чем-то передвигаться  и с помощью чего-то защищать город и страну. Так вот для этих целей они использовали грузовики и танки. И именно в блокадные дни на грузовиках доставляли в город продовольствие по дороге жизни. Кстати, для знакомства детей с тем, что такое боеприпасы, в наш мини-музей внесены оригинальные гильзы и пустые патроны, что у детей вызывает определенные эмоции при их рассматривании.

После проведения такой работы было рекомендовано родителям посетить с детьми памятные места, где установлены подобные памятники – танки, пушки, грузовики. А так как это в основном экспонаты на открытом воздухе, то дети могут рассмотреть вблизи в натуральную величину, потрогать их, забраться на них. Такие места в нашем городе можно найти по адресам:

- Во внутреннем дворике Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где расположилась уникальная коллекция различных военных машин.

- Недалеко от реки Красненькой на проспекте Стачек, 106-108 на гранитном пьедестале, на вечном боевом посту стоит танк КВ-85 установленный в 1951 году – «Танк-победитель».

- Танк Т-34-85 мемориала «Пулковский рубеж», где в 1941-1944 годах проходил передний край обороны Ленинграда. Данный мемориал посвящен боевым и трудовым подвигам ленинградцев. Находится на Пулковском шоссе.

- Танк КВ-1 в Ропше в пригороде Петербурга Ломоносовского района. Это настоящий участник боев за Ленинград.

Вот потом-то воспитатель в саду получает бурю детских эмоций, когда ребятки послед выходных приходят в сад и, торопясь, рассказывают о том, где побывали в выходные дни.

После чего моя работа была направлена на близкую детям тему – жизнь детских садов в годы войны, которые не прекращали свою деятельность. Но враг не щадил никого: ни взрослых, ни детей. И в нашем городе произошла очень трагическая история, о которой мало кто знает. Утром  9 мая 1942 года люди, проживающие на Васильевском острове, как обычно утром ушли на работу, а своих детей отвели в детский сад фабрики имени Урицкого по адресу Средний проспект дом 55.  Так вот во время прогулки детей в детском саду фашисты начали один из мощных артобстрелов этого района. Воспитатели стремились укрыть детей, но не успели. Один из снарядов попал прямо в этот детский садик. От этого снаряда были ранены 10 и убиты 12 детей в возрасте 4 – 6 лет. Детей было решено похоронить в одной братской могиле. В столярной мастерской фабрики были изготовлены 12 гробиков. 11 мая детей похоронили на Смоленском кладбище. На братской могиле детей в 1966 году был установлен памятник с барельефом, а на стеле выбита надпись: «Здесь лежат дети. 9 мая 1942 года их жизнь оборвал фашистский снаряд. Люди, берегите мир!». Внизу выложены гранитные блоки, на которых увековечены имена 10 детей, а двух не указали: Безин Олег – 4 года (Белин), Буров Володя – 5 лет (не указан), Васильев Володя – 4 года (не указан), Базиков Савелий – 5 лет (Вазыков Ревэль), Громова Лида – 5 лет (Люда), Земскова Лида – 6 лета, Кольцов Володя – 4 года, Перфильев Олег – 4 года, Румянцев Шурик – 4 года, Шошанова Ира – 4 гоа (Шиманова), Сик Юра – 4 года, Карцева Мая – 4 года (Майя). В скобках написаны имена, как на памятнике. Архитекторы памятника Л.Н.Линдрот, Н.Г.Эйсмонт; скульптор В.И.Гордон; Художник О.И.Кузнецов. Данное памятное место находится по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Смоленки, 27, Смоленское лютеранское кладбище, центральная аллея, участок 32, 250 м севернее центрального входа.

Это событие попало в кино-фото-документы, в кадры заснятые кинооператором В.И.Страдина, случайно оказавшимся недалеко от сада в момент обстрела и гибели детей. Данные документы демонстрировались в ходе Нюрнбергского процесса в разделе «Злодеяния гитлеровцев в Ленинграде и его пригородах».

Для жителей блокадного Ленинграда это место до сих пор является очень важным, и до сих пор можно увидеть свежие цветы и игрушки принесенные детьми.

Совместно с родителями мы подобрали фотографии и иллюстрации о деятельности детских садов в те страшные дни и годы для жителей Ленинграда. Эти фото памятники мы рассматривали с детьми и проводили беседы о том, как жилось в войну детям, что для них делали воспитатели. А потом все вместе (дети, родители и воспитатель) изготовили стенгазету о жизни детских садов в блокадные дни. В январе-феврале в нашем детском саду был организован конкурс стенгазет на тему «Бессметный подвиг Ленинграда», посвященный блокадным дням. Мы тоже приняли участие в этом конкурсе и разместили нашу стенгазету. И, итог? Ура! Радостный момент – наша стенгазета оказалась победительницей.  

Всем погибшим детям во время блокады Ленинграда посвящен памятник «Цветок жизни», являющийся одним из объектов мемориального комплекса «Зеленый пояс Славы», и открытый в 1968 году во Всеволожском районе Ленинградской области в начале дороги жизни, архитектор И.П.Мельников. «Цветок жизни» выполнен в виде 15-ти метровой скульптуры, изображающей цветок. На одном лепестке каменного цветка изображено лицо улыбающегося мальчика, на других слова: «Пусть всегда будет солнце». Недалеко от скульптуры находится плита с высеченной надписью «Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944».

Итоговое мероприятие: А основной кульминацией данной работы стало итоговое мероприятие  литературного вечера-досуга с рассказыванием стихотворений детей, проводимое в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне"

Викторина предназначена для совместной работы родителей и детей по патриотическому воспитанию....

Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"

В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....

Методическая разработка для детей среднего дошкольного возраста. ТЕМА: «Сказка за сказкой»

Методическая разработка для детей среднего дошкольного возраста. ТЕМА: «Сказка за сказкой»...

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...

Методическая разработка для детей среднего дошкольного возраста (в форме подвижных игр) Тема: «Путешествие в игровой центр «Игралочка»

Методическая разработка для детей среднего дошкольного возраста(в форме подвижных игр)Тема: «Путешествие в игровой центр «Игралочка»...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «К 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад«Колобок» № 3 комбинированного вида г. Улан-Удэ     Викторина  для детей...

Методическая разработка «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»

Данная методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с Этнографическим музеем. В данной работе представлено:1. Аткуальность темы;2. План предварительной ра...