Методическая разработка. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В методической разработке представлен опыт работы по знакомству детей с Космосом, определены задачи, подобран практический материал для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом.
Педагогическая актуальность вопроса заключается в следующем:
1. Соответствие возрастным особенностям и потребностям ребенка
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) — это период активных вопросов «почему?», «как?», «откуда?». Дети начинают интересоваться тем, что выходит за рамки их непосредственного окружения. Космос с его бесконечностью, тайнами и загадками идеально отвечает этой познавательной потребности.
В этом возрасте закладываются основы целостного восприятия мира. Знание о том, что Земля — это шар, часть огромной Солнечной системы, что есть другие планеты и звезды, помогает ребенку выстроить правильную, научно обоснованную картину мироздания.
Тему космоса невозможно пощупать руками. Она требует работы воображения, умения мысленно представить далекие объекты и процессы. Это мощный стимул для развития абстрактно-логического мышления.
2. Формирование основ научного мировоззрения и критического мышления
В современном информационном пространстве ребенок рано или поздно столкнется с псевдонаучными мифами о космосе (например, «плоская Земля»). Заложенные в детском саду базовые, но правильные знания (форма Земли, смена дня и ночи, времен года) становятся основой для формирования научного мышления и устойчивости к дезинформации в будущем.
Изучение космоса воспитывает глобальное мышление. Ребенок начинает осознавать, что все люди — жители одной маленькой планеты, что нет границ в космическом пространстве. Это закладывает основы толерантности, международного сотрудничества и чувства общей ответственности за свою планету.
3. Развитие ключевых компетенций XXI века.
Критическое мышление. Поиск ответов на вопросы: «Почему на Луне нет жизни?», «Как космонавты работают в невесомости?» — требует анализа и размышлений.
Креативность. Рисование космоса, создание моделей ракет и созвездий, сочинение историй о путешествиях к другим планетам — все это развивает творческие способности.
Коммуникация. Совместные проекты (например, создание макета Солнечной системы), обсуждение новых знаний, ролевые игры («Центр управления полетами», «Экипаж космического корабля») учат детей договариваться, работать в команде и выражать свои мысли.
Кооперация (сотрудничество). Работа в команде над космическим проектом напрямую развивает этот навык.
4. Патриотическое и гражданское воспитание
Гордость за страну. Россия — страна с великой космической историей. Знакомство с именами Юрия Гагарина, Сергея Королева, Валентины Терешковой, с достижениями нашей страны в освоении космоса (первый спутник, первый человек в космосе) формирует у детей чувство гордости и патриотизма.
Понимание ценности науки и образования. История покорения космоса наглядно показывает, каких вершин можно достичь благодаря знаниям, упорному труду и научным поискам.
5. Социально-личностное развитие
Воспитание целеустремленности и трудолюбия. Рассказы о том, как долго и упорно космонавты готовятся к полету, как ученые годами работают над одним проектом, учат детей не бояться трудностей и стремиться к своей цели.
Расширение кругозора. Космос — это междисциплинарная тема. Она естественным образом знакомит детей с основами астрономии, физики, экологии («Почему мы должны беречь нашу Землю?»), истории и географии.
6. Практическая связь с современностью и будущим.
Профориентация. Тема космоса знакомит детей с профессиями будущего: космонавт, астроном, инженер-конструктор, астрофизик, космический эколог. Это может стать первым шагом к осознанному выбору профессии в сфере высоких технологий.
Понимание технологического прогресса. Дети узнают, что спутники обеспечивают навигацию (GPS), телевидение, связь и прогноз погоды. Космос становится не чем-то далеким, а частью повседневной жизни.
Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира и элементарных представлений о космосе, Солнечной системе и освоении космоса человеком
Задачи.
Обучающие.
Расширять представления детей о многообразии Космоса: о планетах, звездах, о Солнечной системе. Уточнить знания детей об освоении человеком космического пространства. Формировать у детей понимание того, как человек может своей деятельностью негативно и положительно воздействовать на окружающую среду (последствия этого воздействия на окружающую среду и самого человека). Познакомить детей с элементами профессиональной деятельности ученых (проведение опытов).
Развивающие.
Развивать игровую деятельность. Способствовать сенсорному развитию. Развивать умение сооружать конструкции по чертежу. Развивать связную речь; умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; развивать графические навыки.
Воспитательные.
Воспитывать умение действовать в команде. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Реализуемые образовательные области:
Социализация, безопасность, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.
Содержание работы по этой теме, разбитое на этапы, с конкретными материалами и видами деятельности.
Этап 1: Вводный. «Что такое космос?»
Цель. Выявить имеющиеся знания детей и вызвать интерес к теме.
Беседа «Что мы знаем о космосе?»
Материал: большой лист бумаги, маркеры (для фиксации высказываний детей в виде схемы или записей).
Деятельность. Педагог задает наводящие вопросы: "Что такое космос?", "Кто летает в космос?", "Что можно увидеть на ночном небе?". Ответы фиксируются. Это помогает понять стартовый уровень детей.
Рассматривание иллюстраций и репродукций
Материал: репродукции картин А. Леонова ("Над Черным морем", "Выход в открытый космос"), фотографии Земли из космоса, Hubble, ночного звездного неба.
Деятельность. Дети описывают, что видят, делятся впечатлениями. Педагог акцентирует внимание на красоте и бескрайности космоса.
Этап 2: Основной. «Изучаем Вселенную»
Блок 1: Солнечная система
Моделирование Солнечной системы
Материал: макет Солнечной системы (покупной или самодельный из пластилина, папье-маше, пенопластовых шаров), дидактическая картина "Солнечная система".
Деятельность.
1.Сказка-беседа: "В центре одного космического городка под названием Солнечная система жила-была горячая и яркая Звезда по имени Солнце. Оно было таким большим, что вокруг него решили поселиться восемь планет..." (Далее дается краткая, образная характеристика каждой планете: Меркурий – маленький и быстрый, Венера – очень горячая, Земля – голубая, с жизнью, Марс – красный, Юпитер – полосатый великан, и т.д.).
2.Дидактическая игра "Найди свою планету". Детям раздаются карточки с планетами, они должны найти ее на макете и назвать.
3.Лепка "Планеты Солнечной системы". Дети лепят планеты из пластилина, соблюдая относительный размер и цвет.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт "Почему день сменяет ночь?"
Материал: глобус, настольная лампа (Солнце).
Деятельность. Дети вращают глобус вокруг своей оси и наблюдают, как луч лампы освещает то одну, то другую сторону. Делают вывод о вращении Земли.
Опыт "Кратеры на Луне"
Материал: поднос с мукой, какао-порошок сверху, камешки разного размера.
Деятельность. Дети бросают камешки в муку. Наблюдают, как образуются "кратеры". Объясняют, что метеориты, падая на Луну, оставляют такие следы.
Блок 2: Звезды и созвездия
Беседа «Солнце – это звезда»
Материал: фотографии Солнца и других звезд, схема сравнения размеров Солнца и Земли (маковое зернышко и большой арбуз).
Деятельность. Объяснение, что Солнце кажется большим, потому что оно близко, а другие звезды – далекие солнца.
Проект «Созвездия»
Материал: черная бумага, зубочистки, звездочки из фольги или желтой бумаги; карты-схемы созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Лебедь).
Деятельность.
1.Легенды о созвездиях. Рассказать миф о Большой и Малой Медведице.
2.Конструирование "Звездное небо". Дети прокалывают зубочистками дырочки в черной бумаге по схеме созвездия, а с лицевой стороны приклеивают звездочки.
3.Игра "Найди созвездие". Дети по карточке находят свое созвездие на импровизированном "небе" (на ватмане с нарисованными созвездиями).
Блок 3: Космические путешественники
Знакомство с профессией космонавта
Материал: фотографии Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, С.П. Королева; скафандра, космической пищи, ракеты; видеофрагменты старта ракеты, жизни на МКС.
Деятельность.
1.Рассказ о Юрии Гагарине: "Первый человек в космосе". Акцент на его смелости.
2.Беседа "Что нужно космонавту?". Обсуждение качеств (смелость, здоровье, знания) и специального снаряжения.
3.Сюжетно-ролевая игра "Космодром". Распределение ролей (космонавты, конструкторы, центр управления). Дети "проходят" медкомиссию, "конструируют" ракету из крупного конструктора, "стартуют" и "проводят эксперименты в невесомости".
4.Животные «Космонавты»
Материал: фотографии собак Белки и Стрелки.
Деятельность. Рассказ о том, что прежде чем человек, в космос полетели собачки. Обсуждение, почему для этого выбрали собак, а не других животных.
Этап 3: Творческо-итоговый. «Наше космическое творчество»
Коллективная работа «Космос глазами детей»
Материал: большой лист ватмана черного цвета, гуашь, кисти, губки, соль, блестки, трафареты планет и ракет.
Деятельность. Дети создают фон, рисуют планеты, звезды, кометы, ракеты в смешанной технике (например, планеты – губкой, звезды – брызгами, след от кометы – солью с клеем и блестками).
Конструирование «Ракета»
Материал: бросовый материал (бутылки, коробки, втулки), фольга, цветная бумага, клей.
Деятельность. Дети в подгруппах конструируют ракету для полета на выбранную планету.
Итоговое мероприятие. Викторина «Юные космонавты» или Космический квест.
Материал: эмблемы для команд, карточки с заданиями (загадки о планетах, собрать пазл "Ракета", расшифровать космическое послание", "пройти через пояс астероидов" (коридор с подвешенными мячиками)).
Деятельность: дети делятся на команды и выполняют задания, демонстрируя полученные знания.
Связь с образовательными областями (по ФГОС ДО):
Познавательное развитие. Опыты, беседы, моделирование.
Речевое развитие. Составление рассказов о планетах, заучивание стихов, новые слова (космонавт, скафандр, орбита, невесомость).
Художественно-эстетическое развитие. Рисование, лепка, аппликация, конструирование на космическую тему.
Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры, работа в команде, беседы о мужестве и героизме.
Физическое развитие. Подвижные игры ("Космонавты на старт!", "Невесомость" – ходьба с закрытыми глазами, "Собери метеориты").
Данное содержание работы является комплексным и позволяет подать сложную тему "Космос" в доступной, увлекательной для старших дошкольников форме, обеспечивая не только передачу знаний, но и развитие ключевых компетенций.
Список используемой литературы при работе по теме: "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Космосом".
Методическая литература для педагогов.
Скоролупова О. А. «Большое космическое путешествие». — М.: Скрипторий 2003.
Вохринцева С. В. «Окружающий мир. Космос». Методическое пособие и демонстрационные материалы. — Екатеринбург: Страна Фантазий.
Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о космосе и планетах». — М.: Сфера.
Нищева Н. В. «О космосе». Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс.
Художественная литература для чтения детям.
Г. Остер «Как Петя Пяточкин считал звезды».А. Хайт «Просто так. Сказка о том, как Солнышко и Радуга друг друга раскрасили».
Н. Носов «Незнайка на Луне» (отдельные главы, адаптированные для чтения и обсуждения).
Стихи:
В. Орлов «Космонавт»
Г. Ладонщиков «К звездам»
Н. Григорьева «По звездной дороге»
А. Хайт «Планеты на стройке»
Загадки и пословицы о космосе, небе, солнце и звездах.
Научно-популярная и энциклопедическая литература для детей.
Е. Качур «Увлекательная астрономия» (из серии «Детские энциклопедии с Чевостиком»).
«Моя первая книга о Космосе» (изд-ва «Росмэн», «Махаон» и др.).
«Астрономия для малышей» (серия «Занимательные науки для малышей»).
«Космос» (серия «Детская энциклопедия» или «Твоя первая энциклопедия»).
Л. Тарасов «Астрономия для умненьких детей».
Конспект совместной деятельности (Космическое путешествие)
Отгадайте загадку:
А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы
Расцвели средь темноты.
(Звезды)
-Что это? - Ответы детей
- Почему вы так решили?
Где находятся звезды, вы узнаете, выполнив задание: «Расшифруй слово» - (космос) – напишите буквы в соответствии с цифрами.
Дети выполняют задание.
- Кто совершает полеты в Космос? (на экране портрет Юрия Гагарина)
- Вы узнаете этого человека? - Ответы детей
- Чем прославился Юрий Гагарин во всем мире? - Ответы детей
- А вам хотелось бы совершить полет в Космос? - Ответы детей
- Давайте поиграем в Космическое путешествие. Перенесемся в центр управления полетами.
- Как это можно сделать? - Ответы детей
- Сейчас нам поможет музыка. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в центре подготовки полетов. Откройте глаза. Вот мы уже и в центре подготовки космических полетов.
- Внимание, пришло сообщение «Наша планета попала в беду. На планете осталось мало растений, нет животных. Мы вынуждены покинуть нашу планету Весту. Помогите!».
- Поможем? - Ответы детей
- Чтобы отправиться на помощь другой планете, надо получить допуск к полету, выполнив задание. Вот они (воспитатель показывает конверт с заданиями).
- Каким должен быть космонавт? Нам поможет узнать об этом игра «Скажи наоборот» (дети подбирают антонимы к словам: слабый, глупый, злой, трусливый, медлительный).
- А еще каким должен быть космонавт? - Ответы детей (выносливым, здоровым)
- Что для этого нужно делать? - Ответы детей
- Что можно тренировать? – руки, ноги, сердце и т.д.
Воспитатель достает первое задание.
- Вот первое задание для нас. (Тренировка дыхания)
Воспитатель дает детям несколько экземпляров игр (Игра «Подуй на шарик»).
- Как вы думаете, что здесь нужно сделать? - Ответы детей
- Молодцы, у всех тренированное дыхание, хорошие легкие.
Воспитатель достает из конверта следующее задание.
- Вот следующее задание. «Сложи звезду».
Детям предоставляется несколько игр «Треугольник».
Дети (по два ребенка в команде) выкладывают звезду по образцу.
- Готовы к следующему заданию?
Достает из конверта следующее задание. «Найди место планете на орбите».
- Узнайте по модели планету Солнечной системы и поместите её на нужную орбиту. (детям предоставляются модели планет, контурные изображения планет и панно, на котором изображены Солнце и орбиты для планет).
- Вы хорошо тренированные, знаете Солнечную систему и поэтому получаете допуск к полету.
- Поторопимся, нашей помощи ждет планета Веста.
- На чем будем добираться до планеты Веста? - Ответы детей
- Из чего мы здесь можем построить космический корабль? - Ответы детей
- Что еще нужно для постройки космического корабля? (чертеж)
- Вот чертеж, рассмотрим его.
- Из каких геометрических фигур состоит чертеж? - Ответы детей
- Кто будет главным конструктором? Дети выбирают
- Главный конструктор, получите чертеж. Можно приступить к сборке космического корабля.
Дети по чертежу собирают «космический корабль» из набора конструктора ДУПЛО.
- Корабль готов.
- Кто же будет командиром корабля? Дети выбирают.
Помощник командир корабля отдает приказы с опорой на модели (занять свои места, пристегнуться, внимание, старт).
После команды Старт, дети начинают обратный отсчет от 10. После этого звучит музыка. На экране демонстрируется слайд шоу (космодром, взлет ракеты, вид из Космоса удаляющейся Земли). На экране появляется изображение Черной дыры.
- Что это? - Ответы детей
- Чем это нам грозит? - Ответы детей
-Нужно направить корабль в безопасное место. Изменим маршрут. Помогут нам в этом наши карты.
Воспитатель раздает детям игровые поля игры «Магнитный лабиринт».
- Проведите корабль в безопасное место.
Дети проводят шарики (корабли) по лабиринту.
На экране изображение метеоритного дождя.
- Что к нам приближается? - Ответы детей
На экране изображение Космоса без метеоритного дождя.
- Метеоритный дождь миновал нас.
- Чем метеориты опасны для космического корабля? - Ответы детей
- Наденем скафандры. Мы выйдем в открытый Космос проверить есть ли повреждения корабля.
- Вы знаете как человек передвигается в невесомости? - Ответы детей
- Нам поможет передвигаться в Космосе музыка.
Звучит музыка, дети выходят из «космического корабля», двигаются вокруг корабля, имитируя движениями ремонтные работы. Музыка заканчивается. Все заходят в космический корабль.
На экране слайд-шоу с приближающейся звездой.
- Мы приближаемся к планете Веста. Приготовится к переходу на орбитальную станцию по опорам (игра Кочки).
- Переход разрешаю.
Дети переходят на «орбитальную станцию» по «кочкам».
- Посмотрите, у нас на экране фотографии планеты Веста.
- Что вы видите? (грязная вода, мусор, загрязненный воздух и т.д.)
- Кого мы не видим на этой планете? (животные, растения)
- Специальная аппаратура приготовила для нас пробы воды с этой планеты. Расскажите об этой пробе (загрязненная вода).
- Почему на планете Веста отсутствуют животные, растения? - Ответы детей.
- Чем мы можем помочь?
- Очистим пробы воды.
Дети проводят эксперимент по очистке воды.
- Что вы можете сказать о воде после очистки?
- Как вы думаете, мы до конца очистили воду? Чтобы очистить воду до конца, нужно использовать специальное оборудование, которое есть у нас на Земле.
- Пора нам возвращаться на Землю. Возьмем с собой пробы воды. Выясним как лучше очистить воду на планете Веста, чтобы опять она ожила.
- Занять свои места! Пристегнуться! Внимание! Старт!
- Мы возвращаемся на Землю. (звучит музыка, слайд-шоу с приближающейся Землей).
- Внимание! Мы приземлились!
- Вот мы и вернулись на Землю. Осталось превратиться опять в детей. Закройте глаза. Откройте. Вы опять стали детьми в детском саду № 6.
- Вечером попробуем еще раз провести очистку проб воды.
- Трудно очищать воду? Как с водой нужно обращаться?
- Да, воду надо беречь, не загрязнять её, чтобы не случилась с нашей Землей беда как с планетой Веста. Когда вы вырастете кто-нибудь обязательно станет ученым, откроет новые способы очистки воды.
- Что вы видели во время космического путешествия? Нарисуйте, что вам больше запомнилось.
Игра «Рисуем на песке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".
В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»
Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с использованием регионального компанента....
Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"
В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом в проектной деятельности»
Проектрая деятельность по теме "Космос"...

Методическая разработка. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни
В данной методеской разработке рассматривается практический опыт знакомства детей 4-5 лет с событиями ВОВ. Кто-то считает, что в этом возрасте рано затрагиать данную тему. Но здесь рассказывается, что...
Методическая разработка «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»
Данная методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с Этнографическим музеем. В данной работе представлено:1. Аткуальность темы;2. План предварительной ра...

