Программа кружка по познавательному развитию "Развивай-ка"
материал (старшая группа)

Соловьева Любовь Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – познавательного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивай-ка», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста. Данная программа направлена на формирование умения детьми самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_razvivayka.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»

г. Невеля Псковской области

 Принято                                                                        Утверждаю:

 на заседании                                                                 Зам. заведующей

 педагогического совета                                               МДОУ «ЦРР - д/с№11

«__»___________ 2019 г.                                              «Буратино»

Протокол №___                                                             __________С.А. Пехурова

Образовательная программа кружка по познавательному развитию

«Развивай-ка»

Возрастная категория детей – от 5 до 6 лет.

Срок реализации – 1 год.

Автор программы:

воспитатель

Соловьева Любовь Викторовна

г. Невель

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – познавательного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивай-ка», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа направлена на формирование умения детьми самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей детей.

Задачи:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

Методы проведения занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, загадки и т. д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам и др.);
  • игровой.

Формы:

  • групповая – организация работы в группах;
  • индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Принципы построения занятий кружка:

- Системность.

- Учёт возрастных особенностей детей.

- Дифференцированный подход.

- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

- Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

- Поэтапное использование игр.

- Гуманное сотрудничество педагога и детей.

Данная программа рассчитана на кружковую работу в старшей  группе - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий - 25 минут.

Наполняемость группы - 9 -10 человек.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. 

Сроки реализации программы: 2019 - 2020 г.

Ожидаемый результат:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
  • повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятия

Цель

С

е

н

т

я

б

р

ь

1

«Сравнение»

Развитие способности мысленного установления сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

2

«Сравнение»

Развитие мысленного установления сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

О
к
т
я
б
р
ь

1

«Классификация»

Развитие способности распределения предметов или объектов по каким-либо группам.

2

«Классификация»

Развитие способности распределения предметов или объектов по каким-либо группам.

3

«Закономерности»

Развитие способности находить связи между предметами и явлениями.

4

«Закономерности»

Развитие способности находить связи между предметами и явлениями.

Н
о
я
б
р
ь

1

«Умозаключения»

Развитие способности делать умозаключения по аналогии.

2

«Умозаключения»

Развитие способности делать умозаключения по аналогии.

3

«Пространственное мышление»

Развитие способности воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

4

«Пространственное мышление»

Развитие способности воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

Д
е

к
а
б
р
ь

1

«Проводим линии»

Развитие способности проводить прямые линии разной длины и разной направленности.

2

«Проводим линии»

Развитие способности проводить прямые линии разной длины и разной направленности.

3

«Выполняем штриховку»

Развитие способности проводить параллельные линии, не выходя за контур фигур.

4

«Выполняем штриховку»

Развитие способности проводить параллельные линии, не выходя за контур фигур.

Я
н
в
а
р
ь

1

«Копируем рисунки»

Развитие графических навыков и произвольного внимания и зрительного восприятия.

2

«Копируем рисунки»

Развитие графических навыков и произвольного внимания и зрительного восприятия.

Ф
е
в
р
а
л
ь

1

«Рисуем и пишем по клеточкам»

Развитие способности ориентироваться на листе бумаги в клетку.

2

«Рисуем и пишем по клеточкам»

Развитие способности ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3

«Рисуем и пишем на линейках»

Развитие способности ориентироваться на листе бумаги в линейку.

4

«Рисуем и пишем на линейках»

Развитие способности ориентироваться на листе бумаги в линейку.

М
а
р
т

1

«Внимание»

Развитие произвольного внимания: концентрации, устойчивости, переключения и распределения.

2

«Внимание»

Развитие произвольного внимания: концентрации, устойчивости, переключения и распределения.

3

«Память»

Развитие произвольной формы психической активности.

4

«Память»

Развитие произвольной формы психической активности.

А
п
р
е
л
ь

1

«Счет»

Развитие навыков счета.

2

«Счет»

Развитие навыков счета.

3

«Сравнение чисел»

Развитие способности сравнивать числа на наглядной основе и устно.

4

«Сравнение чисел»

Развитие способности сравнивать числа на наглядной основе и устно.

М
а
й

1

«Ориентировка в пространстве»

Развитие способности ориентироваться в пространстве: умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении.

2

«Ориентировка во времени»

Развитие способности ориентироваться во времени: иметь представление о времени суток, понимать значение слов «Вчера». «сегодня», «завтра», знать последовательность дней недели.

Итог

Проведение тестирования по пройденным темам.

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
  3. Серия «Вся дошкольная программа». Для детей старшего дошкольного возраста. Внимание. Память
  4. Серия «Вся дошкольная программа». Для детей старшего дошкольного возраста. Мышление
  5. Серия «Вся дошкольная программа». Для детей старшего дошкольного возраста. Письмо
  6. Серия «Вся дошкольная программа». Для детей старшего дошкольного возраста. Математика
  7. Л.В.Тихомирова. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. /Академия развития. Ярославль, 2000.
  8. Н.В.Клюева, Ю.В.Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. /Академия развития, Ярославль, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы "Мы - исследователи"

Данный материал содержит программу кружка и тематическое планирование на год....

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет...

рабочая программа кружка по познавательному развитию в средней группе "Улыбка" "Играем, размышляем, познаём"

В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. занятия кружка  направлены на развитие логического мышления у детей через использование игр и упра...

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма по экспериментальной деятельности«Занимательные опыты и эксперименты»Возраст обучающихся : 5-7 летСрок реализации 2  годАвт...