Главные вкладки

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
    материал (средняя группа) на тему

    Тетерина (Шицко) Алена Сергеевна

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности

    «Мы – исследователи»

    для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_my_issledovateli.docx38.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...

    Согласовано:                                                 Утверждаю:

    Зам.зав.поВМР МБДОУд/с№14     Заведующий МБДОУ д/c№14                                       ____________  Е.М.Шорникова                   ______________ Д.В.Буйнова

    «___»_________________2018г                   «___»________________2018г

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности

    «Мы – исследователи»

    для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет

    Руководители:

    воспитатель 1 кв. категории

    Тетерина А.С.

    воспитатель 1 кв. категории

    Рачковская Е.С.

    2018 г.

    Пояснительная записка

    Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

    Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

    Знания полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

    Исследовательское обучение предполагает следующее:

    • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
    • предлагает возможные решения;
    •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
    • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
    • применяет выводы к новым данным;
    • делает обобщения.

    Цель программы – развитие у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

    Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Расширять  представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
    2. Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
    3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
    4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
    5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,   удовлетворять детскую любознательность.
    6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
    7. Развивать умственные способности детей.
    8. Активизировать речь и обогащать словарь детей
    9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

    Формы работы:

    • занятия,
    • экскурсии,
    • проведение опытов,
    • игры,
    • совместная и самостоятельная деятельность

    Законодательно-нормативное обеспечение программы:

    • Закон РФ «Об образовании»
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
    • Устав ДОУ
    • Программа развития ДОУ
    • Положение о работе кружковых объединений
    • Приказ об организации кружковой работы ДОУ
    • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

    Принципы обучения:

    Программа построена на основе следующих принципов:

    - доступности, использование доступного материала детям;

    - наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

    - последовательности, изложение материала идет последовательно;

    - систематичности, в определенной последовательности, системе;

    - индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

    В  работе  применяются следующие методы обучения:

    - информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;

    -      игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;

    -      наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;

    - практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)

    Ожидаемый результат

    В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование исследовательских умений, а также  самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

    Результативность освоения  программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. Диагностика представлена в Приложении № 1.

    Каждый воспитанник должен уметь:

    • выделить и поставить  проблему, которую необходимо разрешить;
    • предложить возможные решения;
    • проверить эти возможные решения;
    • сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
    • применить выводы к новым данным;
    • сделать обобщение.

    Показателями результативности реализации программы кружка

    является:

    -        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    - формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    - возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

    - рост  уровня   любознательности, наблюдательности;

    - активизация  речи  детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

    - возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

    Сетка кружковой деятельности и режим работы.

    Деятельность проводится во вторую половину дня.

    Длительность деятельности  20 минут.

    Категория обучаемых: 4-5 лет

    Режим работы:

    Структура проведения игры - эксперимента:

    1. постановка, формулирование познавательной задачи;
    2. уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;
    3. выдвижение предположений, отбор способов проверки,   выдвинутых         детьми;
    4. проверка гипотез;
    5. проверки итогов, вывод;
    6. фиксация результатов;
    7. вопросы детей.

    Дидактический материал и техническое оснащение занятий

    Основное оборудование:

    • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
    • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
    • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
    • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
    • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
    • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
    • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
    • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

    Дополнительное оборудование:

    • специальная  одежда (халаты, фартуки);
    • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
    • карточки-схемы  проведения эксперимента;

    Перспективное планирование опытов и экспериментов

    Сентябрь
    1.«Поиграем с солнышком»
    Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или  темные),  где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
    2. «Что в коробке»
    Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные  предметы.
    3. «Игры с веерами и султанчиками»
    Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение  воздуха-это ветер.

    4. «Почему осенью бывает грязно»
    Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.


    Октябрь.

    1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

    Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .

    2. «Почему всё звучит?»

    Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

    3. «Прозрачная вода».

    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .

    4. «Вода принимает форму».

    Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

    Ноябрь.

    1. «Какие предметы могут плавать?»

    Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

    2. «Делаем мыльные пузыри».

    Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

    3.» Подушка из пены».

    Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

    4. «Воздух повсюду».

    Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

    Декабрь.

    1. «Воздух работает».

    Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

    2. « Каждому камешку свой домик».

    Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    3. «Можно ли менять форму камня и глины».

    Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

    4. « Свет повсюду».

    Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

    Январь.

    1. «Свет и тень».

    Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    2. «Замёрзшая вода».

    Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

    3. «Тающий лёд».

    Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

    4. «Разноцветные шарики».

    Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

    Февраль.

    1. «Таинственные картинки».

    Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

    2. «Всё увидим, всё узнаем».

    Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

    3. «Песочная страна»

    Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    4. «Где вода»?

    Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

    Март.

    1. «Водяная мельница».

    Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

    2. «Звенящая вода».

    Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

    3. «Угадайка»

    Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

    4. «Ловись, рыбка, и мала, и велик»а.

    Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    Апрель.

    1. «Фокусы с магнитом».

    Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

    2. «Солнечные зайчики».

    Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

    3. «Что растворяется в воде»?

    Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

    4. « Что отражается в зеркале»?

    Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    Май.

    1. «Волшебное сито».

    Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

    2. «Цветной песок».

    Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

    3. «Игры с песком».

    Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

    Список используемой литературы

    1. Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
    2. Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»);
    3. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
    4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
    5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок  в  мире  поиска»
    6. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
    7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
    8. Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
    9. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;
    10. Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;
    11. Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;
    12. Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;
    13. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
    14. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

    «План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина

    Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...

    Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

    Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"

    Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....

    «Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»

             Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Лед-вода" для детей среднего дошокльного возраста.

    Цель данного занятия,  развитие представлений у детей  о плавании льда, о превращения льда в воду, о зиме и лете.Формировать действия "превращения". Развивать исследовательский инт...