Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Лед-вода" для детей среднего дошокльного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель данного занятия,  развитие представлений у детей  о плавании льда, о превращения льда в воду, о зиме и лете.Формировать действия "превращения". Развивать исследовательский интерес, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_led-voda.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

«Лёд — вода»

(средняя группа)

Образовательная область:  познавательное развитие.

Тип: комбинированное занятие.

Цель : развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия «превращения».

Задачи:

-  знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду);

- развивать внимание, мыслительную активность, умение делать выводы;

- формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке);

- воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью, дружеские отношения со сверстниками.

Словарная работа: вода замерзает, лед тает в тепле.

Материал: лёд в целлофановом пакетике (на каждого ребёнка, салфетки, фломастер), две картинки с  одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются по льду реки).

Индивидуальная работа:  оказание помощи в проведении опытов со льдом  Алисе, Николаю.

Предварительная работа: беседы о воде,  о льде, какова роль в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Лед»; дидактическая  игра «Разрезные картинки» , чтение художественной литературы; наблюдение за водой , льдом во время прогулок.

Методы и приемы: объяснение, игровые упражнения.

Структура НОД

Ход занятия

Ответы детей

I.Вводная часть: Воспитатель: Дети, здравствуйте

Воспитатель: Ребята в прошлый раз мы с вами говорили о превращениях. Кто мне скажет, что может превращаться? Какие бывают превращения?

Воспитатель: Очень хорошо. А еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был какой?  Правильно, твердый, а потом вы его руками мяли-мяли и он стал какой? А что еще мягкое? А что твердое?  Как вы думаете, твердое может во что-нибудь превратиться?. Давайте сейчас посмотрим!

(Переходим за столы)

II. Основная часть. Проблемная ситуация. Воспитатель раздаёт детям пакетики со льдом и говорит:

Воспитатель: Дети, ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте!

Воспитатель: Молодцы! А какой лёд на ощупь?

Воспитатель: Молодцы! Лёд холодный, а ладошки у вас какие?

Воспитатель: Правильно! Лёд холодный, а ладошки тёплые! Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в тёплых ладошках? Будем греть лёд!

Дети греют лёд в ладонях, появляется вода!

Воспитатель: Откуда взялась вода?

Воспитатель: А лёд остался таким же, как был?

Воспитатель: Дети, а во что превратился лёд?

Воспитатель: Молодцы! Дети, мы играли со льдом, ручки наши замёрзли, давайте их согреем!

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок,

И сжали в кулачок!

Потрём-ка мы свои ладошки!

Согреем пальчики немножко!

Ладошки мы свои погрели!

Воспитатель: Дети, давайте нарисуем превращение льда в воду!

Воспитатель рисует сначала кусок льда, а потом лужицу и спрашивает:

Воспитатель: Дети, как узнать, что лёд превратился в воду?

Воспитатель: Молодцы! (ребёнок по желанию выходит и рисует стрелку). Молодец! Мы нарисовали стрелку, где картина показывает, что лёд превратился в воду!

Воспитатель: А когда лёд тает?

Воспитатель: Правильно! А когда можно увидеть лёд?

Воспитатель: Молодцы! А что зимой бывает?

Воспитатель: Верно! А когда не бывает снега и льда?

Воспитатель: Правильно! Летом у нас тепло, а зимой….

Воспитатель: Молодцы! Лёд превращается в воду, когда тепло, а когда холодно вода превращается в лёд!

Демонстрация картинок с изображением пейзажа зимы и лета.

Воспитатель: Что нарисовано на первой картинке?

Воспитатель: А на второй?

Воспитатель: на первой картинке что на речке? По чему дети  катаются?

Воспитатель: А на этой картинке  что в речке?

Воспитатель: Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут?

Воспитатель: А на первой картинке холодно или тепло?

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали. Давайте поиграем.

Игра «Наоборот»

Маленький – Большой

Твёрдый – Мягкий

Зима- Лето

Высоко- Низко

Тепло- Холодно

Тяжелый – Лёгкий

Горячий –Холодный

Воспитатель: Молодцы! Дети, а как вы думаете, что будет, если вы побежите по ледяной дорожке?

Воспитатель: Правильно! Почему?

Воспитатель: Молодцы! Да, лёд у нас скользкий, а это значит, что зимой нужно быть осторожными, чтобы не упасть! А еще мы с вами знаем, что лёд холодный! Скажите, пожалуйста, можно ли его облизывать, как мороженое?

Воспитатель: Верно! Горло может замерзнуть и заболеть! Да?

Воспитатель: Спасибо дети, вы сегодня были очень активными, старались, за ваше старание я вам дарю – медаль «Юного исследователя».

Здравствуйте!

Маленькое в большое! Братец Иванушка превратился в козленочка!!

Твердый.

Мягкий. Пластилин, подушка, варежка. Камешек, дерево.

Это лёд!

Твёрдый, холодный!

Тёплые!

Давайте!

Из льда получилась вода!

Кусочки стали маленькие!

Лёд превратился в воду!

Давайте!

(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)

Давайте!

Нужно нарисовать стрелку!

Когда тепло!

 Зимой!

Снег, холод, лёд!

 Летом!

Холодно!

Зима

Лето

По льду.

Вода.

Детям тепло, на улице лето.

Холодно

Большой

Мягкий

Лето

Низко

Холодно

Легкий

Холодный

Можно упасть!

Лёд скользкий .

Нет!

Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Познавательно - исследовательская деятельность в младшем и среднем дошкольном возрасте"

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. ...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Откуда берётся звук?" (возраст детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единс...