Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
консультация (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Ковалевская Татьяна Алексеевна

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

1 слайд  

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

2 слайд

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

3 слайд

Большой интерес для нас представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

 Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.

4 слайд  

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

5 слайд

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей группы.

Во - первых ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

6 слайд

Цель познавательно – исследовательской и экспериментальной  деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:

  1. формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  2. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
  3. развивать речь
  4. расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

7 слайд

Опытно-экспериментальная деятельность распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек.  Для реализации всего объема работы в группе создана предметно-развивающая  среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми детьми группы. В центре науки оформлен  материал для исследований, доступный  для детского экспериментирования:  картотека серий  экспериментов с объектами живой и неживой природы (экспериментирование с воздухом, песком, глиной, с солнечным светом, с почвой: «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «В мире стекла», «Чем нюхает червяк», «Сколько лет дереву?»).

8 слайд

Основным оборудованием являются: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы, прочие материалы.

При оборудовании центра науки в группе учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.

9 слайд

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировали так — ребенок совместно с взрослым: выделяет и ставит проблему, которую хочет решить, предлагает различные варианты ее решения, проверяет эти возможные решения, делает выводы, оформляет отчет или дневник наблюдений.

Когда данный алгоритм был отработан, детям предлагалось самостоятельно выбрать проблему, способ её решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

10 слайд 

Для поддержки интереса к экспериментированию и поисково – познавательной деятельности некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами, предметами. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких), «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас) и другие.

Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учатся самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремятся к получению знаний опытным путем.

При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых или читают сами. Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.

11 слайд

Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрируем с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

12 слайд

Большинство воспитанников умеют более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий, высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности,  дети научились выстраивать диалог, слышать и слушать друг друга, не перебивать. Они с удовольствием работают сообща, уступают друг другу, отстаивают свою правоту или признают правоту другого.

13 слайд

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Прежде всего, родители помогли в оборудовании центров в группе. В индивидуальных беседах, консультациях «Мои первые открытия», «Опыты на кухне», на родительских собраниях «Научные забавы в семье», «Маленькие исследователи», через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании «Играя, познаем мир» были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Для родителей были выпущены буклеты, которые они могут взять домой: «Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»; были проведены консультации «Как помочь маленькому “почемучке”», «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»; оформлена фотовыставка «Юные исследователи».

14 слайд

Мы не боимся экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

15 слайд

Наши воспитанники — это активные деятели. Думаю, это поможет им на пороге школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Конспект НОД по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик".

Конспект НОД по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"

Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....

«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»

         Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...