«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»
статья на тему

           Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только  как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Регулярное столкновение с творческими познавательно – исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребенка.         Важной задачей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования становится совершенствование  педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством познавательно – исследовательской деятельности и организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.

        Развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения – это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

        Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.         Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

        Исследования  предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить, т.е. сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

         Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи  и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение  детского экспериментирования в ДОУ.

        Мы акцентируем внимание на создании условий для самостоятельного  экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

        После прочтения «Сказки о потерянном времени» дети задались вопросом: «Ане теряют ли они свое время зря?» Мы решили создать свою «Лабораторию Потерянного времени», провести ряд экспериментов и проверить, теряют ли они свое время. Были созданы две группы детей из числа добровольцев.

        Первая группа (три ребенка стали экспертами). Каждый из них выбрал себе одного исследуемого, которые и стали объектами наблюдения. Для начала «эксперты» должны были обратить внимание на то, какие дела успели сделать утром их подопечные, по приходу в детский сад.

        Второй этап  исследования: отражение результатов своего наблюдения. Каждый из экспертов по-своему отражал свои наблюдения (в моделях и рисунках).

         Третий этап нашей совместной работы – анализ.

         Результаты наблюдений мы решили представить, используя песок и мерные стаканчики. Каждый временной момент равнялся одной ложечке песка. Чем больше песка в стаканчике, тем продуктивнее ребенок провел свое время.

         Во всех стаканчиках оказалось разное количество песка, из чего делаем вывод, что каждый из  исследуемых детей провел свое утреннее время  с различной степенью эффективности. В результате проведенного эксперимента большая часть детей, на примере исследуемых, задумались, насколько эффективно проходит их свободное время и это подтолкнуло ребят к бурному обсуждению, в ходе которого они пришли к выводу. Что рационально проведенное время  позволяет им выполнять гораздо больше полезных дел.

        Ни одну воспитательную или  образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Это был четвертый этап эксперимента.

        В совместной беседе «педагог + дети + родители»  наметили план совместной работы:

1. Домашнее экспериментирование.

2. Представление продукта совместной деятельности «дети + родители».

3. Обсуждение результатов за круглым столом.

         В течение нескольких дней дети старались (со слов родителей) более рационально проводить свое вечернее время дома. Результаты дети выражали в моделях и схемах, которые на следующий день обсуждались в группе.

        Выводы: Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей.

        Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а нам, педагогам, сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

        В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

        Литература:

        1. Дыбина О.В. Что было до…Дошкольная педагогика, №1 2006 г.

        2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего         дошкольного ребенка в детском саду»

        3. «Организация  экспериментальной деятельности дошкольников»; Методические             рекомендации  под ред. Прохоровой Л.Н.– М.: «Аркти», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла  не...

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...