Опыт работы по теме: «Использование инновационной авторской педагогической технологии «Линейный календарь» в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени»
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»)
Опыт работы по теме:
«Использование инновационной авторской педагогической технологии «Линейный календарь» в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени»
Выполнил:
воспитатель Девятловская Н.А.
первая квалификационная категория
г.Лесосибирск, 2023г.
Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время- это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Однако использование данных моделей в детском саду, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Общепринятый матричный календарь слишком сложен для дошкольников, которые не умеют читать, еще не знакомы с правилами перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается.
Матричный календарь- слишком условная, слишком «взрослая» форма отчета времени для маленького ребенка. Он не может формировать представления о течении времени, его направлении из прошлого, через настоящее в будущее. Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.
Идея технологии мне очень понравилась, и я решила ее применить в своей работе с детьми средней группы.
Пособие «Линейный календарь» создаётся из подручных средств при непосредственном участии детей, заполняется тоже детьми.
По задумке автора технологии неделя в таком календаре выглядит как полоса бумаги, разделенная на 7 ячеек (по количеству дней недели). В понедельник в начале каждой недели во время утреннего круга дети заполняют календарь. У каждого события есть свой символ (например, рабочий день в саду- картинка здания сада, выходной- домик, день рождения- торт и т. п) Так же в календаре можно отмечать погоду и интересные события из жизни группы.
Приступая к работе, я поставила перед собой цель познакомить детей с элементарными представлениями о времени: его текучести, периодичности, необратимости. Данная цель направлена на реализацию следующих задач:
- Вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели и календаря.
- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, устный счет.
-Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
-Формировать связную речь.
Предварительная работа заключалась в следующем:
-беседа о временах года, сезонных явлениях
-чтение произведений о временах года, днях недели
Разрабатывая календарь, мы с детьми решили, что каждому времени года будет соответствовать свой цвет: осень- оранжевый (красный), зима- синий (голубой), весна- зеленый, лето- желтый (так подписаны месяцы в календаре). Дети с большим интересом дети вовлеклись в этот творческий процесс планирования. Для заполнения календаря использую картинки- наклейки, распечатанные на принтере: рабочий день- мячик, выходной- домик, день рождения- торт, ясная погода- солнышко, пасмурная погода- тучи, также картинки с изображением дождя, снега, ветра и т.д). В первую неделю работы с календарем заполняли только рабочие и выходные дни событиями, проговаривали дни недели, обращая внимания на цвета. В понедельник второй недели после прогулки предложила отметить на нашем календаре погоду. Карточки с погодой дети брали в уголке природы из коробочки «Погодные явления» и заполняли ими свободные от событий клеточки. Дети с радостью отмечали на календаре наклейкой в виде корзинки с овощами и фруктами, Снегурочки и Дед Мороза такие праздники как Осенины и Новый год и считали до них дни. Отработанные календари хранятся в уголке природы.
Работа по технологии продолжается. К концу года планируем достичь следующие результаты:
-Дети имеют элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости.
-Правильно применяют термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, время года
-Сформированы представления о последовательности дней недели, времен года, пониманию и правильному употреблению слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.
В планах использовать эту технологию и в дальнейшем в старшей и подготовительной группах, постепенно усложняя и дополняя функции и задачи календаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".
Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".
"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста". Сказка является наиболее доступным материалом для развития п...
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений
материалы для работы по региональному компоненту...
«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...
Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...