Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

материалы для работы по региональному компоненту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_podgruppa_1.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений

о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья

(в рамках регионального компонента ООП ДО в ДОО)»

Введение

Актуальность темы 

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», 2009г. (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» (на период 2011-2015 гг.), можно сказать, что современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е года прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение к человеку.

Формирование культуры мира и межличностных отношений, проявляющихся в религиозной и национальной терпимости, уважительном отношении к традициям и культуре других народов формулируются как важнейшие задачи в международных, государственных и правовых документах (Конвенция ООН о правах ребенка, Национальная доктрина образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.). В них отмечается, что образование должно быть направлено не только на всестороннее развитие личности и способностей ребенка, но и на воспитание уважения к родителям, правам человека, природе, а также к ценностям своей собственной культуры и культуры других народов.

Поскольку дошкольные образовательные организации России представляют собой поликультурное пространство, которое необходимо выстраивать на идее культурного диалога, равноправного партнерства, где интегрируются ценности различных этносов, приобщение детей к культуре разных народов становится частью поликультурного воспитания. Оно способствует осмыслению, осознанию и принятию ребенком этнической, общенациональной и мировой культур в целях его духовного обогащения, формированию у него готовности и умения жить в поликультурной среде.

Самарская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.

Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Этот факт актуализирует изучаемую тему.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут – русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и др. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа доступное их возрасту.

Однако анализ практики работы с детьми среднего дошкольного возраста позволили выделить существующие противоречия: недостаточная активность родителей, недостаток пособий, материального обеспечения для решения данного проекта. Эти факторы затрудняли реализацию преобразования профессиональной деятельности.

Профессиональная проблема

Каковы педагогические условия приобщения детей среднего дошкольного возраста к культуре народов Среднего Поволжья?

Задачи

1.Определить содержание первоначальных представлений о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья, доступных для освоения детьми среднего дошкольного возраста.

2.Определить содержание образовательной области «Познавательное развитие», для реализации механизма формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья, в условиях реализации ФГОС ДО.

3.Разработать механизм, обозначив формы, методы, приемы и средства работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья.

4.Определить целевые ориентиры, возможные достижения воспитанников в результате реализации разработанного механизма.  


МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования у детей среднего дошкольного возраста

представлений о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья

Компоненты моделей

Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ООД

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта.

1.1 Сформировать у детей представления о народах Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).

1.2  Формировать представления детей о духовной культуре народов Среднего Поволжья: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.

1.3  Обогащать представления детей о материальной культуре и обычаях народов Среднего Поволжья: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта.

2.1 Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

2.2  Формировать эмоционально положительное отношение детей к традициям и обычаям народов Среднего  Поволжья.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий.

3.1  Формировать у детей умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к традициям и обычаям народов Среднего Поволжья.

Содержательный компонент

«Дружная семья народов»

ООД 1

ОО Познавательное развитие

Тема: «Путешествие по Волге».

Цель: расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине:

- дать детям общее представление о Мордовской республике;

- познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

- воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

ООД 2

ОО Художественно – эстетическое развитие

Тема: «Базар юных умельцев»

Цель: познакомить детей с татарскими национальными украшениями. Формировать умение детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально-положительное отношение к 

трудовой деятельности.

ООД 3

ОО Речевое развитие

Тема: «Разудалый петушок».

Цель: познакомить с мордовской народной сказкой с ее жанровыми особенностями.

Формировать умения осмысливать персонажей сказки.

ООД 4

ОО Художественно – эстетическое развитие

Тема: «Сказки народов Среднего  Поволжья»

(театрализованное развлечение).

Цель: приобщать к культуре и традициям

народов Среднего Поволжья через знакомство с народной сказкой и музыкой.

Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации.

Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

Вызвать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих мнений.

Воспитывать любовь, интерес к музыке народов Среднего Поволжья.

Утро

Темы

1. «Народные умельцы»

2. «Чей сувенир»

3. «Путешествие»

4. Детские песни: «Травушка-муравушка», «Ворон»

Прогулка

Темы

1. «Карусель», «Гори, гори ясно».

2. «Русские народные сказки».

Вечер

Темы

1. «Плетение лаптей из газетных трубочек».

2. Чтение р.н.с «Медведь и мужик» , татар. н. с. «Три дочери».

3. Просмотр мультфильмов:  

«Чунга-чанга», «Каша из топора», «Морозко».

4. Д/игры: «Одень куклу в национальный костюм », «Собери из слов пословицу».

5. Беседа:

«Народные праздники»,

«Назад в прошлое » (предметы быта разных народов Среднего Поволжья).

6. С/р игра

«Фабрика игрушек народов Среднего Поволжья».

7. Чтение пословиц и поговорок.

8.Изготовление головных уборов народов Среднего Поволжья.

Актуальная среда

-фотоальбом «Народы  Среднего Поволжья»;

-сюжетные картинки по теме: «Ремёсла, занятия, быт, костюмы, посуда, музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья»;

-куклы в народных костюмах;

-рассматривание иллюстраций к сказкам народов Среднего Поволжья;

-размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Путешествие по Волге», «К нам гости пришли»;

-народные детские песни;

-краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;

-тематический коллаж «Течет река Волга».

Темы

1.«Сядем рядком, да поговорим ладком» (посиделки).

2.«День народного единства».

3.«Национальные костюмы народов Среднего Поволжья».

4.«Игрушки народов Среднего Поволжья».

5.«Народный фольклор».

6.«Назад в прошлое».

7.«Все народы в гости к нам».

8.«Подвижные игры народов Среднего Поволжья».

9. «Патриотическое воспитание дошкольника: современный подход».

Технологический (процессуальный) компонент

Ход

ООД 1

1. Беседа.

2.Слушание песни Пляцковского и Савельева «Волга в сердце впадает мое».

3. Рассматривание иллюстраций о жизни и быте мордовского народа,  герб и флаг Мордовии.

4. Сюрпризный момент.

5. Рассматривание национального костюма Мордовии.

6.Рассказывание легенды о мордовском богатыре Пере.

7.Рассказывание детьми пословиц о родном крае.

8.Подвижная игра «Раю – раю».

9.Чаепитие с национальным угощением.

ООД 2

Ход

1. Беседа о татарских украшениях .

2. Стихотворение  об украшениях.

3. Рассматривание украшений.

4. Физ.минутка

« Как живёшь?».

5. Правила работы с ножницами.

ООД 3

Ход

1.Беседа о мордовских сказках.

2.Чтение сказки «Разудалый петушок»

3.Ситуативный разговор (вопросы).

ООД 4

Ход

Сюрпризный момент.

 1.Инсценировка чувашской сказки «Лиса – плясунья».

2.Инсценировка башкирской сказки «Медведь и пчёлы».

3.Инсценировка марийской сказки «Дочь лебеди Йуклаче».

4.Слушание песен.

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа.

2. Дидактическая игра.

3. Сюжетно-ролевая игра.

4. Чтение художественных произведений.

Прогулка

1. Подвижные игры.

2. Беседа.

Вечер

1.Творческая деятельность.  

2. Чтение художественных произведений.

3. Просмотр мультфильмов.

4. Дидактическая игра.

5. Беседа.

6. Сюжетно-ролевая игра.

7. Обсуждение пословиц.

8. Продуктивная деятельность (творческая мастерская).

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;

- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

- поощрение инициативы и активности детей.

Формы организации 

1. Круглый стол.

2. «Встреча с представителем одного из народов Среднего Поволжья» (носителем культурных традиций).

3. Участие в сборе материала для краеведческого уголка.

4. Выставка совместного творчества детей и родителей.

5.Подбор игрушек народных умельцев.

6. Составление сборника.

7. Вечерний досуг с родителями. 

8. Подбор материала для картотеки подвижных игр.

9.Родительское собрание.

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

1. У детей сформированы представления о народах Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).

2. У детей сформированы представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.

3. У детей обогащены представления о материальной культуре и обычаях народов Среднего Поволжья: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.

4. У детей сформировано толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

5. У детей сформировано эмоционально положительное отношение детей к традициям и обычаям народов Среднего Поволжья.

6. У детей сформировано  умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к традициям и обычаям народов  Среднего Поволжья. 


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия 

  • заведующий МБУ;
  • зам. зав. по ВМР;
  • воспитатели средних групп;
  • муз. работник;
  • физ. инструктор;
  • воспитатель по ИЗО.

2. Научно-методические условия 

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

2. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-ое изд., перераб. и доп. / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 304 с.: ил.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: «Дрофа», 2010.

3. Материально-технические условия

  • проектор;
  • ноутбук или ПК;
  • музыкальный центр;
  • интерактивная доска;
  • дидактические пособия, игры;
  • наглядный материал, научно-художественная литература;
  • DVD, CD диски с народным фольклором и фольклором народов Среднего Поволжья;
  • электронное пособие «Народное творчество».

4. Нормативно-правовые условия 

  1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158523/
  3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (ред. от 13.12.2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/28759.html?utm_campaign=hotdocs_day6&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=242922409
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70414724/
  6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/
  7. Концепция дошкольного воспитания (Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-gosudarstvo/z3k.htm
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
  9. Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области (Постановление Правительства Самарской обл. от 26 сентября 2007 г. N 201) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://samara.news-city.info/docs/sistemse/dok_iegadi.htm
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161801/

5. Информационные условия

1.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и мл. школьного возраста: практич. Пособие: М. Айрис-пресс, 2003.-192 с.

2. Мудрость народная жизнь человека в русском фольклоре/ под редакцией В.П. Аникина, В.Б.Гусева, Н.И.Толстого.-:Худ.лит.1991.

3. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия; В 2 кн. Кн. 1: Части 1, 2. / Собр. М. Забылиным. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1996. – 320 с.

4.Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия; В 2 кн. Кн. 2: Части 3, 4. / Собр. М. Забылиным. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1996. – 192 с.

5.Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 125 с.  

6.Степанова М.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. — 2012. — № 1 (73). — Ч.1. — С. 151—155. — 0,31 п.л.

7. Степанова М.В. Дидактические игры как средство ознакомление  старших дошкольников с культурой народов России // Дискуссия. — 2012. — № 3 (21). — С. 142—145. — 0,25 п.л.

8.Энциклопедия праздников/автор-составитель Н.В. Чудакова.- М:Издательство АСТ-ЛТД, 1997.-256с.

  1. Организационные условия
  • разработка перспективно-календарного планирования;
  • разработка конспектов совместной деятельности педагога и детей;
  • подготовка дидактических игр, пособий;
  • разработка сценариев развлечений, праздников, спортивных праздников с родителями, совместных досугов.

Приложение 1

Конспект театрализованного развлечения для детей среднего дошкольного возраста

«Сказки народов Поволжья»

Программное содержание:

Приобщать к культуре и традициям народов Среднего Поволжья через знакомство с народной сказкой и музыкой.

Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации.

Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

Вызывать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих мнений.

Воспитывать любовь, интерес к музыке народов  Среднего Поволжья.

Действующие лица:

Фея

Старик, старуха, лиса.

Человек, пчёлы, медведь.

Парень Кождемыр, дочь лебеди Йукталче, лебеди.

Материалы и оборудование:

Чувашский костюм - платье, монисто, браслеты, тухья ( праздничный головной убор девушки, украшенный серебряными монетами и бусами); сундук.

Соты, костюмы пчёл, костюм медведя, мужской башкирский костюм, топор, улей.

Поле с овсом, дом, сети, еловая ветка, "наряд" - бусы и головной убор, мостик, коромысло, вёдра, перья. Металлофон.

Организация и методика поведения:

Занавес закрыт. В зале находится самодельная книга "Сказки народов Поволжья".

Звучит сказочная музыка, в зал входят дети, их встречает Фея. Дети рассаживаются на стулья.

Фея. Ребята, вы слышите музыку? (Ответ детей) Эта музыка волшебная! Она превратила меня в Фею Сказок. И я приглашаю вас в путешествие по книге Сказок. Хотите побывать в сказке? (Ответ детей)Листать страницы книги мне помогут сказочные птицы.

Фея хлопает в ладоши. Звучит песня "По полю, полю", дети в русских народных костюмах исполняют танец. На слова "летал, вылетал сиз голубчик молодой" появляется первая птица, на слова "выкликал сиз голубушку свою" появляется вторая птица. По окончании танца птицы располагаются около книги.

Фея. Помощники мои, открывайте первую сказку.

Птицы открывают первую страницу книги. (Звучит металлофон)

Первая птица: Книга открывается, чувашская сказка начинается. "Лиса-плясунья" называется.

Открывается занавес. Декорация - в деревенской избе. За вязанием сидит старуха, поёт, старик подыгрывает на гармошке. Звучит в грамзаписи чувашская народная песня "Ах, Васили, Васили" (аудиозапись).

Старуха. (прекращает петь) Вот и связала я тебе тёплые рукавицы.(подаёт старику)

Старик. (рассматривает) Спасибо, спасибо! Какие мягкие, да тёплые. Чем же мне тебя порадовать? А придумал! (Уходит)

Фея. И пошёл старик в лес, поискать подарок старухе. (Старик ведёт Лису) А из леса принёс живую лису и говорит старухе:

Старик. Вот это подарок тебе - будет у тебя новая шапка!

Фея. Старуха обрадовалась и просит лису:

Старуха. Спляши, лисичка-сестричка, повесели меня!

Фея Лисичка взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем - лес, только как убежишь в тот лес? А старик тоже просит:

Старик. Спляши, лисичка.

Лиса. Я бы сплясала, но у меня нет хорошего платья. А без платья - что это за пляска?

Фея. Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится. (персонажи выполняют действия по содержанию)

Старик. Что же не пляшешь, сестрица?

Лиса. Я бы сплясала, да у меня нет мониста на шее.

Фея. Старик со старухой повесили на шею лисе монисто. А она и теперь на украшения смотрит, однако же и плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос:

Старик и старуха. Хватит любоваться, пляши.

Лиса. А у меня - разве не видите? - на голове тухьи нет.

Фея. Надела ей на голову старуха и свою тухью, - не пляшет лиса:

Лиса. Надо бы еще и браслеты. (Старики надевают ей и браслеты)

Фея. И когда только дали ей и браслеты - повеселела, вышла на середину избы. Старик достал гармошку, заиграл, лисица в пляс пустилась.

Танец Лисы под чувашскую народную мелодию. (сначала тихо, медленно прошла по кругу).

Старик. А ну, ходи веселей, лисичка-сестричка!

Лиса пляшет все быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает, да тухья с монистом позванивают. Старуха глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает.

Фея. Что только не выделывала, какие веселые колена лисица ни выкидывала. Глядят на пляску старик со старухой не наглядятся. Жарко стало плясунье, она и говорит:

Лиса. Жарко стало, откройте окно и дверь!

Старик. Жалко что ли: лишь бы лисичка веселей плясала!

Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно:

Фея. А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да - юрк! - в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели.

"Немая сцена"-старик и старуха замерли от неожиданности. Занавес закрывается.

Фея. Ребята, какой изображена Лисичка-сестричка в чувашской сказке?

Дети. Хитрая, весёлая, плясунья.

Фея. Вам понравился её танец? (Ответ детей) Хотите танцевать как лисичка? (ответ детей) Что ж, я позову её, пусть научит и вас танцевать.

Фея хлопает в ладоши, звучит чувашская народная музыка. Лисичка танцует дети повторяют характерные движения танца. Музыка заканчивается. Фея благодарит Лисичку. Хвалит детей. Лисичка Старик и Старуха садятся со зрителями.

Фея. Птички-помощницы, листайте волшебную книгу.

Птицы открывают в книге сказок следующую страницу.(Звучит металлофон)

Вторая Птица: Башкирская сказка начинается, "МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ" называется.

Открывается занавес. Декорация леса. Пчёлы собирают мёд.

Фея. В лесу жили весёлые пчёлы .Они собирали с цветов сладкий нектар, дружно строили соты и у них всегда было много душистого мёда.

Пчёлы. Исполняют песню "На лужайке" Музыка Д. Хасаншина слова Р.Сабитова перевод с башкирского Ю.Полухина)

Этот луг, этот лес
Полон разных чудес,
Только нужно видеть чудеса:
Посмотри, как чисты,
Как нарядны цветы,
А в ромашках светится роса.
Вот летит мотылёк,
Вот звенит ручеёк,
Промелькнул в кустах колючий ёж,
Вот красавец луговой одуванчик золотой,
А нектар весь не соберёшь.

Фея. Но в этом лесу ещё жил медведь. (Выходит медведь, выполняет действия по тексту) Медведь обожал мед. Без меда не мог жить. Он только и думал о меде, о том, как он его поедает. Стоило ему видеть в дереве дупло, в котором гудели пчелы, как радости его не было предела. Он тут же разорял пчельник и начинал есть мед. Пчелы облепляли медведя со всех сторон, стараясь его ужалить, но у них ничего не получалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел - короткое. Стараются они добраться до медвежьего тела, да только не пускает их шерсть. Ещё в те времена у медведя был длинный хвост, которым он отгонял пчёл. Медведь ест медовые соты до отвала, пока весь не затекает сладостью. (Выходит человек) Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и увидел на дереве медведя, пожирающего медовую добычу.

Человек. Ах ты косолапый! Это, значит, ты разоряешь пчельник и лопаешь готовый мед! Так я тебя сейчас проучу.

Фея. Замахнулся он топором на медведя и попал по хвосту. Отрубил ему половину хвоста, самую лохматую и густую часть. Вот хвост и остался таким куцым. Ушёл медведь в лес, низко склонив голову. А тот человек поправил соты и отправился домой. Подивились такому делу пчелы, спрашивают у главной пчелы.

Пчела. Почему этот человек не доел наш мед?

Главная-пчела. Догоните и спросите его, почему он не съел наш мед.

Фея. Пчелы так и сделали. (Выполняют действия по тексту) И тогда человек ответил им так:

Человек. Если я съем мёд, то вам ничего не останется на зиму, и вы погибните от голода.

Фея. Вернулись пчелы в свой домик и передали главной-пчеле слова человека. И решили они просить человека, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку и говорят:

Пчёлы. Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду. А мы тебе за это спасибо скажем, твоих детей мёдом угощать будем.

Человек. Хорошо, я вам сооружу крепкий улей, вы там будете жить и собирать мед.

Занавес закрывается.

Фея. И с того времени пчелы стали потчевать людей своим медом. Ребята, а вы любите мёд? (Ответ детей) Тогда споём все вместе башкирскую песню.

Дети инсценируют башкирскую народную песню "Мёд" русский текст Грачёва.

Мы однажды в улей 
К пчелам заглянули.
 
Мед башкирский славится,
Всем мальчишкам нравится.

Улей стал кусаться, 
Мы - обороняться!
 
Мед в бочонках славится,
Всем девчонкам нравится!

Пчелы зажужжали,
Мы и убежали!
Мед нам очень нравится,
 
Если... не кусается!

Фея. Птицы -помощницы, листайте книгу.

Первая птица. Марийская сказка начинается, "Дочь лебеди Йукталче" называется.

Выставляется перед занавесом дом. Перед домом стоит грустный Кождемыр.

Фея. Жил в одной деревне парень Кождемыр. Посеял он на своём поле овёс. Хороший взошёл овёс: густой, высокий. Да повадилась по ночам летать на поле и мять овёс белая лебедь. Поставил Кождемыр в овсе частые сети. Утром пошёл он на поле и видит:

(Из дома выходит Кождемыр. Занавес открывается. Среди колосьев сидит лебедь. На заднем плане река. Через реку мостик.) запуталась в частых сетях белая лебедь, крыльями бьёт, а вырваться не может. Зажёг Кождемыр смолистую еловую ветку и опалил жарким огнём лебединые белые крылья, чтобы не летала лебедь на поле, не мяла овёс. Обгорели лебединые белые крылья, и вдруг превратилась лебедь в красивую девушку. (Лебедь скидывает крылья) Взял парень девушку за руку и спросил:

Кождемыр. Как тебя зовут?

Девушка. Меня зовут Йукталче.

Кождемыр. Была ты, Йукталче, белой лебедью, а теперь будешь моей женой.

Фея. С первого взгляда полюбил Кождемыр красавицу Йукталче. Привёл её в дом, нарядил, надел на шею красивое ожерелье. (Действия по тексту) Утром взяла Йукталче вёдра и пошла на речку по воду. Встала на мостик, не в воду - в синее небо смотрит.

Прилетела стая лебедей, запели лебеди:

Лебеди. (поют на мелодию марийской народной песни "На лужке")

Крылья ты свои надень
И лети домой скорей.
Прилетели тебя звать
Ждут давно отец и мать.

Йукталче:

Бросьте мне по пёрышку,
Девице - лебёдушке
И тогда дневной порой
С вами я вернусь домой.

Фея. Бросили ей лебеди по одному перу и улетели.

Йукталче спрятала перья под мостки, набрала воды и вернулась в дом.

Кождемыр. Почему ты так долго по воду ходила?

Йукталче. Текла в речке сорная вода, дожидалась я, пока чистая побежит.

Фея. На другой день снова пошла Йукталче по воду. Как пришла она на реку, прилетели лебеди и запели:

Лебеди.

Крылья ты свои надень
И лети домой скорей.
Прилетели тебя звать
Ждут давно отец и мать.

Йукталче.

Бросьте мне по пёрышку,
Девице - лебёдушке
И тогда дневной порой
С вами я вернусь домой.

Фея. Бросили ей лебеди по одному перу и улетели. И эти перья Йукталче спрятала под мостки, потом набрала воды и вернулась в дом.

Кождемыр. Где ты так долго гуляла?

Йукталче. Текла в речке сорная вода, я дожидалась чистой.

Фея. И на третий день пошла Йукталче по воду. Опять прилетели лебеди и запели:

Лебеди.

Крылья ты свои надень
И лети домой скорей.
Прилетели тебя звать
Ждут давно отец и мать.

Фея. Бросили ей лебеди ещё по одному перу, закружились над ней, захлопали крыльями. Сбросила Йукталче с себя одежду, оделась в лебединые перья и снова обернулась белой лебедью. Взмахнула Йукталче белыми крыльями и полетела с лебединой стаей.

"Танец лебедей" (музыкальное сопровождение - мелодия Д. Верди из оперы "Травиата" в исполнении оркестра П. Мориа) Лебеди "улетают".

Фея. Покинула Кождемыра красавица Йукталче, навсегда улетела белая лебедь.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам народов Поволжья.

Ребята, сказки каких народов сегодня видели? Что вам запомнилось, что понравилось?

(Ответы детей)

Роли исполняли.

(Фея перечисляет героев сказок. Дети выходят на поклон.)

В моей волшебной книге ещё много сказок. Мы обязательно отправимся туда не раз. Давайте на прощание споём все вместе песню о сказках.

Все исполняют песню "Что такое сказки". (музыка и слова П. Деревянкиной.)

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла  не...

Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».

Цели: Формирование  представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности  дошкольников....

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...